Будущий наследник престола Александр Павлович родился 23 декабря 1777 г.
Александр был первенцем Павла Петровича и его второй супруги Марии Фёдоровны. С первых дней все относились к нему как к будущему императору. Екатерина, по примеру своей свекрови Елизаветы Петровны отобравшая у родителей внука и воспитывавшая его самостоятельно, даже имя ему подобрала, не спрашивая мнения родителей. Она назвала его в честь защитника древнерусских земель от западных завоевателей — князя Александра Невского. Однако ей льстили и сравнения внука с великим завоевателем Александром Македонским. Насколько Екатерина была вовлечена в воспитание внука, можно судить по тому факту, что она создавала для него эскизы одежды, которую потом отшивали придворные портные. Один из эскизов сохранился в письме императрицы немецкому публицисту барону Ф. Р. Гримму, благодаря чему дошёл до наших дней. Как отмечала Екатерина, этот наряд не стесняет движений и надевается на ребёнка незаметно для него самого.
Екатерина подбирала для внука учителей. Одним из них стал швейцарец Ф. С. Лагарп, который приехал в Россию по рекомендации уже упомянутого барона Гримма. Занимаясь с Александром и его младшим братом Константином, Лагарп прививал им идеи Просвещения и в первую очередь — философию Ж. Руссо. Открыто поддержав Французскую революцию, Лагарп потерял место при дворе и был вынужден покинуть Россию.
Военному делу Александра обучал отец. От него цесаревич унаследовал любовь к зрелищным парадам. Павел проводил с сыном немало времени: современники пишут, что от грохота пушек в юности цесаревич практически оглох на левое ухо.
В 1793 г., когда Александру исполнилось 16 лет, состоялась его свадьба с Луизой Августой Баденской. Современники объясняли столь раннюю женитьбу Александра с намерением Екатерины передать корону внуку в обход нелюбимого сына. Бракосочетание в те времена означало наступление совершеннолетия. Возможно, именно поэтому Павел проигнорировал свадебные торжества, длившиеся две недели. Молодожёны поселились в Александровском дворце, который императрица преподнесла им в качестве свадебного подарка.
Екатерина II скончалась 17 ноября 1796 г. Корона Российской империи перешла к Павлу I, который изменил порядок престолонаследия Актом 1797 г. Теперь императором мог стать только старший сын действующего правителя, а в случае его отсутствия или смерти — другие родственники по старшинству. Александр по-прежнему был главным претендентом на престол, но теперь ему нужно было ждать своей очереди. Отношения между отцом и сыном крайне обострились после воцарения Павла. У него было много недоброжелателей, которые мечтали возвести на престол Александра. О мартовском заговоре 1801 г. знала почти вся императорская семья.
Распространена версия, что зачинщик заговора П. А. Пален, военный губернатор Санкт-Петербурга и один из приближённых Павла I, заручился согласием Александра, прежде чем идти в Михайловский замок. Но великий князь настаивал на том, что его батюшка непременно должен остаться в живых. Ходили слухи, что Пален продемонстрировал Александру поддельный указ об аресте его семьи, и только после этого он согласился.
Услышав от Палена, что Павел мёртв, Александр разрыдался. Александр вышел к гвардии, объявил, что его отец «скончался апоплексическим ударом» (злые языки потом повторяли: «апоплексическим ударом табакеркой в голову») и что он будет править «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины. Так взошёл на престол император Александр I, правивший Россией с 1801 по 1825 г.
Подведём итоги: Александр I c самого рождения был наследником престола. Воспитывался бабушкой Екатериной II, которая, возможно, собиралась передать корону ему. Дал молчаливое согласие на свержение своего отца Павла I. Современники отмечали, что Александру с детства приходилось лавировать между бабушкой и отцом, пытаясь угодить обоим, и это во многом сформировало его характер — скрытный и двуличный.
В первые недели правления вокруг Александра образовалась группа молодых инициативных людей: князь А. Е. Чарторыйский, князь В. П. Кочубей, граф Н. Н. Новосильцев и граф П. А. Строганов. Они составили так называемый Негласный комитет, который не был официальным государственным органом — скорее, неформальной группой сподвижников царя, с которыми он обсуждал проекты государственных реформ.
