18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН, РАСПРОСТРАНЁН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВАРЛАМОВЫМ ИЛЬЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВАРЛАМОВА ИЛЬИ АЛЕКСАНДРОВИЧА
Гонконг! Самый плотный и концентрированный город! Совершенно не понятно, как тут живут люди! А некоторые живут в натуральных ячейках-гробах. Приехать, погулять, посмотреть — одно удовольствие. Но как тут жить?
Эту статью я хочу начать с дома-монстра! Так его прозвали местные жители не только из-за больших размеров, но ещё и из-за совершенно ужасной архитектуры.
В доме пять соединённых между собой башен. На каждой из них — куча несуразных балконов разных цветов и размеров. В 60-е годы прошлого века дом-монстр построили как социальное жильё для бедных людей. Тогда в Гонконге резко выросло число жителей. Во-первых, с материкового Китая сюда переселились бежавшие от красных китайцы. К тому же до этого в Гонконге произошёл беби-бум. В итоге в 50-е–70-е годы население острова достигло трёх миллионов человек. То есть увеличилось в два раза по сравнению с 40-ми годами.
Тогда власти решили построить на острове вот такие муравейники с маленькими квартирами. Недорогое жильё должно было обеспечить крышей над головой минимум миллион гонконгцев.
Сегодня Гонконг продолжает оставаться одним из самых густонаселённых городов мира. По плотности населения территория занимает третье место в мире. Плюс ко всему, не вся территория острова заселена. Только семь процентов Гонконга выделено под жильё. Многим людям приходится ютиться в комнатушках, где даже нельзя встать в полный рост.
Надо понимать, что здесь строительство многоэтажек оправдано. Места мало, а людей много. И когда в Гонконге лепят монстрообразные многоэтажки без какой-либо инфраструктуры, то это ещё можно понять. Но когда такое происходит в России, где сравнительно небольшое население живёт на огромной площади, совершенно непонятно, зачем так уродовать города.
Ещё одна особенность города — это узкие внутриквартальные проходы. Очень колоритные.
В большинстве домов все коммуникации внешние. Дома покрывают водопроводы, канализационные трубы, провода.
Вы удивитесь, но большая часть Гонконга — это зеленые зоны. Если посмотреть на карту города сверху, то можно увидеть, как здесь много парков и пляжей.
Но вернёмся к многоэтажкам. «Чунцинские особняки» — неблагополучное место в Гонконге, несмотря на красивое название.
В огромном здании пять жилых башен, его построили ещё в 1961-ом году. В это место стекаются маргиналы со всего города, потому что тут самая дешёвая аренда на всём острове. На семнадцати этажах около двух тысяч номеров. В среднем в сутки в них живёт до четырёх тысяч человек. На первом этаже — торговый центр Chungking Express. Тут более пятисот магазинов и ресторанов. От забегаловок с карри и африканских бистро до магазинов с контрабандными телефонами.
В коридорах этих особняков продают нелегальные товары и услуги. Говорят, тут есть штаб-квартиры незаконных группировок и наркоторговцев, у которых можно спокойно получить дозу. И, конечно, там живут секс-работники. За всё это особняки заслужили репутацию «гетто в центре мира».
В основном в особняках живут мигранты, которые приезжают в Гонконг из Шри-Ланки, Бангладеша и других стран. Часто они становятся жертвами краж и изнасилований. Но заявлять об этом боятся, потому что не хотят депортации из-за просроченных виз или фальшивых документов.
Гонконг – это не только город с квартирами-гробами. Здесь есть вполне приличное, очень дорогое жильё.
Цены на такую недвижимость начинаются от 2,5 млн $ за небольшую квартиру.
Кроме колоритных улочек, в Гонконге есть живописные рынки.
Фуд-корт на рынке. Обед стоит в среднем 6,5 $.
В Гонконге можно найти не только квартиры-гробы, но и многоэтажки-бордели. В районе Козуэй-Бей есть ещё один необычный дом. Это здание, 18 этажей в котором отведены под бордель. Коридоры этих этажей часто залиты розовым светом, украшены зеркалами и гирляндами. На дверях висят таблички с надписями «Пожалуйста, подождите» или «Свободно».
Проституция в Гонконге легализована. Но при условии, которое тут звучит так: «одна женщина, одна комната». Это значит, что вы можете уединиться в комнате только с одной женщиной, и при этом у неё не будет сутенёра. То есть деньги за свои услуги она получает напрямую. Власти Гонконга считают, что так они обеспечивают безопасность женщин.
При этом, конечно, есть куча способов обойти законы. Например, эти правила игнорируют в массажных салонах и в барах с «особыми услугами».
