Найти тему

Глобальные проблемы Китая или как «Дракон» собирается сражаться?

Оглавление
Китайский дракон смотрит на невероятное количество настроенной недвижимости и думает, что с ней делать😁
Китайский дракон смотрит на невероятное количество настроенной недвижимости и думает, что с ней делать😁

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

С 1979 г. Китай создает благоприятные условия для привлечения иностранного капитала в экономику. Это стало одним из ключевых элементов стратегии экономического развития страны.

Итак, начать наверное нужно с Азиатского финансового кризиса 1997 г.

Почему с этого момента?

К 1998 году экономический спад в азиатских странах достиг огромных масштабов:

  • - 14% в Индонезии
  • Тайский бат упал наполовину по сравнению с долларом
  • Южнокорейский вон, который ранее стоил около 900, упал до отметки в 1695 за доллар
  • К середине 1998 года стоимость индонезийской рупии уменьшилась почти в семь раз по отношению к американскому доллару и.т.д

Азиатский финансовый кризис нанес серьезный психологический удар не только самому региону, но и все мировое сообщество, надо сказать, было потрясено.

А какое отношение это событие имеет к разбираемой нами теме? Да самое прямое!

Что происходит с Китаем, в тот момент когда весь Азиатский регион барахтается в кризисе? В этот период правительство КНР запустило масштабную программу налогово-бюджетного стимулирования!

  • местным органам власти были выделены инвестиции на развитие инфраструктуры размером в 308 млрд юаней.

Немного уточнения: (Откуда бабки Дэйв?)

Основными источниками роста ВВП Китая ( иначе ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО ПОДНЕБЕСНОЙ) являются два инструмента – экспорт и внутренние инвестиции в развитие инфраструктуры. Мы все знаем, что Китай - это "Мировая фабрика", а вот инвестиции в инфраструктурные объекты - очень интересный и малоизученный инструмент. Дальше, как раз будет об этом подробнее.

Общий объем инвестиций в КНР в 1997-2001 гг. составил 4,3 трлн. юаней, что эквивалентно 8,6 % от ВВП и примерно вдвое больше, чем было вложено за предыдущие 5 лет.

В 1998 году ВВП других азиатских стран упал в среднем на 10%.

А в Китае он вырос на 7,8%. Кроме того, именно наращивание инвестиций в инфраструктуру поспособствовало созданию необходимой промышленной базы, что позволило КНР окончательно стать той самой «мировой фабрикой». Позже доля экспорта в экономике к 2006 году достигла 36%.

Для наглядности, будем далее использовать ВИЗУАЛЬНУЮ ДОРОЖНУЮ КАРТУ СОБЫТИЙ👇

ЭТАП 1. Азиатский кризис и рост Китая на фоне огромных антикризисных вливаний в экономику.
ЭТАП 1. Азиатский кризис и рост Китая на фоне огромных антикризисных вливаний в экономику.

Вообщем, за счет открытия рынков и привлечения иностранного капитала, Китай пережил кризис и еще вышел в плюс, так сказать! НО! (всегда есть то самое, неприятное но...)

Инвестиции в инфраструктурные обьекты при продуманном их осуществлении дают хороший эффект, поскольку создают спрос в сопряженных отраслях и увеличивают занятость.

Другими словами, при всеобщем падении спроса во время экономической нестабильности, вложения в строительство инфраструктуры создают спрос сразу в целом ряде отраслей и увеличивают количество рабочих мест. Как следствие, доходы частного сектора растут, и последствия кризиса нивелируются.

Вся эта история хорошо работает при условии, что - финансирование развития инфраструктуры должно служить конкретным целям и задачам и обеспечивать окупаемость. Иначе можно много всего понастроить, но влезть в серьезные долги, если проекты оказались малоэффективными.

Идем дальше! На дворе 2008 год - Мировой финансовый кризис. Пока экономики мира сотрясаются в порыве страсти и обвалов, Китай снова вливает деньги в экономику. Ведь после кризиса 1997-1998 гг. негативных последствий для Китая практически не было, и через 10 лет, во время Ипотечного кризиса 2008 года, страна решила повторить свой опыт.

Госсовет КНР утвердил в 3 квартале 2008 г. антикризисный инвестиционный пакет размером в 4 трлн. юаней (586 млрд долл. США).

