Найти тему
Дедовы рассказы

Ишаки на хуторском бульваре

Александр Кучуро

Протирая небольшое пятно на запылённом стекле истории, и заглядывая вглубь своих прожитых лет, видишь те замечательные времена детства.

            Вот вижу, когда с ребятами со своего края проходим мимо двора деда Кондрата, заглядываем во двор, где с западной стороны  двора стоит хата, построенная по единому проекту большинства хуторских хат, по этому порядку.

              А у забора на улице подрастали несколько черешен сверх раннего сорта созревания.

            Посередине двора стоит огромный новенький дом, но внимание уделяем не дому, а стоящей во дворе ближе к хате тележки, как сейчас бы сказали миниатюрной телеги, и привязанного к ней ишака, который что - то поедал из тележки.

               А заглядывали чего, хотели послушать, как орёт ишак, но жующая скотина, тупо смотрела на нас, временами опускала голову в тележку, затем поднимала свою голову и тщательно пережёвывала.

          Ребята корчили рожи, бякали, размахивали руками, чтобы вывести ишака из нормального состояния, заставить его нервничать, а итогом всей этой шутовской демонстрации, услышать его недовольный крик.

           Но ишак был морально устойчив, имел нордический характер, непоколебим к раздражителям, спокойно стоял, шевелил изредка длинными ушами,  помахивал от удовольствия  хвостиком с кисточкой на конце, да тщательно пережёвывал пищу.

              Сколько мы простояли гримасничая перед ишаком, уже не вспомнить, но из дверей хаты вышел дед Кондрат, сразу нашлись острословы, которые чтобы не услышал дед выдали рифму:
        -  Дед Кондрат свиньям  брат, поросятам дядька!

                В нашей небольшой стайке прокатился смешок.

            Дед в нашу сторону  не обращал внимания, может нас не видел или считал, постоят, постоят, да и сами уйдут.

             Вскоре вышла бабуля, старики занимались своими делами во дворе, а у нас пропал интерес, дразнить ишака, наша стайка ребят, срывается с места и весело  бежит вдоль дворов на свой край улицы.

              Не успели мы отбежать до следующего двора, как послышался отрывистый крик первого слога  и продолжительно протяжный второй в череде нескольких выкриков ишака.

               Чего было смешного в этом, я не понял, но пацаны закатились от удовольствия смехом.

             Прошло несколько лет, тогда по центру улицы ещё был бульвар,  с раскидистыми белыми акациями, мелькая листва которых давала плотную тень, а лёгкий ветерок подгонял потоки воздушных масс со стороны речки.

              А в канальчике  вдоль дворов северного порядка имелась вода, давая обильную влагу посаженых вдоль него фруктовых деревьев.

             Что я делал и чем занимался во дворе, точно сказать не могу, но для интереса ближе к обеду вышел из двора, поинтересоваться, нет ли там моих друзей.


               Среди стволов деревьев в районе колодца заметил странные передвижения, чтобы лучше рассмотреть, что там происходит, вышел на бульвар.

             Какое же было моё удивление, когда там увидел нескольких ишаков, а возле них увидел своих друзей, которые пытались прокатиться на ишаках.

           Что я мог сделать в такой момент, конечно же побежать туда, где были весёлые развлечения.

              Когда я примчался туда и ещё не был в курсе всех событий, остановился в сторонке, здесь было четыре ишака.

               А все эти события происходили напротив  двора нашего старшего товарища Витьки С., который в те времена ездил на работу в совхоз на велосипеде. 

                Тут же были и мои товарищи детства Серёга, Колька и Игорь, всё верно, вначале я обратил внимание на ишаков, а затем на своих товарищей, которые были в восторге от своего развлечения.

              Не успел я отдышаться от бега, как Серёга предупредил меня:
                - Это мой Ишак, его не трогать!

              Пацаны последовали его примеру и закрепили за собой ещё двух ишаков, ну а мне оставался четвёртый ишак, чем они отличались друг от друга сразу не понять, все животные, выгоревшего  под солнцем светло серого цвета.

             Немного понаблюдал я за этими животными, заметил небольшую разницу, одни были моложе других, зато другие толще, а пока ишаки стояли в тени и наслаждались тенью, казались абсолютно одинаковыми.

            Но вскоре я сообразил, они имели разный характер и активность поведения.

            Одно обстоятельство чуть  не забыл отметить, эти небольшие животные, тогда нам были впору лошадьми.

             Серёга подошёл к своему ишаку  запрыгнул  и лёг поперёк на него, ишачок зачастил ногами, побежал кругом, тряся на спине в лихорадке наездника, и вскоре  наш товарищ, чтобы не свалиться  на землю соскочил с него.

              То же самое продемонстрировали мои товарищи, только соскочили быстрее Сергея.

              Мне достался ишак, по виду видевший немало в своей жизни и не собирался  он позволять никому, запрыгивать на свою спину.

            Я стал подходить к ишаку, но ишак поворачивался задом ко мне, я начал его обходить, но он продолжал поворачиваться, мои товарищи с интересом смотрели, чем же  всё  это закончиться.

             Я ходил вокруг ишака, а он продолжал поворачиваться,  я сделал уже несколько кругов вокруг ишака, а подойти с сбоку у меня не получалось.

              Ишаку надоела вскоре такая суета, и когда я был рядом с ним, он резко лягнул задними ногами, высоко подбросив зад вверх, с криком недовольства, едва не достал меня, пацаны покатились со смеху, ведь прекрасно знали его повадки.

               Теперь я сообразил, почему мне достался такой ишак, мои товарищи давно узнали его ретивый нрав.

            Но это ещё было не всё, своего ишака я оставил в покое, получить удар его копытами меня не привлекало.

             Пацаны по очереди пытались прокатиться на своих ишаках, те злились, срывались в бег, я посматривал на товарищей и завидовал им.


               И вдруг, отчего такая щедрость я ещё не сообразил,  Игорь предлагает мне прокатиться на его ишаке, я соглашаюсь, без всяких задних мыслей, подхожу к ишаку, запрыгиваю ему на спину, а он быстрым движением поворачивает ушастую голову и меня хватает зубами за левую ногу.

             Довольно чувствительно, понимает скотина, сильнее нельзя, иначе может прокусить ногу, а это так, чтобы поняли, с кем имеют дело.

           Я моментально спрыгиваю с ишака и отскакиваю в сторону, пацаны закатываются смехом, очередная шутка прокатила у них.

          Теперь наблюдая за товарищами и ишаками, начинаю соображать, как вести себя с тем или иным осликом, когда можно прокатиться, а когда лучше отскочить в сторону.

            Эксплуатировали станичных ишаков до самого вечера, не давая им покоя, пока хозяева случайно не заглянули к нам в хутор, очень удивились, когда их увидели здесь.

           Ишаков погнали по бульвару в станицу, а мы смотрели им в след и радостно вспоминали, все свои проделки, каждый старался хвастануть перед товарищами своим безумным геройством.

         Хороший был день, жаль только, что больше не забредали сюда эти животные, постоять в тени акаций.