Участники Негласного комитета во главе с императором собирались несколько раз в неделю, чтобы обсудить, какие реформы можно было бы провести в России. С их подачи получили амнистию около 12 тыс. человек (преимущественно военных), репрессированных при Павле I. Александр восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству», практически отменённой Павлом. Снова разрешил выезд за границу, отменил запрет на ввоз иностранных книг.
На заседаниях комитета также обсуждали Всемилостивейшую жалованную грамоту — проект конституции. Она должна была установить права и свободы для подданных Российской империи — даже для крепостных крестьян. Предполагалось законодательно утвердить свободу слова, мысли и вероисповедания, презумпцию невиновности, право на неприкосновенность собственности и личности. Но дальше обсуждений дело не пошло. На заседаниях Негласного комитета было предложено создать Непременный совет, о котором будет рассказано ниже. Этим деятельность членов Негласного комитета и ограничилась. После 1803 г. молодые реформаторы больше не собирались.
Таким образом, деятельность Негласного комитета заложила основу для будущих преобразований Александра I, при поддержке членов комитета он отменил многие решения своего отца.
Во времена Екатерины II еженедельно собирался Совет при высочайшем дворе — совещательный орган, не имевший никаких полномочий. В него входили люди, к чьему мнению императрица прислушивалась. 11 апреля 1801 г. вместо него учреждён Непременный совет. В него входили 12 представителей знати. Председателем был Н. И. Салтыков, бывший воспитатель царя. У Непременного совета было право опротестовывать указы императора. На заседаниях Совета обсуждались проекты некоторых реформ, проводившихся Александром I в первое десятилетие его правления.
В 1810 г. Непременный совет был преобразован в Государственный совет, разделённый на департаменты, общее собрание, Государственную канцелярию и комиссии. Периодически в нём появлялись новые временные органы. Через Государственную канцелярию в совет поступали на рассмотрение различные дела: законы и указы, проекты реформ. Решения принимались голосованием, однако император мог утвердить решение большинства или меньшинства по своему выбору. На время отсутствия императора Совету подчинялись министерства.
С минимальными изменениями Государственный совет просуществовал до 1906 г.
Указом «О правах и обязанностях Сената», выпущенным 8 сентября 1802 г., были определены полномочия этого государственного органа: высшие административные, судебные и контролирующие. Сенат мог оспорить принятие законов, если они противоречили уже существующим. Этот же указ расширял права обер-прокурора, который был главой Священного синода. В 1803–1824 гг. эту должность занимал один человек — князь А. Н. Голицын, пользовавшийся безграничным доверием Александра I.
Одной из главных реформ государственного управления стала министерская реформа. Она проводилась в два этапа: с 1802 по 1803 г. и с 1806 по 1811 г. Указом 8 сентября 1802 г. создавалось восемь министерств: финансов, юстиции, иностранных дел, морских сил, военных (сухопутных) сил, внутренних дел, коммерции и народного просвещения. Коллегии теперь были подчинены министерствам, некоторые из них преобразовали в департаменты. Во главе каждого ведомства был министр, который управлял министерством единолично. Министры отчитывались перед Сенатом. Подчинённые могли представить министру свои соображения, если были не согласны с его решениями, но оспорить эти решения они не могли. По замыслу Александра, в дальнейшем коллегии необходимо было упразднить. Учреждался также Комитет министров (как следует из названия, он состоял из глав министерств), которые должны были собираться для рассмотрения текущих дел.
Следующие несколько лет выявили ряд недостатков в работе министерств. Среди них — путаница в полномочиях, пересекающиеся функции, нечётко прописанные обязанности министерств и лично министров. Поэтому в 1810–1811 гг. было принято три законодательных акта:
- «О разделении государственных дел на особые управления»;
- «Разделение государственных дел по министерствам»;
- «Общее учреждение министерств».
Эти акты определили, кому какими государственными делами заниматься: внешняя политика — министерству иностранных дел, внешняя безопасность — военному и морскому ведомству, суд — министерству юстиции, внутренняя безопасность — новоучреждённому министерству полиции. Министерству внутренних дел поручили всё, что связано с развитием земледелия и промышленности. Появилась новая должность — государственный контролёр. Ему предстояло руководить проверкой государственных счетов.
В первое десятилетие царствования Александра I были проведены реформы управления. Создан Непременный совет, затем преобразованный в Государственный совет — высший совещательный орган при императоре. Уточнены полномочия Сената. Вместо коллегий созданы министерства — высшие административные и исполнительные органы. Министерства возглавляли министры. При каждом министре была канцелярия и совет. Министра назначал и увольнял император. Осуществлено разделение полномочий между министерствами, определены их обязанности. Таким образом, была создана эффективная система управления Российской империей, которая существует (с изменениями) и в наши дни.