Высокоэффективных проектов было недостаточно, из-за этого был ослаблен контроль за ожидаемой рентабельностью планируемых к строительству объектов в надежде суммарно получить положительный мультипликативный эффект. (Если упростить, то товарищи планировали инвестировать в разные проекты, от хреновых до хороших, в надежде, что в будущем в сумме оно все даст положительный результат).

В результате правительственные банки начали кредитовать достаточно спорные заявки, государственный комитет по развитию и реформам, утверждал проекты без проверки их рентабельности, а крупные правительственные банки щедро спонсировали любые рискованные инициативы.

Реальный объём стимула за два года, составил 9,5 трлн юаней, что в 2,4 раза больше запланированной суммы и эквивалентно 27% ВВП, произведённого за этот период. Если же сложить все использованные источники финансирования, банковские кредиты и облигации, то совокупный объём вложений составил 24,42 трлн юаней.

Для наглядности посмотрите на график роста ВВП и вложенные объемы средств👇

Вливание средств в период роста ВВП
Вливание средств в период роста ВВП

Пока весь мир судорожно пожинал плоды кризиса, экономика Китая с 2008 по 2010 год в среднем росла на 10%.

Исследования показывают, что только за первый год реализации, запущенные проекты создали до 20 млн рабочих мест. Например, в 2008 году Министерство транспорта КНР получило 1,5 трлн юаней на развитие высокоскоростных железных дорог, кстати, и небоскребы, которыми сейчас славится Китай, начали свое активное строительство именно в этот период.

Этап 2. Китай проходит Ипотечный кризис  2008 года, опять с ростом.
Этап 2. Китай проходит Ипотечный кризис 2008 года, опять с ростом.

Последствия стимулирования экономики

За все в жизни нужно платить, слышали такую поговорку? Ну вот и время Китая тоже подошло.

Постоянное стимулирование экономики за счёт инвестиций в развитие инфраструктуры привело к накоплению корпоративного долга, Китай, кстати, лидер!

Во втором квартале 2023 года, корпоративный долг Китая достиг нового максимума, составив 166% от общего объема ВВП, установив тем самым новый негативный рекорд.

Свыше половины всего корпоративного долга сосредоточено в трех ключевых областях: это строительство, недвижимость и транспорт. При этом доля долгов в этих отраслях достигает крайне высоких показателей:

  • в строительной индустрии задолженность составляет 91%,
  • в транспортной - 86%,
  • и 57% приходится на сектор недвижимости.

В чем же заключаются причины такого необычайно большого объема накопленного долга?

В Китае местные власти получили задачу от центрального правительства по выполнению инфраструктурных инициатив.

Центральное управление ограничивает их возможности занимать средства у крупнейших банков страны, за исключением специальных программ, запущенных национальным руководством. В результате этого, местные органы вынуждены поискать другие пути финансирования. Именно так возникли структуры, известные как «local-government financing vehicles» «организации финансирования местного самоуправления»

Для удобства я буду их называть "местные кошельки"

Юридически МК функционируют как независимые компании, но на деле они создаются региональными администрациями для сбора средств на развитие инфраструктуры.

Сначала МК получают начальный капитал от местных властей: это может быть часть бюджетных доходов, выручка от продажи облигаций или передача земельных прав. Получив начальный капитал, МК направляют его на поддержку инфраструктурных проектов и привлекают дополнительное финансирование через банковские займы.

Эпоха процветания МК пришлась на период внедрения пакета антикризисных инвестиционных мероприятий в 2008 году. Из заявленного объема инвестиций в размере 4 триллиона юаней центральное правительство предоставляло только 1,18 триллиона, ожидая, что местные власти сами найдут способы финансирования остальной части стимула. В связи со смягчением надзора за финансовым сектором и необходимостью привлечения значительных ресурсов для преодоления кризиса, МК получили широкие возможности для получения кредитов под новые инфраструктурные проекты, что привело к увеличению их задолженности.

В этой статье говориться о том, что доходов, которые зарабатывают местные кошельки, хватает всего на 40% от объема их долговых обязательств.

С 2014 по 2019 год наблюдался ежегодный рост долгов на уровне в среднем 20%. Несмотря на это, МК продолжают получать финансовую поддержку от государственных органов, которые выделяют средства из госбюджета для предотвращения серии банкротств.

ЧТО С НЕДВИЖИМОСТЬЮ?

