Найти тему
Колея

Школьные уроки, часть 3

Школа - храм науки, храм знаний, любил повторять директор нашей школы Павел Васильевич Хороших. Человек непростой судьбы, Павел Васильевич, воевал, был ранен, лечился в госпитале,снова воевал в разведке и после предательства генералов во главе с Власовым, попал в плен. В 1945 освобождён и был направлен на фронт с Японией, где познакомился со спутницей жизни и будущей женой, санитаркой и медсестрой, воевавшей с начала войны. Конечно я не знал этих подробностей, когда учился, но уже пожив на свете, вспоминая тех кого встречал, помню, что был поражён терпению директора по отношению к себе, к одному из тысяч его учеников, зная себя насколько грешен и виноват бывал неоднократно. Навёл справки, тем более сейчас это несложно, попытавшись ответить на вопрос, почему? И понял. Потому, что много испытавший человек, становится гораздо более терпимым и терпеливым к недостаткам окружающих его людей. Несложный вроде вывод, но его надо выстрадать.

Учителем физики, геометрии и черчения в нашей школе был Николай Григорьевич, выпускник МГУ, в жизни которого был период сложной и в основном мужской слабости, с которой он справился не без помощи Павла Васильевича. Насколько хорошо нам преподавали черчение по школьной программе я ощутил только попав в армию, в техбат. Правда, после школы мне пришлось поработать на старом машиностроительном предприятии, где два раза в неделю, по два часа, в течение шести месяцев нам преподавали "Допуски, посадки и технические измерения". Но большую часть знаний я получил в школе, именно у Николая Григорьевича.

В армии, в первую неделю службы, нас зачем то направили на помощь старослужащим, не сумевшим сдать котельную на танковом полигоне, в установленный срок. Конец мая, но пока солнце не поднялось достаточно высоко, мы вынуждены были прижиматься друг к другу спинами в надежде согреться. То есть работ: поднять, принести, выкопать, закопать не было и нас зря пригнали.

На огромном столе была расстелена чертёжная синька, вокруг которой толпились лейтенанты , капитаны, майоры рядом с чумазыми усталыми старослужащими, что то доказывали друг другу и не обращали на нас никакого внимания. Я подошёл поближе послушал - послушал, понял, что речь идёт о трубопроводах и ясно на чертеже увидел куда, что и зачем, и неожиданно для себя самого не думая ни о чём, просто пальцем показал. И тишина, как у Крамарова. "Мёртвые с косами стоят". Впоследствии, поразительное неумение читать чертежи со стороны вроде бы специалистов с техническим образованием, мне приходилось наблюдать и испытывать, постоянно.

Через полтора месяца службы мне и парню, с дипломом горного техника, присвоили звание сержанта и назначили бригадиром. Вот тебе и школьный курс черчения.

31.03.24