Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

«Вы что, самоубийца? – Вы же погибнете!» Самый сумасбродный Милеонер Говард Хьюз

Главным делом своей жизни инженер Говард Робард Хьюз считал создание техники бурения нефти, но, как выяснилось, главным его творением стал его сын – тоже Говард Хьюз. Этот человек превратился в некое олицетворение той самой «американской мечты».

Сказочно богатый, он мог бы жить припеваючи, однако был одержим страстью к крайне опасному занятию. Знаменитый фильм «Авиатор» с Леонардо ди Каприо – именно об этом человеке. Но каким же был не кинематографический, а настоящий Хьюз? И как он сколотил своё огромное состояние?

Говард Хьюз и Джин Харлоу на премьере фильма «Ангелы ада»
Говард Хьюз и Джин Харлоу на премьере фильма «Ангелы ада»

Маленький гений

Хьюз-младший появился на свет в декабре 1905 года. Большую часть детства маленький Говард провёл в отцовской мастерской. Ему нравилось мастерить различные штуки, да и на улицу мальчугана выпускали крайне редко. Мать Говарда страдала от мизофобии, боязни грязи, а потому старалась, чтобы её сын всегда был опрятным и крайне чистоплотным.

Игры с винтиками, шестерёнками и шайбами очень скоро превратили Говарда в юного изобретателя. В десятилетнем возрасте мальчик сконструировал радиоприёмник, а спустя два года усовершенствовал свой старый велосипед, превратив его в самодельный мопед.

Несмотря на столь явные таланты, учился Говард совсем плохо, причём даже не окончил школу. Он обожал технику, но мечтал «дотянуться» до невероятных высот (во всех смыслах этого слова), а именно – воплотить в жизнь свою мечту о полётах. В конце концов юноша полностью погрузился в изучение аэронавтики и авиамеханики, из-за чего забросил учёбу.

Говард Хьюз-младший в детстве
Говард Хьюз-младший в детстве

Свой путь

В 1922 году умерла мать Говарда, а спустя два года из жизни ушёл его отец. Потрясённый потерями, молодой человек всё же нашёл в себе силы и отстоял наследство Хьюза-старшего, к которому уже тянули руки его многочисленные родственники. После череды судебных тяжб Говард стал единственным наследником компаний своего отца. Теперь, став обладателем немалого состояния, он мог воплотить две свои большие мечты – войти в мир кино и заняться авиацией.

Начал Говард с первого. Уже спустя год Хьюз создал свою кинокомпанию, но, как часто бывает, первый «блин» вышел комом. После чернового монтажа продюсер решил вообще не выпускать картину в прокат. Но этот негативный опыт во многом помог Хьюзу. Вскоре на свет появились фильмы «Два аравийских рыцаря», который получил «Оскар», и «Ангелы ада», который стал знаковым в судьбе самого Говарда.

В съёмках фильма участвовали авиаторы, у которых Хьюз лично брал уроки. Он учился управлять бипланами и детально изучал конструкцию самолётов. Задуманный для картины трюк пилоты единогласно называли самоубийством. И тогда Говард сам сел за штурвал. Он совершил фигуру высшего пилотажа, вызвав изумление коллег. Именно «Ангелы ада» подтолкнули предпринимателя больше времени посвящать своей главной страсти – авиации.

Говард Хьюз никогда не ставил перед собой «мелких» целей. Казалось, этот человек готов преодолевать любые препятствия и не боится даже смерти. Модифицировав пассажирский самолёт, он заявил, что совершит на нём кругосветное путешествие. Заявление было неслыханным, причём и здесь многие снова стали называть Хьюза самоубийцей.

Кадр из фильма «Ангелы ада»
Кадр из фильма «Ангелы ада»

Воплощение мечты

Говард как никто другой знал, что любой компании требуется хорошая реклама, и собственной фирме по изготовлению самолётов он готов был обеспечить её. «Вы что, самоубийца? – потрясённо воскликнул один из менеджеров, выслушав идею руководителя. – Вы же погибнете!». Хьюз только пожал плечами – все знали, что этого человека невозможно переубедить.

А затеял он действительно невероятное – совершить кругосветное путешествие на несколько усовершенствованном пассажирском самолёте. В 1930-е годы многие авиаторы и правда считали это самоубийством.

В 1938 году Говард Хьюз, теперь уже руководитель крупной авиакомпании, отправился в намеченную кругосветку. Полёт оказался очень удачным. Часть маршрута проходила через города СССР, где американского авиатора тепло приняли. Сам Хьюз был одним из пилотов и, разумеется, готовился к возникновению внештатных ситуаций и аварий.

-5

Но, к счастью, обошлось без них. После возвращения на родину его чествовали как национального героя. Компании Хьюза это опасное, но, несомненно, крайне важное для авиации путешествие принесло огромную выгоду. Теперь корпорация занималась изготовлением как гражданского, так и военного транспорта.

С началом Второй мировой войны работы у компании прибавилось. Согласно подсчётам исследователей, большая часть боеприпасов для самолётов была изготовлена именно фирмой Хьюза. Сам же авиатор не останавливался на достигнутом. В 1943 году он испытывал самолёт-амфибию, но на этот раз удача подвела Хьюза. В ходе крушения часть пропеллера разрезала кабину, и два пилота, находившиеся рядом с Говардом, погибли. Сам же он выжил лишь чудом, отделавшись небольшими царапинами.

-6

Неузнаваемый Хьюз

Многие авиаторы попадали в аварии, и Хьюз не был исключением, но этот случай сломил его. Знаменитый миллионер, любимец женщин и успешный коммерсант, он замкнулся в себе. В свободное время Хьюз бродил по городу, глядя на окна зданий и напоминая совершенно потерянного человека. Говорили, что однажды его даже арестовали, приняв за бродягу.

Тем не менее страсти к полётам Хьюз не утратил. Он продолжал испытывать самолёты, но в 1946 году снова попал в аварию. Управляемый им аппарат рухнул рядом с жилым массивом. На этот раз Говард получил серьёзные травмы и ожоги. Он смог восстановиться, но ещё на больничной койке пристрастился к болеутоляющим средствам, от которых стал зависим.

-7

Когда в 1950-е годы начала развиваться компания «Боинг», авиабизнес Хьюза стал терпеть значительные убытки. Самолёты, изготовленные компанией знаменитого авиатора, уже не могли тягаться с турбореактивными гигантами, выпускаемыми конкурентами. Окончательно сломленный миллионер превратился в затворника и параноика. Один из знакомых Хьюза, Джек Андерсон, писал о нём:

«Больной, немощный инвалид со спутанной бородой и чудовищно длинными ногтями… но с проблесками былой гениальности».

В последние годы Хьюз постоянно менял место жительства. Он страдал от мании преследования и перенятой от матери мизофобии – боязни грязи и бактерий. То, что прежде считалось чудачествами миллионера, превратилось в психические заболевания. Хьюз практически не общался с людьми и напоминал отшельника. Он злоупотреблял опасными лекарственными препаратами, нередко превышая норму и употребляя едва ли не смертельные дозы.

В 1973 году Хьюз, вставая с кровати, сломал ногу. Врачи предлагали сделать операцию, но он наотрез отказался. В 1976 году Хьюз скончался, проведя последние дни в состоянии, близком к коматозному. Финал жизни знаменитого авиатора оказался совершенно бесславным.

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))