Интересный нюанс состоит в том, что местные кошельки являются первичными застройщиками муниципальной земли, после чего построенные объекты они продают. Однако в последнее время спрос снижается, и уже инвестированные средства трудно обратить в доход. Покупатели не спешат делать авансовые платежи из-за опасений, что строительство анонсированных жилых комплексов может так и не быть завершено. В мае 2022 года объемы продаж жилья у 100 крупных девелоперских компаний составили всего лишь 40 % от показателя предыдущего года. Владельцам компаний, которые оказались в кризисной ситуации, приходится продавать свои роскошные особняки, приобретенные в прошлые более благополучные времена.

КАЧЕСТВО ИНФРАСТУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

Высокоскоростные железные дороги в Китае.
Высокоскоростные железные дороги в Китае.

Я уже писал в начале, что в период экономического кризиса, нужно было потушить пожар и под руку попадали много, так сказать, не рентабельных проектов. В результате, это вызвало появление множества неэффективных и бесполезных инфраструктурных объектов.

Чтобы понять, насколько инфраструктура способствовала экономическому росту Китая, исследователи из Оксфорда проанализировали 95 транспортных проектов (автомагистралей и железнодорожных линий), реализованных в КНР сотрудничеством с Азиатским банком развития и Всемирным банком в период с 1998 по 2008 годы для оценки их экономической целесообразности.

Исследователи пришли к заключению, что более половины проектов оказались убыточными, а почти две трети, не достигли ожидаемого уровня прибыльности. В среднем, интенсивность движения на автомагистралях была лишь на 59% от запланированного объема.

Например, в этой статье, говориться о том, что вопросы рентабельности ВЖД, тоже достаточно неоднозначна и строительство и обслуживание загоняет в долги.

ЖИЛЬЕ

Знаменитые небоскребы Китая.
Знаменитые небоскребы Китая.

Основной движущей силой за всплеском строительства небоскрёбов после 2008 года стала все та же экономическая политика Китая, направленная на борьбу с кризисом. Это повлияло на то, как быстро проекты осуществлялись: из 149 зданий выше 200 метров, запланированных в период с 2008 по 2010 годы, только половина была возведена за пять лет. Ещё 17% процентов были достроены в период от шести до десяти лет. Сейчас 21% все еще находятся в стадии строительства и оставшиеся 10% или заморожены или отменили строительство. И те высотки, что уже построены, не могут найти свое применение. В результате этого к 2020 году общий объем незанятых площадей в семнадцати крупнейших городах Китая превысил порог в 20%

Вы же слышали про города призраки? В конечном итоге масса городов осталась без обитателей, что привело к странной картине: гигантские ансамбли небоскрёбов, уйма магазинов и офисных центров стоят пустыми.

Один из примеров города-призрака.
Один из примеров города-призрака.

ПРИЧИНЫ

Много разных вариантов мусолят разные "эксперты", но я склоняюсь к такому варианту, как совокупность факторов:

  • На первом месте я бы поставил неразумное финансирование инфраструктуры и очень быстрый экономический рост из-за вливания средств в экономику.
  • 500 млн. человек живут в сельской местности, соответственно - это количество, которое не купит квартиру. ( если не создать нужные условия для этой прослойки, а именно образование и тем самым перевод из формата «крестьяне» в средний класс, тогда средства на покупку жилья появляются)
  • Страхи, что жилье недостроится

Всегда можно красиво описать то, что по факту может быть самым простым пузырем😏

Я много читал разной информации, в которой описывалось красиво почему и зачем все это делают, но правды там, порой, нет от слова совсем.

С 1978 года ВВП страны вырос более, чем в десять раз.
С 1978 года ВВП страны вырос более, чем в десять раз.

БУДУЩИЕ КИТАЯ

Ну что же! Мы с вами на финишной прямой😎

Давайте РЕЗЮМИРОВАТЬ

У Китая есть много проблем, которые необходимо решать и чем быстрее, тем лучше.

Изначально Китай решил поставить на союз с США и стремится к ускоренному экономическому прогрессу. По мере укрепления экономического потенциала возникло стремление стать мировым лидером. Китай думал, что получит мировую гегемонию естественным путем, условно произойдет негласная передача.

Экономическая борьба эффективно не получается, например, инициатива "Один пояс, один путь" должна была замкнуть на себе экономические ветки и потоки для Китая, по примеру "Шелкового Пути" в свое время, но затухла и сейчас вообще непонятно в какой она стадии и что с ней будет.

