Найти в Дзене
Яна Левашова Дизайнер

Платье может стать сокровищем или кладом? А если ему 400 лет?

То, однозначно, да! В Историческом музее в рамках выставки "Клады" представлено такое уникальное платье под названием телогрея.

© Яна Левашова
© Яна Левашова

Копия или реконструкция такого же платья представлена в постоянной экспозиции, посвященной XVI-XVII векам. Сейчас с соблюдением всех предосторожностей выставили оригинал. На него даже не направлен свет, только отражение. По окончании выставки уйдет в хранилище в темноту на десятки лет.

Однозначно платье принадлежало знатной москвичке, изготовлено было из китайского шелка. В те годы подобные ткани привозили купцы, купить их могли себе позволить лишь избранные.

История такова, что в 1935 году при прокладке метро в районе нынешней станции Китай-город в Китайгородской стене между камней была найдена свернутая материя. Изначально показалось "какой-то старой тряпкой".

Но строители вовремя смекнули, что это может быть чем-то более ценным и передали находку специалистам.

Аккуратно развернув сверток, поразились сохранности вещи. Да, участками платье было повреждено, но на нем цела застежка на петли и пуговицы из шелкового жгута, видна форма, нет отсутствующих элементов, пятен, что можно совершенно точно представить, как это выглядело на реальной женщине в XVII веке.

Богатая горожанка пала жертвой вора в XVII веке

По уровню телогреи понятно, что скорее всего оно принадлежало хозяйке богатого дома, а такое небрежное хранение в стене выдает преступление. Дело в том, что дорогую праздничную одежду могли хранить в сундуках в темноте и сухости, надевать по особым случаям и даже передавать по наследству несколько раз. Крой позволял варьировать в несколько размеров.

Силуэт свободный, характерный для строгих нравов в Москве и всей стране в тот период. Женщины ещё не демонстрировали фигуру, как во времена преобразований Петра I. Идеалом считался скромный силуэт трапеция, длина в пол. Длиннющие рукава выполняли декоративную функцию, могли перекидываться за спину крест накрест. Отличали одежду знати, подчеркивая высокий статус и отсутствие физического труда, всю работу выполняла прислуга.

Телогрея носилась застегнутой прямо на рубашку, чаще тоже шелковую с вышивкой по рукавам. Руки продевали в своеобразные проймы в районе плеч. Данный вид одежды является предком сарафана, если убрать рукава, то каждый узнает силуэт.

Были телогреи зимние на подкладке из ценнейших натуральных мехов, что вообще стоило целое состояние. Одеть свою жену, дочку или сестру в такой наряд мог себе позволить только очень богатый мужчина.

А были и летние варианты, как мы видим в витрине, это один слой ткани без утепления. Но и такое платье могло стоить не мало. Известно, что многих бояр, дружинников, придворных награждали дорогими тканями или готовой одеждой за значительные успехи, материя ценилась не меньше драгоценностей и недвижимости.

В телогрее есть отверстия, похожие на карманы, но их не использовали тогда. Все важное и нужное, как кошелек и ключи от подвалов, сундуков с запасами и материальными ценностями, носили на поясе поверх нижней рубахи. Чтобы дотянуться до этих вещей, достаточно было снаружи просунуть руки в отверстия. Стороннему человеку это было сделать не просто, пробраться рукой за широкое платье, чтобы женщина не заметила, соответственно, это и охранная функция от карманников, когда выходишь в город по делам.

Считается, что платье было своровано и спрятано в нишу в стене, возможно, с целью перепродажи или дарения кому-то. В том районе было множество лавок и можно было рассчитывать на сдачу в своеобразный ломбард.

Но раз мы видим эту вещь перед собой в витрине, злоумышленник за ней не вернулся. Может был пойман или по каким-то причинам погиб. А может просто побоялся, что его отследят и решил забросить свой тайник.

Благодарю за внимание!

С вами была Яна Левашова - Дизайнер и Блогер.

Ставим лайки и скорее в комментарии!

На что пожа эта телогрея?

Как думаете, легенда о ворах правда?