Александр, как и его бабушка, пытался выяснить общественное мнение относительно отмены крепостного права в России. Для этого 20 февраля 1803 г. издан указ «О вольных хлебопашцах».
В период царствования Александра I по этому указу свободу получили около 50 тыс. крестьян. Именно указ о вольных хлебопашцах стал основой реформы 1861 г., отменившей крепостное право в России. Александр хотел запретить продажу крепостных крестьян без земли, потому что это позволяло вывозить их из родных краёв, разлучать с семьями. Но консервативно настроенное окружение отговорило императора делать это. Тогда Александр I ограничился тем, что запретил публиковать в газетах информацию о продаже крепостных. С 1810 по 1816 гг. действовал запрет на ссылку крестьян в Сибирь волей помещика. С разрешения помещика крестьяне могли заниматься торговлей и другими видами предпринимательства. В то же время государство активно продавало казённых крестьян частным лицам, чтобы восполнить дефицит бюджета.
В 1804–1805 гг. прибалтийским крестьянам разрешили передавать землю по наследству, при этом продавать её было нельзя. Батракам установили минимальный размер оплаты труда. В 1819 г. в Прибалтике будет отменено крепостное право, но по особым правилам: крестьяне получат личную свободу без права собственности на землю.
Таким образом, при Александре I было сделано несколько шагов к ограничению крепостного права: принят Указ «О вольных хлебопашцах», отменена личная крепостная зависимость крестьян в Прибалтике, сделаны попытки ограничить произвол помещиков в отношении крепостных крестьян. Начинания Александра I не встретили одобрения в обществе, но заложили основу для отмены крепостного права в 1861 г.
В 1803 г. - издано Положение об устройстве учебных заведений, давшее начало масштабной реформе образования. Теперь в каждом крупном городе должно быть высшее учебное заведение, поэтому в 1802–1804 гг. открылись новые университеты: в Вильно, Дерпте, Казани и Харькове.
В 1804 г. - издан Университетский устав, который предусматривал выборы ректоров и профессоров, автономность (независимость) от административных учреждений. В каждом губернском городе (областном центре) открывалась гимназия, в каждом уездном городе (районном центре) — училище. Все эти заведения объявляли бесплатными и бессословными. Для руководства системой образования создано Главное управление училищ.
С 1809 г. чиновники для получения VIII класса по Табели о рангах должны были сдавать экзамен в университете, чтобы подтвердить уровень образования. В статские советники (V класс) можно было попасть только после окончания университета.
В 1811 г. - открыто среднее учебное заведение для дворянских детей — Царскосельский лицей. Курс обучения там длился шесть лет. Туда принимали детей от 10 до 14 лет. По окончании выпускники получали чин от XIV до IX класса по Табели о рангах. Аналогичные лицеи открылись в Нежине и Одессе.
Подведём итоги: реформа образования сделала возможность получения знания более доступной для всех слоёв населения. Открылись новые университеты, которым была дана значительная автономия.
Первое десятилетие правления Александра I нельзя представить без Михаила Михайловича Сперанского (1772–1839), который в 1808–1811 г. возглавил его реформаторскую деятельность. Сын сельского священника, Сперанский сделал блестящую карьеру: в 1792 г. окончил семинарию, а в 1799 г. уже имел чин статского советника и служил при дворе. В 1801 г. попал на службу к В. П. Кочубею из Негласного комитета, в 1802 г. возглавил отдел Министерства внутренних дел, занимавшийся подготовкой проектов государственных преобразований. В 1806 г. Михаил Сперанский лично предстал перед императором. Именно Сперанский предложил реорганизовать Непременный совет в Государственный, а также разработал концепцию Царскосельского лицея.
В конце 1808 г. император поручил новому фавориту подготовить план реформирования государственной системы. У Сперанского ушло на это около 10 месяцев. Труд назывался «Введение к уложению государственных законов». Он предполагал разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную при сохранении абсолютной власти императора. Предлагалось новое административное деление страны: наименьшая территориальная единица — волость, несколько волостей составляют округ, округа объединяются в губернии. В каждой административной единице свои органы местного самоуправления с четко выстроенной вертикалью власти. Планировалось создание Государственной думы, равной по полномочиям Сенату. Высшую судебную власть предлагалось передать Судебному Сенату, законодательную власть — Государственному совету, председателем которого должен быть сам император. Предлагалось трёхсословное деление общества на дворянство, «среднее состояние» и «рабочий народ» при условии свободного перехода из одного сословия в другое.
