Найти в Дзене
Desmond_Bruce

Человек-дурак, примитивный монетаризм и маскировка прибавочной стоимости.

Начало здесь: Понятие прибавочной стоимости.  здесь: Есть ли прибавочная стоимость в непроизводительной сфере экономики. и здесь: Карл Маркс, классовость сознания, и прибавочная стоимость на примере картошки. Я столкнулся с человеком-дураком. Он путает прибавочную стоимость с ценой товара, с прибылью капиталиста и еще много с чем. Поэтому у него и молоток может создать прибавочную стоимость. Он так и сказал: "Я купил молоток за 10 рублей, продал его за 15 рублей. 5 рублей — это прибавочная стоимость. Молоток создал прибавочную стоимость. Почему это происходит? В одной из дискуссий про «роботов, которые придут — порядок наведут» я написал такой комментарий: «Прибавочная стоимость создается товаром "рабочая сила", потому что капиталист платит "рабочей силе" меньше, чем цена товара, проданного на рынке. Разница между ценой товара(новой стоимостью) и стоимостью "рабочей силы" — есть прибавочная стоимость. Роботу не платят зарплату и роботы не покупают товар. Поэтому не будет этой разницы.
Учиться, учиться и еще раз — учиться.
Учиться, учиться и еще раз — учиться.

Начало

здесь: Понятие прибавочной стоимости. 

здесь: Есть ли прибавочная стоимость в непроизводительной сфере экономики.

и

здесь: Карл Маркс, классовость сознания, и прибавочная стоимость на примере картошки.

Я столкнулся с человеком-дураком. Он путает прибавочную стоимость с ценой товара, с прибылью капиталиста и еще много с чем. Поэтому у него и молоток может создать прибавочную стоимость. Он так и сказал: "Я купил молоток за 10 рублей, продал его за 15 рублей. 5 рублей — это прибавочная стоимость. Молоток создал прибавочную стоимость. Почему это происходит?

В одной из дискуссий про «роботов, которые придут — порядок наведут» я написал такой комментарий:

«Прибавочная стоимость создается товаром "рабочая сила", потому что капиталист платит "рабочей силе" меньше, чем цена товара, проданного на рынке. Разница между ценой товара(новой стоимостью) и стоимостью "рабочей силы" — есть прибавочная стоимость.

Роботу не платят зарплату и роботы не покупают товар. Поэтому не будет этой разницы.»

В ответ я услышал один из довольно частых аргументов:

"Почему прибавочная стоимость появляется в момент оплаты труда рабочих суммой меньше стоимости произведённых товаров, а не в момент продажи товаров по цене большей, чем расходы на производство?"

Вот что по этому поводу сказал Энгельс:

«Откуда берется эта прибавочная стоимость? Она не может исходить ни от покупателя, покупающего товары ниже их стоимости, ни от продавца, продающего их выше их стоимости. Ибо в обоих случаях прибыли и убытки каждого человека компенсируют друг друга, поскольку каждый человек, в свою очередь, является покупателем и продавцом. Она также не может быть результатом мошенничества, поскольку, хотя мошенничество может обогатить одного человека за счет другого, оно не может увеличить общую сумму, которой обладают оба, и, следовательно, не может увеличить сумму ценностей, находящихся в обращении. (...) Эта проблема должна быть решена, и она должна быть решена чисто экономическим способом, исключая любое мошенничество и вмешательство какой—либо силы - проблема в том, как можно постоянно продавать дороже, чем было куплено, даже исходя из гипотезы, что равные ценности всегда обмениваются на равные ценности?» Энгельс.

— У человека, задавшего вопрос выше, явно выраженный монетаристский подход. Человек не может понять суть — откуда берется большее из меньшего. Я думаю это наследие 90-х. Помните челноков? И их огромные клетчатые красные или синие сумки из материала, похожего на мешковину? Там все было просто — сбегал в Турцию, купил дешево, прибежал — продал дорого. Профит!

Вот в таком русле до сих пор думает очень много людей. Кстати, на мой взгляд, поэтому они и не различают производительную сферу экономики и непроизводительную сферу экономики. По их мнению прибыль есть и там и там, наемный труд есть и там и там, а значит и разницы нет никакой. Из примитивного монетаризма лезет и непонимание, и отрицание прибавочной стоимости, и смешивание сфер производительных и непроизводительных.

Что мы видим в данном комментарии? Во-первых, это те же яйца только в профиль, и в этом и заключается маскировка прибавочной стоимости. А как это происходит — рассмотрим ниже:

— Я не люблю грузить людей формулами, всегда стараюсь объяснить словами. Но в данном случае это необходимо. Маркса ненавидят именно за то, что он вскрыл схему эксплуатации. Он смог разложить издержки производства на постоянный капитал и переменный капитал. И нашел источник прибавочной стоимости.

Стоимость товара, произведённого на капиталистическом предприятии, можно представить следующей формулой:

p = m только в модели для ее упрощения.
p = m только в модели для ее упрощения.

W=С+V+m, где

  • W – стоимость товара,
  • С – постоянный капитал, стоимость, перенесённая на товар с потреблением средств производства,
  • V – переменный капитал(зарплата),
  • m – прибавочная стоимость.

Представим, что на производство какого-либо товара капиталист затратит 500 денежных единиц: 400 (20 – на изнашивание средств труда; 380 – на производственные материалы – сырьё, топливо и т.п.) и 100 (на рабочую силу). Если норма прибавочной стоимости 100%, то стоимость этого товара равна:

W=400С+100V+100m=600 денежных единиц.

600 денежных единиц – это количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара. Но прибавочная стоимость ничего не стоит капиталисту. Поэтому стоимость товара для него состоит из затрат на оборудование, сырьё и рабочую силу (500 единиц). Эти затраты и являются капиталистическими издержками производства.

W=С+V+m превращается W=К+m, где

К – издержки производства.

Капиталистические издержки производства маскируют сущность капиталистической эксплуатации, стирают различие между постоянным и переменным капиталом. Прибавочная стоимость, являясь в сущности продуктом неоплаченного труда наёмных рабочих, внешне выступает как порождение всего капитала, приобретает превращённую форму прибыли.

W=К+m превращается в W=K+p, где

p — прибыль капиталиста.

Тут нужно указать, что прибавочная стоимость служит основой не только прибыли, но и всех видов налогов, акцизов, пошлин, ренты, банковских процентов. И эти затраты в этой формуле уходят из прибавочной стоимости(m) в издержки производства(K). Таким образом прибыль конкретного капиталиста(p) — не равна прибавочной стоимости(m). Что еще больше запутывает стороннего наблюдателя.

И в итоге мы видим W=K+p, которая вообще ничего не объясняет.

А формула W=С+V+m — объясняет еще как.

Опять вернемся к изначальному вопросу: "Почему прибавочная стоимость появляется ... не в момент продажи товаров по цене большей, чем расходы на производство?".

Формула W=K+p — абсолютно ничего не объясняет, более того — она создает путаницу, маскирует сущность капиталистической эксплуатации. Такой монетаристский подход — преподается в ВУЗах, описан во всяких задрипаных «Экономиксах» и разной другой макулатуре, которой грош цена. Капиталистам это на руку — если наемный раб не понимает как его грабят, то это хорошо для капиталиста. А Маркс, по мнению буржуев — негодяй, который обгадил им малину. За это капиталисты его не любят, пытаются дискредитировать и науськивают на него своих верных псов — лакеев капитала.

На этом салютую. Будьте бдительны, думайте своей головой.