Недавно меня пригласили на очень тёплую творческую встречу с Ларисой Рубальской, которую давно уже называют самой известной поэтессой-песенником. Общение с прессой было посвящено мощному авторскому вечеру, который состоялся в Crocus City Hall - ещё до трагических событий.
У вечера было говорящее название «40 лет с песней по жизни». В большом юбилейном концерте приняли участие десятки исполнителей — Маша Распутина, Александр Панайотов и многие, многие другие. Артисты выступали в самых разных жанрах.
Понятное дело, вечер был посвящен 40-летию начала творческой деятельности Ларисы Алексеевны. Примечательно, что она окончила Московский педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». Однако после окончания в 1970 году вуза по специальности не работала. Зато нашла себя в песне. Предлагаем нашу версию вопросов и ответов.
Всё началось в марте
- Конечно, в самом начале хочется спросить, кому вы написали свою первую песню?
- Речь идет о «Воспоминании». Это самая главная отметина в моей певческой биографии. Песню исполнила Валентина Толкунова. Музыку написал Владимир Мигуля.
Я считаю, что Валя тогда сделала мою судьбу. Получается, у Толкуновой была легкая рука. С другой стороны, у нее был очень легкий голос. А Володя Мигуля очень легко касался клавиш. Так что тут все сошлось. Как говорится, три в одном.
В «Крокусе» песня прозвучала в исполнении Вали Ильичева, моего продюсера и многолетнего друга. Кстати, «Воспоминание» родилось действительно в начале марта. Там есть такие сугубо весенние строчки:
Не в сезон – в начале марта
Я приду на пляж забытый,
Прошлогодние приметы
Я у моря поищу —
Прошлогодние свиданья,
Прошлогодние надежды,
Прошлогодние печали
Вспоминаю и грущу.
Получается, что спустя 40 лет мы решили снова вернуться к марту 84-го. Тогда ничто не предрекало, что впереди меня ждет такой большой песенный путь.
Я имею в виду и то огромное количество артистов, с которыми стала сотрудничать. Хотя я вовсе не собиралась быть поэтом-песенником. А теперь уже сама выступаю с творческими концертами.
Чувство благодарности
- В чем секрет того, что с вами сотрудничает так много исполнителей?
- Наверное, в том, что у моих песен невероятный жанровый разброс. Это и шансон, и лирика, и детские, и смешные, и народные, и цыганские.
Я действительно горжусь, что у меня такое большое разнообразие. Причем даже если мне не нравится чье-то исполнение, я никогда об этом не говорю артисту.
- Почему?
- А зачем? Я не уверена, что должна кому-то диктовать свои условия. Хотя, может, это издержки моего слишком миролюбивого характера. Но, знаете, мне просто все нравится.
Когда я слушаю песни на свои стихи, то в первую очередь возникает невероятное чувство благодарности. Я словно до конца никак не могу поверить, что написанные мною слова кого-то заинтересовали.
Разве это не здорово? Я так радуюсь буквально каждому прикосновению к своему поэтическому творчеству! И всегда говорю одну и ту же фразу: «Спасибо, что озвучили мои нехитрые мысли».
- Как вас находят артисты?
- По-разному. Сейчас ко мне постоянно стучатся в соцсетях. Порой совсем молодые исполнители. Конечно, я даже не знаю их имен. Но когда слышу, что кто-то хочет придать новое звучание моим старым песням, то никому не отказываю.
«Давайте попробуем!» - непременно соглашаюсь. Мне такие «эксперименты» действительно интересны. 40 лет назад многие артисты, с которыми я начала сотрудничать, тоже не были такими популярными, как сегодня.
Я и тогда никому не отказывала. Может, поэтому у меня так много хитов. Просто периодически та или иначе песня «выстреливает» у какого-нибудь артиста.
Именно благодаря тому, что я такая смелая на эксперименты и всегда без проблем иду на контакт, я все еще кому-то интересна.
Даже несмотря на мой немолодой возраст... Артисты в курсе, что они могут делать с моими стихами все, что угодно, но я все равно не обижусь (смеется). Поэтому и на свои творческие вечера всегда иду со спокойной душой. Знаю, что там все будет хорошо.
Исполнители постараются на славу! А от меня требуется только одно: продолжать с ними дружить и... ничего не делать, то есть не мешать им. В общем, я всегда за контакт и за добрые отношения. Не раз убеждалась, что такой подход - точно самый верный.
Нет графика
- Недавно нашей гостьей была Дарья Донцова. Она невероятный трудоголик. Уже 25 лет пишет по одной книжке в месяц. Говорит, что все по некоему графику...
- Нет, у меня никакого графика нет. Бывает, что долго не пишу, а потом вдруг льется целый поток. Чувствую, что изнутри идет какой-то импульс. Тогда я действительно не могу не писать. Даже если нет никакого заказа. Наверное, это «заказ» свыше.
Хотя когда меня просят что-нибудь написать, то я всегда выполняю все точно и в срок. Без всяких отговорок, что, мол, не было творческого вдохновения и пр. Нет, я очень дисциплинированный человек.
Если мне скажут, что я должна предъявить стихи к восьми утра, то я это выполню. Импульс изнутри сам пробьет себе дорогу и заставит меня исполнить все в срок. Для меня заказы - это разновидность творчества.
Чаще пишут песни на мои стихи. Но иногда поступают заказы написать что-то под какую-либо известную мелодию. Скажем, «Шаланды полные кефали...», «Сиреневый туман», «Старый клен» и т.д. Это все - мои кормильцы.
Я лишь вставляю туда свои слова. Чтобы поздравить чью-то дочь, маму — да кого угодно. Мне иногда звонят и просят что-то сочинить буквально на ходу. Для жены, для мужа. Что ж, нет проблем!
От всего сердца
- То есть вдохновения не ждете?
- Главное, что я всегда пишу с душой и от всего сердца. Иногда даже изучаю биографию, чтобы выяснить, кого надо поздравить. Самой интересно! Вижу, что людям так приятно услышать свои имена в песне под узнаваемую мелодию. И я очень радуюсь за своих «героев».
Хотя мне могут сказать: ну и странная же у вас работа — заказные песни. Но я считаю, что это тоже творчество. По крайней мере, одна из его разновидностей. А почему бы и нет?
Главное, повторяю, все делать сердечно. С другой стороны, некоторые сугубо заказные песни становятся хитами. Скажем, танго «Элеонора» прекрасно исполняет Александр Добронравов.
Но в целом я пишу без всяких графиков. Меня никто не подгоняет. Потому что никаких обязательств, как у Дарьи Донцовой, у меня нет. А материала для артистов предостаточно. Пусть сами выбирают. Как говорится, на свой вкус и цвет.
Вообще, я по жизни - везучка. Все как-то само собой получается. Я даже порой удивляюсь, когда слышу некоторые песни. Мне говорят: смотри, а ведь это твои слова.
Получается, что я - сама по себе, а эстрада — сама по себе. Но мне приятно, что количество песен на мои стихи постоянно только увеличивается. Я даже не знаю, сколько их всего (смеется).
Лучшая десятка
- Обычно пишут, что их у вас уже свыше семи сотен!
- Из которых действительно классных - всего штук десять. Ну, может, двенадцать. Не более... И это правда! Да, в «Крокусе» было 40 исполнителей. Но ведь и там - открою секрет! - прозвучали не только очень хорошие, но и просто хорошие песни...
- Как отличить хорошую песню от очень хорошей?
- Когда ее слушает подружка, сосед, ну и так далее. Чем больше слушателей, тем она лучше. Например, «Странная женщина» - точно не просто очень хорошая, а очень, очень хорошая песня.
Она входит не только в мою десятку, но даже в пятерку лучших. «Транзитный пассажир» тоже из этого же разряда. Смотрю, как эту песню исполняют в какой-нибудь телепередаче, и вижу, что она действительно сильно воздействует на публику.
Так что это вовсе не моя субъективная оценка. Причем «Транзитный пассажир» поет то Арбенина, то Спиридонова, то Шура... Говорят, что артист делает песню. Но мне кажется, что часто песня делает артиста.
Хиты ведут уже какую-то свою, особую жизнь. Это касается и песни «Живи спокойно, страна». Или «Доченьки». В общем, мне будет, что исполнить, когда я предстану перед Всевышним...
Ну а мой самый вечный хит — это, конечно же, «Напрасные слова». Причем количество исполнителей из года в год лишь вырастает.
Если раньше это был только Александр Малинин, то со временем добавились Глеб Матвейчук, Игорь Наджиев, Дмитрий Харатьян... И зрителям интересно сравнивать разное исполнение.
Куда пропали поэты
- Что сегодня происходит с поэзией? Какая-то тотальная тишина...
- Как известно, все познается в сравнении. Я помню поэтов-шестидесятников. Их имена и поныне на слуху. Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко, Окуджава... Тогда было время каких-то истинных поэтов. Озаренных и одаренных. Это был настоящий бум. Увы, ничего подобного мы давно уже не видим.
Конечно, я слежу за современной поэзией. Читаю и в соцсетях, и на сайтах. Иногда мне что-то нравится. Порой даже завидую. Хотя в процентном отношении это крайне минимальные цифры. Очень хорошие стихи невероятно редки.
Иногда мне пишут: мол, почитайте, оцените. Я никогда никого не критикую. Хорошо, что народ хотя бы пишет. Обычно отвечаю так: «Если к вам приходят поэтические строчки, фиксируйте их. Но главное — не останавливайтесь! А еще благодарите небеса за то, что ваше сердце откликается стихами».
Как-то Андрей Дементьев пригласил меня поехать в Тверь. В местном доме поэзии проходил очередной конкурс. Меня попросили быть членом жюри. Нам принесли целые пачки стихов. Я стала разбирать. «Это какой-то ужас. Зачем такое писать?!» - я думала про себя.
Но вслух ничего не сказала. Зачем обижать людей... Как я говорила, у меня очень покладистый характер. По своей натуре я точно не злой человек. И в Твери всем тактично говорила: «Если есть вдохновение, то пишите...»
А вот Дементьев с головой погрузился. Стал читать, подчеркивать. Порой каждое слово. Он все объяснял авторам, почему что-то исправил. «Нет, это не для меня!» - я тогда решила. У меня нет никакого терпения разбирать чужое творчество. Так что для жюри я - не самый подходящий человек.
А еще помню смешной случай: подходит одна девушка и говорит: «Лариса, вы не можете почитать мои стихи?» И добавила: «Для меня очень важна ваша оценка!»
Как я не люблю оценивать чужое творчество, но она меня все же уговорила. «Хорошо, давайте!» - я ей сказала. После чего она протягивает мне тетрадку со словами: «Только я прошу написать мне расписку, что вы не возьмете у меня ни одной строчки».
Представляете? Я ей вернула тетрадь, сказав следующее: «Дорогая моя, придется мне вам отказать, потому что я всегда и везде краду чужие строчки. А как иначе что-то написать?» Девушка явно не поняла, что я шучу... - улыбнулась Лариса Алексеевна.
- Поздравляем со славным юбилеем, желаем дальнейших творческих успехов!