Как я начала сочинять славянское фэнтези, и что вышло из этой затеи через 9 месяцев

938 прочитали

В конце июля прошлого года я загорелась идеей написания своего славянского фэнтези про эльфов в декорациях Древней Руси. Возможно, на меня такое впечатление произвело прочтение книг о Ведьмаке — концовка не устраивала, хотелось продолжения, не были близки некоторые ценности автора.

Решено! И на энтузиазме я начала в одну туманную жаркую летнюю ночь под стрекотание сверчков сочинять свой личный волшебный мир. Тогда я жила в крохотной уральской деревне у родителей, ухаживала за бабушкой, а поэтому имела приличное количество свободного времени в комплекте с плохим интернетом. Природа была моей отдушиной и весёлым досугом, словом, я всегда окружена истинным вдохновением: могла приходить к реке и детально рассматривать течение воды, делая наброски новой главы в лучах заката.

Но, всегда есть «но»?

Казалось бы, я работаю с текстами с 2019 года в профессиональном ключе, читаю с детства много произведений разных жанров, в блоге мне неоднократно говорили, что не верят в мой настолько идеальный слог биолога-палеонтолога. Читатели пытались неоднократно высмотреть макушку платного копирайтера, который за меня пишет статьи и общается с подписчиками. Я остановилась на нескольких косых главах, которые не были связаны друг с другом, и забросила аж до февраля этого года. Оказалось, написание своего романа — не такая простая задачка! Художественный текст — это совсем другое, нужна большая теоретическая база и много практики.

Фото автора
Фото автора

С какими проблемами я столкнулась?

Помимо очевидного, кроме написания романа, мне нужно зарабатывать на жизнь — вести блог, выполнять заказы на ретушь фотографий, коррекцию и создание текстов для чужих блогов, работать наставником маленьких блогеров. У меня возникли проблемы с организацией своего рабочего и личного времени. Иногда я могла уделить роману всего 10-20 минут в день, что могло быть эквивалентно нескольким строчкам! Стоит ли говорить, что это никак не продвигало главы в их прогрессе? Но организация времени — абсолютно технический момент, с которым легко можно работать (было бы желание). Не так давно я взяла на себя обязательство писать минимум 2000 слов (примерно 5 печатных страниц) ежедневно, без перерывов и выходных. Просто в какой-то книге я прочла, что Стивен Кинг держал себя так в тонусе писателя, и решила попробовать сама. Удивительно, пока я не перегорела, но, уверена, такой ритм я не смогу поддерживать долго. В целом, я полностью погружаюсь в написание текста, для меня это почти медитация — устают только глаза, локти и спина, я не чувствую себя выжатым лимоном даже после нескольких часов за компьютером. Самые большие проблемы при написании я перечислю ниже, а потом приведу текст небольшой главы. Надеюсь, вы найдёте минутку, чтобы написать мнение о прочитанном. Спасибо!

1. Исследование культуры и мифологии

Как известно, история нашей прекрасной страны сложна и противоречива. Истинная славянская Русь, образ которой я ищу для вдохновения, погребена в веках, и информацию не найти в интернете. По своей сути, я сталкиваюсь с абсолютно новой для себя культурой и мифологией, которая известна мне только поверхностно, по сказкам из детства. И, знаете, весьма сложно найти достоверные источники информации и интерпретировать их так, чтобы сохранить аутентичность и не оскорбить ничьи. Мне помогает в этом вопросе моя подписчица, Юнона — экскурсовод из Москвы, проводящая сказочные прогулки по интересным местам. Она мне советует лучшие книги о мифах и сказах, которые сама читает, а также даёт антирекомендации, каких авторов стоит обходить стороной. Какие-то книги можно найти в открытом доступе, но многие доступны только в печатном варианте, и недёшево.