По оценкам властей, в Гонконге более ста тысяч секс-работниц, большинство из них работает в публичных домах или же в «массажных салонах». Секс-работники-мигранты часто становятся жертвами жестокого обращения, но боятся жаловаться в полицию всё по тем же причинам. Не хотят, чтобы их депортировали.
Я уже рассказывал, что в 50-е–70-е годы в Гонконге случился демографический бум. Огромное число жителей Китая бежали сюда от коммунистов через границу с Шэньчжэнем. В 1950-е годы в Гонконг каждый месяц мигрировало до ста тысяч человек. В итоге, по разным оценкам, от пятисот тысяч до двух миллионов жителей Китая оказались на острове. Но встречали их тут не счастливая жизнь и свобода, а тяжёлые условия. Многим мигрантам пришлось селиться в трущобах и трудовых лагерях для беженцев. Некоторым не хватило места даже там. Правительство опасалось, что на острове случится перенаселение, поэтому отказывало многим беженцам в жилье. При этом есть было нечего, и многие китайцы по приезде умирали от переутомления и голода.
В трущобы Шек Кип Мей селились китайские мигранты. Но их уничтожил пожар, и тогда беженцы оказались на улице, потеряв последние накопления. После этого правительство Гонконга приняло закон о строительстве многоэтажек с социальным жильём. В них срочно разместили беженцев, которые потеряли кров.
Тут я хочу рассказать вам о времени, когда территория ещё не вошла в состав современного Китая.
Называть остров Гонконгом начали британцы. Местные жители называли это место просто «благоухающая гавань». Что на кантонском диалекте звучит как «Хонг Конг». Британцы взяли это выражение и превратили его в название города: Гонконг. Сами британцы пришли сюда в середине 19-го века и стали использовать место как стоянку для судов.
В 1842-ом году Великобритания купила остров и построила здесь порт. Долгие годы Гонконг отставал в экономическом развитии, например, от Шанхая. Однако в 1849-ом году в Гонконг хлынула волна китайских эмигрантов. Они приехали на остров после того, как обогатились на калифорнийских приисках во время золотой лихорадки. И привезли с собой деньги и желание заниматься бизнесом.
В 1898-ом году Британия присоединила к Гонконгу новые территории, которые были арендованы у Китая на 99 лет.
Когда в 1937-ом году началась японо-китайская война, тысячи китайцев вновь бежали в Гонконг. На тот момент на острове уже жило более полутора миллионов человек. В декабре 1941-ого года, во время нападения на Перл-Харбор, Япония напала и на Гонконг и оккупировала его. Многие местные жители были арестованы, прочие остались без еды и жилья. К концу войны на острове осталось всего 600 тысяч человек, а власть над ним опять перешла к Британии.
В 1982-ом году Великобритания хотела продлить срок аренды гонконгских Новых территорий. Договориться не удалось, а сохранить за собой Гонконг без Новых территорий британцам было бы сложно и неудобно. В итоге, в 1997-ом году Гонконг был объявлен Специальным административным районом КНР.
1-го июля 1997-го года Великобритания ушла из Гонконга, и регион перешёл под управление Китая. До 2047-го года Гонконг должен был стать полностью автономным в рамках политики «Одна страна, две системы». В 2019-м и 2020-м годах по Гонконгу прокатилась серия протестов против закона об экстрадиции. Гонконгцы считали, что таким образом нарушаются их права и свободы. После этих событий многие жители Гонконга эмигрировали.
Британцы строили в Гонконге не только роскошные дома, но и тюрьмы. Самая первая открылась в 1841-м году. Это была тюрьма Виктория. В качестве наказания особо буйных заключённых морили здесь голодом, а потом отправляли в Австралию на каторгу.
В 1970-х годах тюрьма Виктория стала главным центром транзита и репатриации вьетнамских беженцев. А в сентябре 1995-го года комплекс объявили историческим памятником. Сейчас здесь находится культурный центр.
Китай вернул себе Гонконг в 1997-ом году. После его присоединения он стал для рядовых китайцев островком свободы. В Гонконге по сей день своя валюта, свои торговые отношения и политика. Интересно, что бóльшая часть иностранных инвестиций поступает в Китай через Гонконг. То есть бизнесмены используют его как надёжный финансовый хаб. Иностранцы отправляют деньги туда, а затем они уже идут в материковый Китай. К тому же в Гонконге нет НДС, налога на товары или услуги и налога с продаж. Это делает его привлекательным для бизнеса, а главное, для торговли и перепродажи товаров из одних стран в другие.
При этом Гонконг почти полностью зависит от импорта, в том числе сырья, продуктов и топлива.