Вообще, для меня странно было не учитывать то, что запад не захочет препятствовать созданию таких инициатив. Обычно без боя, старую власть просто так не отдают.

А теперь давайте посмотрим, что происходит сейчас в мире ( отталкиваюсь от даты написания статьи, 30.03.24) - мир движется к распаду существующей мир системы, глобализм провалился и постепенно начинает разрушаться.

  • По этой причине будет достаточно сильное сокращение потребления (а мы помним, что экспорт - это очень большая часть экономики Китая)
  • Инфраструктурные вложения привели к целому спектру систематических трудностей, что сделало дальнейшее следование этому пути нерентабельным и даже опасным. В результате Китай столкнулся с необходимостью найти новый источник экономического роста – внутреннее потребление, которое играет ключевую роль в новой стратегии экономического развития страны, известной как “стратегия двойного цикла”.

Не в даваясь в детали проекта ( это отдельная большая тема) - это переориентация на внутренний рынок потребления ( все - таки население 1/4 млрд.) С учетом того, что если в 2025 году придет Трамп, который обещал пошлины на ввоз продукции из Китая, я думаю, что такой инструмент, как экспорт, станет практически нерабочим. (да и не забывайте про уровень долгов у КНР)

НО! Готов ли внутренний рынок Китая на это самое перераспределение?

Я считаю, что на данном этапе нет.

  • Пока потому, что я изучал - программа ориентации на внутренний рынок не дает нужных результатов, есть какие-то подвижки, но этого пока мало.
  • Количество сельской местности в Китае 500мл человек ( по факту этим людям в таком объеме не нужны те огромные блага, что производит КНР)
  • С учетом распада нынешней мировой системы и глобального кризиса, наиболее технологичные, ориентированные на экспорт производственные мощности закроются, так как для их продукции нет спроса. Тот самый средний класс, задействованный на этих производствах, это те, кто как раз-таки и мог платить деньги.

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ДРАКОН?

Исходя из этого - у Китая не особо много вариантов развития событий:

  1. Смериться с накопленными проблемами и пережить экономический кризис с очень сильным падением экономики.

Либо агрессивный военный вариант, экспансия на соседей, что позволит не только мобилизовать общество, но и найти новые рынки сбыта.

Эти два сценария работают при условии распада нынешней глобальной мир системы ( что уже идет и произойдет в 99.9%) значит при отсутствие черных лебедей, будем наблюдать, какой вариант все-таки выберет Китай.

Экономический, мирный путь с естественной передачей эстафеты мирового гегемона, возможен бы был, при условиях:

  • Исправление своих ошибок по инфраструктурным вложениям ( я даже не знаю возможно ли это уже, долги колоссальные)
  • Переориентация/стимулирование внутреннего спроса
  • Отсутсвие жесткой конкуренции в виде других игроков ( ну тут, кстати, штаты могут помочь, ибо их судьба решиться после 2025 года и приход Трампа для Китая точно не будет хорошим вариантом)
  • Спокойная реализация проектов вроде "Один пояс, один путь"
  • Юань становится резервной валютой, единственной старшей
  • Повышение уровня доходов населения
  • Полное военное доминирование над конкурентами ( смотрите опыт гегемонии США😁)

Успеет Китай все это сделать? Сможет ли вообще такое осуществить?

Я думаю читатель пусть подумает сам, проанализировав информацию из моей статьи и посмотрев вокруг, на мир, куда мы движемся, ну и желательно еще немного бы изучить историю, социальную психологию, геополитику.

А мы можем только наблюдать и строить свои прогнозы, основываясь на знаниях и кропотливом изучении материалов.

Всем спасибо, посмотрим лет через 5, какой вариант выберет Китай. А может - это произойдет раньше? Кто знает...😏

Что выберет Китай?
Что выберет Китай?

ИСТОЧНИКИ

Иностранный капитал в экономике КНР

https://ru.tradingeconomics.com/china/gdp

ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В КНР
ВВП Китая
Китай обнародовал план по увеличению внутреннего спроса
Очерк о стратегии Китая: стратегические проблемы
Why LGFV Debt Is a Growing Risk for China’s Economy
China’s LGFVs Must Repay a Record $651 Billion of Bonds in 2024

#экономика #геополитика #аналитика