Славянское фэнтези предполагает фантастический мир, но при этом важно соблюдать основные исторические и культурные факты, чтобы сохранить аутентичность и уважение к историческому контексту. На данном этапе написания я не могу позволить себе настолько хорошую историческую точность, какую хотелось бы, но успокаиваю себя тем, что пишу роман в декорациях Руси, но нигде не называю государство: оно вымышленное, вне временных рамок, фэнтезийное, поэтому может не соответствовать на 100% духу того времени. Пока что ограничиваюсь археологическими статьями и диссертациями, которые могу бесплатно найти на сайтах для учёных. Да, моя душа учёного-биолога здесь разгулялась! Использование славянской мифологии как ядра моего мира требует тщательного изучения и правильной интерпретации, чтобы избежать искажений или стереотипов, ведь я хочу написать серьёзное произведение, а не смешной фанфик для исторической кафедры.

2. Языковые особенности

Я выросла в крохотной деревне, проводила большую часть своего детства у бабушки и дедушки, поэтому для меня нет ничего удивительного в употреблении местного диалекта. Я знаю много слов из употребления 18-19 века и раньше, потому что читала всю русскую классику по школьной программе. Истинно славянские языки имеют свои уникальные особенности, такие как грамматика, лексика и фонетика. При создании мира фэнтези на основе славянской культуры может быть сложно поддерживать аутентичность языка или вовлекать в него читателей, не владеющих этим языком. И получается, мне необходимо балансировать между аутентичностью и понятностью, использовать диалект для погружения читателя, но при этом, избегать современных слов, которые не могли использоваться в быту того времени. Хотя славянское фэнтези может быть увлекательным для тех, кто интересуется культурой славян и фэнтези-темой в принципе, получившаяся книга может быть менее привлекательна для тех, кто не знаком ни с чем из этого пласта истории, вырос в городе и владеет истинно городским словарным запасом. Мне как автору необходимо умело сбалансировать элементы культуры так, чтобы привлечь разнообразную аудиторию. Опять же, во многом мне помогают научные диссертации, но диалект Уральского региона может быть в корне отличим от диалекта Московской или Воронежской области. Держать баланс утомительно — по сути, ты пытаешься описывать действия словно на иностранном языке, но чтобы читатель понял его с короткими разъяснениями по контексту.

3. Уникальность и оригинальность

В мире фэнтези, насыщенном различными сюжетами и мифологическими темами, важно найти свой уникальный подход и оригинальные идеи, чтобы выделиться на фоне других произведений. И это сложно! Так, у меня появилось аж три расы эльфов со своими именами, магия, завязанная на физических законах, гибридный мир языческой культуры с религиозными ограничениями. Но, уверена, даже это сумасшествие — вторично, поэтому делаю упор на раскрытие характера персонажей и их чувств.

Подводя итог, написание собственного романа — большой труд, на который у меня уже ушло 9 месяцев, словно я бережно вынашивала эту идею, словно ребёнка, а лишь потом мысль медленно перешла на бумагу. Сейчас у меня написано всего около 70 страниц. Наверное, ещё минимум год я буду дорабатывать свою рукопись, потому что по задуманным событиям едва ли написана треть. Хотелось бы, конечно, издать в бумажном варианте, но учитывая перегруженность рынка жанром славянского фэнтези, наверняка, будет самиздат или публикация отдельных глав на литературных площадках. В то же время, я хочу создать что-то великое, а не быть простым ремесленником.

Фото автора
Фото автора

Как и обещала, небольшой отрывок главы ниже, с цензурой.

Сон в пещере дракона

Полумесяц луны смотрел в расположенный под потолком овальный портал к спасению Яры из плена холодной и мрачной пещеры. Но она вновь грезила. К рассвету разыгралась буря, изгибая ветки кустарника. Отдалённый гром и вспышки молнии вмешались в её чуткий сон.

Летний вечер приносил тёплый ветер, благоухающий полевыми цветами. По небу расплывались волшебные оттенки заката, окрашивая надвигающиеся дождевые тучи в тёплые оттенки фиолетового и розового. Лучи солнца, окруженные облаками, пробивались плотными светлыми дорожками, будто небесный художник прорисовал их широкой кистью. В лесу царила тишина, лишь слегка нарушаемая пением птиц и шумом безымянного ручья. Плотный горячий воздух был влажным и почти осязаемым. Длинные распущенные рыжие волосы Баженки ласково колыхались на ветру, а её голубые глаза восхищенно и пристально рассматривали серебряные спины рыбок.