Сам Александр I был доволен работой Сперанского, а вот его консервативному окружению «Введение к уложению…» не понравилось. При дворе императора пошли слухи о тайных связях Сперанского с Наполеоном Бонапартом.
Недовольство консерваторов было вызвано пунктами «Введения…», которые могли изменить их жизнь. Например, обладателям придворных званий предписывалось служить. Чиновников предлагалось обязать получать образование не ниже университетского, предусматривалось увеличение налогов. Не выдержав недовольного ропота за своей спиной, Александр в марте 1812 г. вызвал Сперанского на объяснение. В самых туманных выражениях он объявил о наличии обстоятельств, которые требуют немедленного удаления Михаила Михайловича из столицы на «год-два». Обещав сообщить подробности позже, император велел теперь уже бывшему сподвижнику удалиться. Дома его ждал министр полиции, который потребовал, чтобы Сперанский в кратчайшие сроки выехал в Нижний Новгород. Оттуда он поедет в Пермь, затем в Сибирь, где проведёт долгих восемь лет. Александр же объяснит внезапную отставку Сперанского тем, что тот распространял клевету об императорской семье.
Таким образом, первое десятилетие правления Александра I называют либеральным. Отменены репрессивные решения Павла I, сделаны попытки ограничить крепостное право, проведена масштабная реформа управления. Но на радикальные перемены — введение конституции, освобождение крестьян, ограничение самодержавия — император не решился. К 1812 г. под давлением консервативного окружения он и вовсе свернул реформы.
Начало правления Александра I совпало с наполеоновскими войнами в Европе. Военные кампании третьей и четвертой коалиции окончились неудачно для России. С Наполеоном был заключен Тильзитский мир в 1807 году.
Зато Александр I получил свободу действий в отношении Швеции, Османской империи и Персии. Войны с ними завершились победами и следующими мирными договорами:
- Фридрихсгамский 1809 года со Швецией.
- Бухарестский 1812 года с Османской империей.
- Гюлистанский 1813 года с Персией.
В результате, в состав России вошло Великое княжество Финляндское, Бессарабия и земли Закавказья по линии река Аракс-озеро Севан-город Ахалкалаки.
В 1812-1814 годах Российской империи пришлось снова воевать с Наполеоном. Сначала на своей территории, а потом в Европе. Армия прошла от Варшавы и до Парижа. Итогом войны с Наполеоном стало создание Царства Польского в центральной части польских земель, оно получило от Александра I конституцию. Для поддержания порядка в Европе был создан Священный Союз, основными его участниками стали Австрия, Пруссия и Россия.
К внешней политике Александра I также можно отнести попытку России закрепиться на Гавайских островах, начало Кавказской войны в 1817 году, основание Форта-Росс в Калифорнии и освоение Аляски, где с 1802 по 1805 произошел военный конфликт русских с индейцами.
Дата
Событие
Июнь 1801 года
Создание Негласного комитета, неофициального совещательного органа при императоре, кружка молодых реформаторов
1802-1811 годы
Министерская реформа, создание восьми министерств, которые заменили коллеги
Февраль 1803 года
Указ о вольных хлебопашцах, ослабление крепостного права
1804 год
Университетский устав и основание Казанского и Петербургского университетов, развитие высшего образования
1810 год
Создание Государственного Совета, финансовая реформа и первая попытка организации военного поселения по проекту графа Аракчеева
1816-1819 годы
Отмена крепостного права в Прибалтике
1818 год
Разработка проектов отмены крепостного права в России (авторы – Мордвинов, Аракчеев, Гурьев)
При Александре I в Российской империи появилось сразу три конституционных проекта. Два из них были у декабристов, “Русская Правда” Павла Пестеля и “Конституция” Никиты Муравьева. Помимо этого, в 1818 году товарищ министра юстиции Николай Новосильцев составил Государственную уставную грамоту на основе польской конституции.
Внешняя и внутренняя политика Александра 1 были относительно успешными. Он проиграл только один военный конфликт, с Наполеоном в 1807 году, но выиграл все остальные войны. Он провел ряд реформ и ослабил крепостное право.