Говоря про Гонконг как финансовый центр, нельзя не сказать про деньги. Национальная валюта здесь – гонконгский доллар, но называется он на местном языке «инь чжи». Что значит «серебряная бумага».
Интересно, что в Гонконге банкноты выпускает не какой-то один центральный банк, а 3 коммерческих. Это HSBC, Bank of China и Standard Chartered Bank. Центральный банк Гонконга тоже выпускает банкноты, но только номиналом в 10 долларов, а также все монеты.
Так как купюры печатают разные структуры, их дизайн немного отличается. Например, каждый банк печатает на банкноте изображение своей штаб-квартиры.
В Гонконге такси раскрашены в разные цвета. Красные, зелёные, синие — так вы можете определить, куда вас точно не повезут и какое такси нужно остановить. Например, зелёные ездят по Новым территориям, голубые такси курсируют только между аэропортом и островом Лантау, а красные по острову Гонконг и району Коулун. Всего на острове более восемнадцати тысяч такси. Они бывают четырёхместные и пятиместные. Сколько мест в каждой машине, можно определить по специальной маркировке.
Интересно, что цена тут включает не только саму поездку, но и время ожидания такси. К тому же, в некоторых случаях предусмотрены дополнительные тарифы. Например, проехать через туннель Кросс-Харбор, Восточную или Западную гавани стоит семь долларов.
Кроме такси можно воспользоваться трамваем.
Трамвай в Гонконге появился ещё в 1904-м году. На пять лет позже, чем в Москве. Тогда город очень разросся, людей стало много, и им потребовался какой-то общественный транспорт. Для этого и построили трамвайные линии. Сначала все вагончики были одноэтажные. Более того, в трамваях было разделение на вагоны для пассажиров первого и низшего классов. Они различались по стоимости, дизайну и вместимости. Но пассажиров становилось всё больше, и в 1912-м году в Гонконге появился первый двухэтажный трамвай. Правда, тогда ещё с открытым верхом. Только в 1925-м году по улицам острова стали ездить трамваи, похожие на те, которые можно увидеть сегодня. Трамвайная система Гонконга даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как «самый большой в мире парк двухэтажных трамваев».
Сейчас это ещё и память о британском наследии, ведь эти трамваи похожи на знаменитые лондонские двухэтажные красные автобусы. Вот только цвет трамваев в Гонконге обычно не разобрать из-за обилия рекламы.
Именно трамваи стали очень популярны у рекламодателей. Во-первых, этот вид транспорта – один из самых популярных в городе. Трамвайный маршрут идёт через весь остров, а стоимость билета низкая. Для взрослых – 30 американских центов, а для детей и пожилых людей – около 20.
Плюс ко всему, вагончики движутся довольно медленно, и каждый прохожий может подробно рассмотреть рекламные картинки. В результате, как говорит статистика, рекламу на вагонах трамваев видит около 80% населения Гонконга. В 2021-м году трамвайная система заработала на рекламе больше миллиона долларов США.
Ещё один популярный транспорт в Гонконге это паром. Как и трамвай, паром появился на острове ещё во времена британской колонизации. Первые кораблики спустили на воду в конце 19-го века. Сначала паромы работали на угле, но в 1933-ем году компания Star Ferry построила первый дизельно-электрический пассажирский паром в мире.
Раньше на паромах ездили только местные, если им нужно было добраться из Коулуна, материковой части города, на остров Гонконг. Тогда это был единственный способ передвижения через гавань Виктория, кроме маленьких деревянных лодочек. Сейчас Коулун и остров Гонконг соединяют автомобильные и железнодорожные тоннели. В том числе Кросс-Харбор, первый подводный тоннель Гонконга, построенный в 1972-ом году, и участок гонконгской линии метро. Но многие местные всё равно выбирают поездку на пароме.
Гонконг — очень холмистый город. Чтобы попасть с верхних районов вниз, зачастую нужно делать кучу зигзагов. Но только не в районе Мид-левелс — это район, где живут богатые гонконгцы. Раньше они жаловались, что по дороге на работу с вершины острова им приходится подолгу стоять в пробках. Тогда власти решили построить для них короткую дорогу, чтоб элита Гонконга добиралась на работу и домой «пешком».
Так появилась эскалаторная улица, которая соединяет вершину и низ холма несколькими уличными эскалаторами. Проехал квартал, перешёл дорогу, поехал дальше. Неудобно, правда, что система односторонняя. Рано утром она работает на спуск, а всё остальное время дня — на подъём.
Вот такой он – загадочный Гонконг, в котором сочетаются роскошь и бедность, многоэтажки с борделями и небоскрёбы с офисами.