— Фууух, ну и парун! — Баженка расхаживала по мелководью ручья, задрав сарафан до колен.

— Что? — Яра сосредоточенно делала заметки в дневнике в тени старого тополя, но незнакомое слово выдернуло её из потока мыслей. Она удивлённо подняла бровь. По шее её стекал пот, спускаясь по ключицам. Верхние пуговицы молочно-белой рубашки из льна были распахнуты. Привычные кожаные штаны для верховой езды заменяли такие же, как рубашка, льняные широкие шорты, окрашенные натуральным пигментом в слабо-травяной оттенок. Жажда иссушила её губы.

— Да парун, па-рун! — девушка фыркнула и вышла из воды, разбрызгивая ледяные капли, прошлась по цепочке прибрежных камней. Несколько капель упало на страницу блокнота. Яра молча вытерла их ладонью и продолжила с вопросительным взглядом рассматривать подругу. Мокрые следы за её маленькими ступнями тотчас высохли. — Так называют влажный жаркий воздух, который ощущается перед грозой. — Закончила Бажена.

— Странно, — Яра задрала голову и осмотрела глубокими зелёными глазами немного хмурое небо — не вижу ни одной грозовой тучи.

— Слушай, а ты скоро закончишь со своим дряным письмом? Есть хочу! — от разговора о еде у Баженки громко заурчал живот.

— Да, разведём костёр, как стемнеет. Будешь молодую запечёную в огне картошку? Под камнем в рюкзаке есть несколько штук, помой их в ручье от комков глины, пожалуйста.

— Буду! Эх, картошка-картошечка! — с расплывающейся улыбкой довольного кота Баженка в припрыжку приблизилась к тенистому холмику, наклонилась под большой плоский камень за рюкзаком в земляном углублении. Сырая почва в тени камня пахла прелостью, корнями растений и обдавала руки прохладой.

Картофель был для Бажены любимым экзотическим блюдом, которое эльфы привозили откуда-то из-за моря, выменивая на пушнину редких зверей. Яра часто приносила ей что-то попробовать, внимательно наблюдая за реакцией. Бажена с высокой точностью разбиралась в разных сортах винограда, предпочитая сладкий зелёный, и ненавидела кислые южные мандарины, смешно наморщивая веснушчатое личико.

Яра вернулась к дневнику. Бажена стряхнула с пяток прилипшую траву и кусочки почвы, надела мягкую тканевую летнюю обувь на плоской кожаной подошве с длинными тесёмками на лодыжках, навязанных крест-накрест. Девушка начала медленно прогуливаться по тропинке, окруженной зелёными деревьями и пестрыми цветами. Нетерпение, повисшее в воздухе, нервировало Яру, но она хотела закончить записывать новое слово. Она пытливо стремилась узнать, какими глазами смотрит на мир эта прекрасная и озорная рыжая девчушка. Часто новые просторечные слова так сильно приживались в её речи, что мать смотрела на неё испепеляющим взглядом каждый раз, как та открывала рот.

Прошло от силы полчаса — Яра определяла течение времени по количеству написанных страниц. Внезапно ветер стал нарастать, а небо темнеть, хотя до захода солнца за горизонт оставался ещё час расплавленного золота. Резкий гром ударил, сотрясая лёгкие и отдаваясь эхом где-то глубоко в груди. Баженка, вновь забравшаяся в воду, чтобы охладиться и помыть картофелины, напугалась:

— Ой, лять! — от испуга она выронила в ручей только что вымытые овощи, которые складывала в подол, и начала их судорожно вылавливать.

Первые капли дождя стукнули по лицу эльфийки, принося с собой прохладу после изнуряющего дневного зноя. Вокруг неё зазвучали частые раскаты грома, молнии ударяли всё более угрожающе. Тополь скрипел и широко раскачивал могучие ветки. Вода стеной обрушилась на Заячью поляну, не успевая впитываться в почву, трава утопала в летнем дожде. Из рук Яры порывом ветра вырвало верхний листок дневника, и ей пришлось неохотно выйти из своего укрытия. Ливень мгновенно промочил одежду, отягощая тело, которое двигалось медленно и трудно, прибиваемое с силой к земле.

