Найти в Дзене
Александр Зайцев

Жизнь заканчивается там, где заканчивается вода. Конфликт в Центральной Азии неизбежен?

Центральная Азия — один из немногих регионов мира, где водная безопасность неразрывно связана с энергетикой, продовольствием и окружающей средой. Вода – один из главных факторов дальнейшего социально-экономического развития государств Центральной Азии, где потребление воды удваивается в течение каждого десятилетия. Проблема истощения водных ресурсов для стран Центральной Азии сегодня стоит особенно остро.
На реке Амударья на севере Афганистана ударными темпами строится гигантский канал Куш-Тепа. Большинство экспертов считают, что это резко усугубит нехватку воды в странах ниже по течению. Амударья - самая полноводная река Центральной Азии. Она берет свое начало в ледниках Памира и течет по территории Таджикистана, Афганистана, Туркменистана и Узбекистана. Основной сток Амударьи формируется на территории Таджикистана (80 %) и частично в северном Афганистане. В марте 2022 года в Афганистане началось строительство канала Куш-Тепа, стоимостью $684 млн, которое планируется завершить в 2028

Центральная Азия — один из немногих регионов мира, где водная безопасность неразрывно связана с энергетикой, продовольствием и окружающей средой. Вода – один из главных факторов дальнейшего социально-экономического развития государств Центральной Азии, где потребление воды удваивается в течение каждого десятилетия. Проблема истощения водных ресурсов для стран Центральной Азии сегодня стоит особенно остро.

На реке Амударья на севере Афганистана ударными темпами строится гигантский канал Куш-Тепа. Большинство экспертов считают, что это резко усугубит нехватку воды в странах ниже по течению. Амударья - самая полноводная река Центральной Азии. Она берет свое начало в ледниках Памира и течет по территории Таджикистана, Афганистана, Туркменистана и Узбекистана. Основной сток Амударьи формируется на территории Таджикистана (80 %) и частично в северном Афганистане. В марте 2022 года в Афганистане началось строительство канала Куш-Тепа, стоимостью $684 млн, которое планируется завершить в 2028 году. Его протяженность составит 285 километров, ширина - 100 метров, глубина – 8,5 метров. По информации талибской администрации канал будет построен в два этапа без технической и финансовой поддержки извне. Афганское правительство возлагает большие надежды на амбициозный проект, который предназначен для орошения более 500 тысяч гектаров земель на севере страны. Это должно облегчить катастрофическую продовольственную ситуацию в стране. В октябре 2023 года завершилось строительство первого участка канала и начата вторая фаза проекта.

Куш-Тепа строится в расчете на забор воды из Амударьи в 10 кубических километров в год, что при среднем многолетнем стоке реки в 70 кубических километров станет очень чувствительным для стран ниже по течению. И это при том, что в последние годы все республики Центральной Азии все больше ощущают на себе нехватку воды. Больше всего пострадают Узбекистан и Туркменистан, которые потеряют до 15% оросительной воды из главной реки региона.

Серьезную озабоченность специалистов вызывает технология строительства канала, а вернее ее отсутствие. Берега и русло канала не бетонируются и не утрамбовываются из соображений экономии. Рыхлая, а местами песчаная почва приводит к значительной потере воды. В результате забор воды Афганистаном составит 30% от общего стока Амударьи.

Проблемы Амударьи однозначно скажутся на второй водной артерии региона – Сырдарье. Это проблема всего региона. Если станет меньше воды в Амударье, увеличится забор воды из Сырдарьи. Центральная Азия - единый водный бассейн. Если возникнет дефицит воды, то это неизбежно приведет к сокращению производства продовольствия, голоду, болезням. Нарастающая проблема нехватки воды в ЦА станет угрожающей в ближайшие 20–30 лет, что чревато обвалом местных экономик, появлением миллионов новых мигрантов, и даже может спровоцировать вооруженные конфликты.

Безусловно Афганистан имеет право использовать воды Амударьи, однако на настоящий момент у страны нет никаких соглашений и договоров по водным ресурсам, и Куш-Тепа строиться без учета позиции соседей по региону. И хотя талибы неоднократно подчеркивали свою готовность к разрешению спора вокруг канала Куш-Тепа дипломатическими методами, пока признаков многостороннего диалога не видно. При отсутствии взаимного диалога сложившаяся ситуация может еще больше изолировать Талибан и усугубить проблему региональной безопасности.