Внимание! Возможны спойлеры!
До экономического кризиса 2008 года люди умели наслаждаться жизнью. После кризиса – стали ценить этот навык. А что может поддержать в трудную минуту? Конечно, юмор. Старая добрая комедия. И среди молодежных сериалов я не помню комедию ярче и трогательнее, чем «Greek».
Студенчество и студенческие объединения в нашей стране имеют совершенно иную историю. И нам несколько чужды «организации греческих букв» (братства и сестринства) в том виде, в котором они сложились в США со второй половины XVIII века. Но это не означает, что узнавать об этой системе, со сложившимися на протяжении столетий традициями и правилами игры, не интересно или не познавательно.
С первой серии нам показывают два основных взгляда на эти организации: с одной позиции – это место с сомнительной репутацией, место для тусовок с алкоголем и беспорядочным сексом, никоим образом не коррелирующее с учебой. С другой стороны – это возможность обрести друзей на всю жизнь, поддержку и практически вторую семью, и, что важно, обзавестись связями, которые, скорее всего, помогут в будущем подниматься по карьерной лестнице (как в бизнесе, так и в политике). И противоречия между этими сторонами нет. Потому что «Greek» нам показывает – братства и сестринства совмещают в себе противоположные и, казалось бы, взаимоисключающие вещи.
Итак. Перед нами три основных дома – сестринство для элитных девочек ZBZ (Зета Бета Зета), братство для элитных мальчиков ΩΧΔ (Омега Кай Дельта) и братство для мальчиков-раздолбаев ΚΤΓ (Каппа Тау Гамма). В ходе повествования появляются и другие дома, но основное взаимодействие происходит именно между этими тремя. Интриги, борьба за власть внутри братств (кроме, конечно, Каппа Тау, в котором никому даже с перепоя не взбредет в голову, чтобы поменять президента), соперничество между ними на мероприятиях университета и вне этих мероприятий, контроль и патронаж со стороны ректората – всё это делает систему «организаций греческих букв» достойным местом для репетиции происходящего в Белом доме (я не сравниваю с «Вице-президентом» или "Гущей событий", но аналогия напрашивается сама собой). Если в реальности хоть на половину так же, то я не удивлена, что многие президенты США состояли в братствах.
Но «Greek» не был бы самим собой, если бы не главная его ценность – личные отношения между персонажами. Помните, как, после просмотра пилотной серии «Дневников вампира», можно было подумать, что это очередные «Сумерки», растянутые на неопределенное количество экранного времени? И только посмотрев серий пять, к своему счастью, убеждаешься, что очень сильно ошибался на их счет. По пилоту «Greek» можно сделать вывод, что это шаблонная комедия, очень похожая на те, что снимались для подростков, только действие перенесено из старшей школы в универ. У нас есть определенный набор устоявшихся образов: Расти - первокурсник-ботаник, мечтающий о научной карьере и о том, чтобы найти, наконец, друзей и научиться веселиться; его умница/красавица старшая сестра Кейси, девушка с амбициями, пробирающаяся на вершину греческой системы; Эван - её богатенький парень из влиятельной семьи, кажущийся идеальным выбором, но привыкший выходить сухим из воды, как бы не косячил; Кэппи - бывший Кейси, всё еще влюбленный в неё, президент самого безбашенного братства – раздолбай каких поискать, живущий сегодняшним днем, большой ребенок с невероятной харизмой и чувством юмора; сосед нашего ботаника Дейл – такой же гений, но религиозный фанатик, вешающий флаг Конфедерации при заселении; Эшли -лучшая подруга умницы/красавицы Кейси, добрая и открытая, с уникальным чувством стиля; Фрэнни - стерва-президент сестринства; Ребекка - стерва-дочка сенатора (и, да, там вообще много разнообразных стерв); Келвин - серьезный и принципиальный, всегда готовый помочь и проч.
Но есть одно большое НО. И так как я не вижу в этом сериале минусов от слова совсем, назову пункт из длинного списка его плюсов – всё не то, чем кажется в пилоте. Чудодейственная сила «Greek» заключается в раскрытии всех без исключения персонажей, словно мы смотрим на них в панораме. Здесь люди именно такие, какие они есть: со своими личными и социальными проблемами, неидеальные, с достоинствами и недостатками, переживающие взлеты и падения, сомневающиеся, порой выбирающие худший вариант из возможных, иногда они учатся, а иногда не учатся на своих ошибках. Поэтому сопереживаешь абсолютно каждому. А к концу последнего сезона они воспринимаются как одна семья.
Расти не просто прокачивает свои социальные навыки, он добивается уважения и становится примером для подражания. Кейси, помешанная на контроле и своем будущем, отпускает ситуацию, хоть и сохраняя свои принципы, она перестает давить на Кэппи и просто позволяет ему сделать выбор. И он делает правильный выбор, потому что за эти годы искренне приходит к выводу, что оставить университет не смертельно, если и Кейси, и его друзья рядом, а дальнейшая жизнь обещает больше многообразия и новых открытий. Эван разбирается со своими внутренними демонами, признает ошибки и становится хорошим другом. Эшли находит внутренний стержень. Ребекка осознает, что скрывать переживания и боль под маской стервы – плохая идея, и совсем не страшно показаться слабой, если друзья поддерживают и помогают. Келвин приходит к выводу, что помощь людям вместе с любимым человеком - это именно та цель в жизни, которую он так долго не мог найти. А Дейл перестал пытаться исправить друзей и начал их принимать такими, какие они есть, пусть по началу это рушило его картину мира.