Бажена закончила собирать драгоценный картофель и побежала к тополю, в сторону Яры, чтобы укрыться от дождя, сопровождая визгом каждый удар молнии. «Она всегда так боялась грозы. Люди верят, что молнией боги карают грешников» — прошелестело в голове эльфийки. Голые ступни Баженки утопали в лужах, доходивших ей до щиколотки. Неожиданно над ней взметнулась мощная молния, освещая небо багровым светом. Электрический треск разрезал воздух, словно гудение большого пчелиного улья. На секунду их обоих ослепила вспышка света и заволокла мир белой пеленой. Бажена остановилась в метре от Яры и завопила, указывая руками на дерево, вновь рассыпая из подола по лугу несчастные овощи:

— Яра, берегись! Сзади! Беги! — не оборачиваясь, Яра сделала пируэт, оттолкнулась ногами от мокрой почвы со всех сил и прыгнула, приземляясь на ладони, как кошка, к безымянному ручью.

В следующий момент раздался оглушительный треск, словно на землю обрушился гигантский меч бога, карающего грешников. На землю, разбрызгивая воду и сломанные ветки, упал старый тополь, едва не задев Яру. Ствол, рассечённый стихией, ещё горел пламенем где-то внутри. Обугленные разрядом листья сыпались под дождём, угасая.

Судьбоносное стечение обстоятельств привело к тому, что Яра оказалась всего лишь в паре метров от сражённой молнией дерева. Всё произошло так быстро, что она в момент даже не успела напугаться. Сейчас же её сердце бешено билось в груди, и она чувствовала, как тёплые слезы стекали по её щекам, смешиваясь с последними каплями дождя. Человеческая девушка только что спасла её жизнь.

— Ну, и видок у тебя! Ты как мой Васька, напугавшийся упавшей с печи чугунки! — Баженка заливисто расхохоталась, её смех слизывал шум летнего ливня.

Их вечер закончился у костра — практически нагие, они грели босые ноги у огня. Промокшая до нитки одежда на рогатинах висела над вздымающимся теплом.

— Смотри, чтобы сарафан не прогорел, а то будешь вонять, как копчёная рыба — заметила эльфийка.

— Может быть тогда Вано обратит на меня внимание? — подмигнула ей Бажена.

— Бери палку, должна быть, готова.

Бажена взяла из костра длинную обугленную ветвь тополя и разрыла угли, выкатывая несколько потрескавшихся чёрных шариков. Не дожидаясь, пока они остынут, она начала чистить овощ от обугленной кожуры, перебрасывать чёрный шарик из руки в руки, без остановки ойкая. «Вот же балда, будет ожог» — подумала Яра.

Бажена уже во всю чавкала, обжигая язык сладкой сливочно-белой мяготью, шумно свистя, вдыхая прохладу воздуха после дождя через сложенную трубочку губ.

— Соль есть?

Яра смотрела на неё, испытывая смесь удивления и восхищения перед этой рыжей красавицей, измазавшей губы и щеку в саже. Такой простой, открытой, искренней человеческой девушке.

— Да, в рюкзаке — пробормотала она.

Баженка пощупала сарафан и размашисто надела его через голову, на секунду запутавшись в рукавах рубахи. Босиком она отправилась к камню. Яра смотрела ей вслед, но вновь не решалась сказать:

«Спасибо тебе. Я... Не знаю, что бы делала без тебя.»

Вместо этого она посмотрела в небо, на котором уже начинали кружиться в вальсе созвездия.

— Ой, звезда твоему рюкзаку... — послышалась виновато-напуганная ругань Бажены со спины.

Когда Яра обернулась, Баженка перевернула кожаный рюкзак, который она забыла спрятать под камень. Из него с шумом полилась дождевая вода.

— Ба…

Яра вздрогнула и проснулась с её именем на губах. В пещере уже было светло.

Спасибо за прочтение!

Если хотите почитать езё, решила, что иногда буду публиковать кусочки в своём телеграм-канале в рубрике эльфийские чтения: