Елена Попова, народная артистка России и прима Большого драматического театра в Санкт-Петербурге, известна широкой публике благодаря своим выдающимся ролям в кино и телевидении. Однако, несмотря на свой талант, она редко появляется на большом экране, в отличие от театральной сцены. Личная жизнь актрисы тоже не была насыщена событиями: она живет в одиночестве, несмотря на то, что раньше была взаимно любима известными мужчинами, один из которых является отцом ее сына.
Одной из самых значимых и запоминающихся любовных историй в жизни Поповой стал роман с музыкантом Борисом Гребенщиковым*. В то время, в 1970 году, ей было всего 14 лет, а ему - 17. На летних каникулах мама Надежда Ивановна, талантливая танцовщица Кордебалета Ленинградского театра музыкальной комедии, отправила свою дочку в пионерлагерь Всесоюзного театрального общества в Сестрорецке.
"Боря* тоже туда приехал. Романтичный, как будто из другого мира. Всегда с гитарой. Образованный, эрудированный, обаятельный, доброжелательный, чудесный… Я, правда, года два ждала, пока он на мою любовь ответит",
- вспоминала народная артистка.
Их история любви могла бы и не произойти, но судьба всегда сталкивала их. И вот, случайно, пересекая улицы города, Гребенщиков* наткнулся на нее.
"Взял меня за руку... Я до гроба не забуду этого ощущения, которого никогда больше не испытывала. Ладошкой чувствовать чужую ладошку и понимать, что это твоя судьба. Могу бесконечно вспоминать о наших дождях, о Манежной площади, где нас окатило ливнем до ниточки. И как мы бежали до улицы Рубинштейна...",
- описывала свои эмоции Попова.
Мать известного музыканта Людмила Харитоновна в своих мемуарах под названием "Мой сын БГ*" без эмоций описала ситуацию, когда она и мать Поповой влезли в отношения влюбленной пары:
«Когда у них завязался роман, Лена еще училась в школе, а Боря* был на третьем курсе [Ленинградского госуниверситета, где учился на математика]. Сын проводил с ней очень много времени. Мать Лены звонила мне и спрашивала: «Вы не считаете, что нашим детям нужно пожениться? Они так любят друг друга». Я не видела в этом никакой необходимости. После этого мама Лены запретила им общаться. Боря* очень от этого страдал».
Елена долго мучилась, и нашла силы признаться спустя много лет:
"Я храню не боль эту, а что-то другое… Хотя потом она, наверное, меня воспитывала и вела по жизни. И даже стала в моей судьбе роковой. Потому что я искала этого человека. Но тогда не знала, что такие чувства неповторимы".
С самого детства Елену, девочку, которая проводила все свое время за кулисами, манила мечта о том, чтобы стать балериной. Осознавая, насколько сложна жизнь танцовщицы, ее мать категорически запретила Елене поступать в Вагановское училище. Именно в этот момент девушка почувствовала искру внутри себя, пламя страсти к актерскому искусству.
В итоге, лишь с третьей попытки она была принята в Театральный институт. Первые два года Елена работала в библиотеке, восстанавливая старинные книги и плакаты. Но уже на третьем курсе ЛГИТМиКа судьба улыбнулась ей - она была приглашена в БДТ сразу на главную роль.
"Режиссер Аксенов ставил пьесу Арбузова «Жестокие игры», и у него что-то там не ладилось с главной героиней. Увидев меня в учебном спектакле, он решил попробовать. С тех пор я все пробую и пробую в этом театре",
- рассказывала актриса, не уточняя, что тот самый постановщик Юрий Аксенов, годящийся в отцы, стал ее мужем.
Их брак, кажется, с самого начала был обречен на неудачу. Во время съемок кинокартины "Батальоны просят огня" в 1984 году, молодая Елена была безумно влюбилась в своего партнера-москвича Александра Феклистова, исполняющего роль сержанта Елютина. Эти чувства были настолько сильны, что колени дрожали.