Несмотря на атмосферу бесконечного праздника и невыносимой легкости бытия (все-таки об учебе речь идет в 20%, а в остальных 80% - это тусовки и досуг), в «Greek» есть место и для серьезных тем: одиночество, непринятие, предательство, отстаивание границ, выбор между долгом, амбициями и чувствами, конфликт с родителями, определение места и цели в жизни и многое другое. Комедия не может состоять только из комедии, иначе грош ей цена. Решение же всех проблем оказывается простым и понятным даже ребенку – если рядом с тобой близкие, понимающие и любящие люди, то возможно абсолютно всё.
На определении места и цели в жизни хочу остановится подробнее, так как это все-таки заглавная тема в сериале. Я сама окончила университет, когда шел третий сезон «Greek». Для молодого специалиста без опыта работы нельзя было придумать времени для выпуска хуже, чем 2009 год. Работодатели сами не знали, как выжить, не говоря о достойных условиях работы для новичков. Да и вообще о наличии рабочих мест. И в этой ситуации неопределенности твоего будущего, еще сложнее было отпустить время студенчества, когда ты был так беззаботен и счастлив, а твою жизнь сопровождали бесконечные события, проекты, открытия, тусовки, знакомства. Было довольно неуютно и страшно. Тем ближе мне стали герои «Greek», которые после выпуска проходили все те же самые стадии, начиная с отрицания и страха перед новой ответственностью за свою жизнь. Мне казалось, что я как никто понимаю Эшли, которая, не справившись с изнуряющей эмоционально работой в Нью-Йорке, сбежала обратно в Сайпрус-Роадс, а потом долго не могла найти новое место, потому что желания не совпадали с возможностями и необходимостью оплачивать счета. Или Кейси, которая застряла в сестринстве, не принимая того факта, что оно прекрасно обходится и без ее заботы и участия. При таком раскладе разве можно на полном серьезе осуждать желание Кэппи навсегда остаться в университете? Но ведь не зря Расти сравнивает его с Питером Пэном, цитируя: "Все дети, кроме одного-единственного на свете ребенка, рано или поздно вырастают...". И сериал демонстрирует нам наглядно, что вырастают все. И даже Кэппи. Но самое главное, что ненужно этого бояться. Что взрослая жизнь может и будет удивлять. Да, будет и разочаровывать, но, если ты нашел с кем ее разделить, остальное преходяще.
Отдельно выделю юмор (где-то добрая ирония, а где-то откровенный сарказм). Он здесь действительно качественный, насыщенный отсылками к явлениям массовой культуры, истории и политики. Конечно, оценить его можно в полном объеме только при просмотре на языке оригинала и понимая контекст, но, в любом случае, это без преувеличения хорошая комедия.
Еще один забавный момент. В американских сериалах часто используется прием самоцитирования. Это касается как повторяющихся через сезоны действий, так и фраз персонажей, которые они возвращают друг другу. В «Greek» такого много. Так, например, Кэппи, Кейси и Расти иногда повторяют слова друг друга. Во время футбольного матча Расти говорит "только не пасуйте мне", и в этот же момент Кейси, сидя на скамье, произносит: "только не пасуйте ему". Или знаменитая фраза "ты меня избегаешь", которая начинается с Кэппи в адрес Кейси, потом в адрес Расти, а во втором сезоне уже Кейси сама говорит это Кэппи. Таким образом, не только достигается цельность происходящего, которая радует слух внимательных поклонников, но и возникает некая связь между героями.
О содержании поговорили. Теперь пара слов о форме. Не буду упоминать прекрасную игру всех без исключения актеров и идеальный саунд-трек ("верните мне мой 2007й" во всей красе) – это важно, но практически ожидаемо. Картинка. Она потрясающая. Все дома братств и сестринств с их уникальным интерьером, отражающим характер помещений и людей, в них живущих, дворы и лектории университета «Сайпрус-Роадс», культовый среди местных бар «Доблерс», комнаты общежития – всё это воссоздано с такой любовью, что становится родным за четыре сезона. Тематические вечеринки, сменяющие одна другую, праздники и балы – реквизиторы, очевидно, постарались.
Не секрет, что изначально сериал не планировалось растягивать на четыре сезона. Но это тот самый очень редкий случай, когда вплоть до последней серии нет провисания в динамике, а добавление экранного времени только пошло на пользу в развитии характеров и привело к логичному, полностью оформленному финалу.
Вообще странно, что у нас в стране «Greek» не показывали целиком. Это было бы куда лучше какого-нибудь отечественного «Универа» или жвачки вроде него. Моя же личная история с этим сериалом не закончилась с последними титрами, потому как его невозможно не вспоминать и не пересматривать. И пусть это связано с моими внутренними переживаниями в тот момент, когда мы познакомились, но у него есть вневременная способность понимать своего зрителя и уметь его не только рассмешить или заставить плакать над утратой прошлого, но и подарить надежду самым светлым и добрым образом. И эта способность смело дает мне право рекомендовать «Greek» новому поколению.