"Я легко увлекаюсь, и когда увидела Сашу, дар речи потеряла. Он поразил интеллигентностью, душевностью, чувством юмора",
- рассказала однажды Попова.
Несмотря на то, что оба находились в браке, Елена забеременела от Александра и родила сына Андрея. Эта внебрачная связь привела к разрушению ее собственного брака, в то время как Феклистов оставался с женой-телередактором, словно ничего не произошло. Позднее он стал отцом еще одной девочки, второй для этой пары.
"Когда Андрюшке было года четыре, Саша приехал в Петербург со своей старшей дочкой Асенькой. Ей было лет девять. Помню, мы все вместе шли по Катькиному садику. Сын взял Сашу за руку и сказал: «Папа...» Потом осекся и добавил: «Ой, а можно я буду вас папой называть?» Саша ответил: «Конечно, Андрюша». А когда малыш побежал с Асей вперед, я сказала Александру: «Клянусь, я ему никогда не говорила»",
- делилась Попова.
Очевидно, малыш сам почувствовал, что этот мужчина - не просто дядя Саша, а что-то большее.
Феклистов постоянно навещал вторую семью, дарил им подарки, оказывал помощь. Вскоре он стал настоящей звездой, сыграв роль Сан Саныча в популярном сериале "Сваты". Однако после начала спецоперации он записал видео, в котором высказался против России и сбежал в Барселону, влюбившись в этот город еще в начале века.
В 90-х годах, сразу после ухода великого режиссера и художественного руководителя Товстоногова, БДТ начал активное сотрудничество с Тимуром Чхеидзе. Он предпочитал доверять главные женские роли в своих спектаклях Поповой. Все в труппе без сомнений знали - между этой актрисой и режиссером существует роман.
"С Чхеидзе у меня был творческий союз, а все остальное, что о нас говорили, не важно",
- заявила артистка.
Как ни странно, у нее возникло новое ощущение свободы. Ведь ранее Елена пережила немало испытаний со стороны режиссеров. Она вспоминает, как с Товстоноговым она была "мальчиком для битье". Это особенно проявилось после того, как она позволила себе импровизировать в спектакле "Волки и овцы":
"Георгий Александрович кричал, топал ногами, очки у него падали с носа, он их одевал, они снова падали. Это был какой-то ужас! Потом меня утешали Басилашвили и Стржельчик, успокаивали, что он со всеми крут",
- делилась Елена.
Карьера Поповой в кино, по слухам, была подпорчена из-за некого известного кинорежиссера из "Ленфильма". Режиссер надеялся на взаимность, но Попова отказала ему.
"Он был директором объединения и был так оскорблен! Спустя годы я узнала, что на несколько лет было наложено табу на мою работу в кадре. Недодала, понимаете?",
- вспоминала актриса.
Новая ступень в профессиональной карьере Поповой неразрывно связана с Константином Богомоловым. Шесть лет назад режиссер принял решение поставить в Большом драматическом театре спектакль «Слава», основанный на произведении Виктора Гусева. И именно ему было поручено доверить Елене Кимовне роль хирурга. Вслед за этим ей поступило предложение сняться в сериале Богомолова о жизни архитектора Кеши.
"Я прочитала сценарий «Кеша должен умереть», мне он понравился, и, конечно, персонаж [мамы героя Богомолова] Анны Никитичны тоже. Почла за честь предложение снова с Костей поработать",
- улыбается актриса.
Попова теперь с гордостью и уверенностью взирает на свою материнскую роль, будто она героиня собственного захватывающего сюжета. Она признает, что ее любовь к сыну, который успешно окончил Военно-медицинскую академию и ныне трудится в госпитале в качестве судебного медицинского эксперта, а также к внукам, порой становится единственной и самой ценной жизненной ценностью, последним смыслом существования. Несмотря на неотвратимое приближение ее 68-летия, она преисполнена энергии и решимости.