Лапша, сакура, китайский Новый год, фонарики, красный цвет, иероглифы, Великая Китайская стена, панды, драконы. Всё это ассоциации современных подростков с Китаем. В этом списке незаслуженно отсутствует цзяньбин – яркий представитель китайского стритфуда, о котором в этом материале и пойдет речь.
Стритфуд или уличная еда – это готовые блюда или напитки, которые продаются на торговых площадях или в других общественных местах (улицах, ярмарках). Обычно ими торгуют разносчики. Чаще всего уличную еду можно купить в переносных тележках. Для китайского населения важно поесть быстро и сытно, ведь большинство китайцев работает с раннего утра и до позднего вечера. На рынках можно попробовать такие деликатесы как утка по-пекински, суп «Малатан», шарики из кальмаров, остро-кислая крахмальная лапша, фунчоза с курицей, баоцзы, молочный чай, жареные сверчки. Также одним из самых популярных блюд китайского стритфуда является цзяньбин.
Цзяньбин – известный вид пекинского завтрака. Интересный факт, что его приготовление начинается с 5 утра и продаётся он почти на каждой улице. Цзяньбин является традиционным блюдом Северо-Восточного региона страны, провинций Хэбэй и Шаньдун. На сегодняшний день он обрел большую популярность во всем Китае.
Цзяньбин представляет собой тонкий блинчик из пшеничной муки, который жарят на железной плите с добавлением яйца, соевого соуса, пасты чили, кунжута и лука. Затем его заворачивают вокруг крекера, придавая ему форму и текстуру. Цзяньбин в стиле провинции Шаньдун готовят более хрустящим, он содержит листья салата, в то время как в традиционном пекинском варианте используется яйцо. Это блюдо идеально подходит в качестве перекуса на работе или для укрепления сил во время продолжительной вечеринки.
Сам цзяньбин появился в Китае еще в эпоху Троецарствия (220-280 гг. н.э.).
Существует легенда о первом его приготовлении. Во время похода у войска Чжугэ Лян не оказалось посуды для еды. Однако, благодаря своей изобретательности, Лян придумал новый метод готовки. Он положил тесто с начинками на щит, который поместили над огнем. В результате из-за плавления продуктов, получился настоящий кулинарный шедевр – цзяньбин. Так он смог накормить целое войско. Благодаря населению северных регионов Китая, которые проявляют особую преданность мучной еде, существует множество способов готовки цзяньбинов. Например, «цзяньбин гоцзы» – тончайшие блины из золотистой фасоли, на которые накладывают яйцо, натирают бобовым соусом и добавляют пышку ютяо. Их прожаривают до хрустящей корочки, а наличие внутри начинки в виде пончика делает вкус неповторимым. Жители Сианя предпочитают добавлять в цзяньбин картофельную соломку – тудоусы и острый перец чили. Шаньдунцы же заворачивают лук-батун в эти блины. В последние годы китайские блины становятся популярными во многих странах: в Испании, Италии, Португалии. Интерес не прошел стороной и Россию: цзяньбины готовят в Москве, Нижним Новгороде, Сочи, Санкт-Петербурге. Кстати, в городе на Неве их можно попробовать в ресторане «Why. China», куда мы и отправились на дегустацию.
Почему Китай
В самом центре Санкт-Петербурге есть небольшое уютное кафе, которое специализируется на азиатской кухне. А главная его особенность состоит в том, что здесь можно попробовать настоящий китайский стритфуд. Хозяйка заведения Александра Пепеляева, рассказала о том, как появилась идея создать на петербургской улице атмосферу китайского рынка еды.
– Когда Вы открыли своё кафе, и почему выбор пал на азиатскую
кухню?
– Много лет я жила на Дальнем Востоке, поэтому много раз была в
Китае: час езды на любом виде транспорта и вот ты уже на месте. Изначально
я занялась общепитом, начала свой путь с работы официантом, для того,
чтобы посмотреть всю структуру кухни «снизу». Но следующий логичный этап открыть что-то своё, если есть такая возможность и желание. Поэтому в 2019 году у меня появилось это кафе. Я выбрала китайскую кухню, прежде всего, чтобы делать то, что мне нравится. Потому что если работа – это твоё любимое дело, то это очень классно. Во-вторых, использовала и рациональный подход, изучив ситуацию на рынке: чем он перенасыщен, а что можно ещё развивать и открывать в общепите. Китайская кухня оказалась самым не заполненным сегментом .
– У Вас очень интересное название заведения – «Why China». Расскажите, как оно появилось.
– Я хотела оттолкнуться от Китая. Тогда я оптимистично думала, что это первое заведение, но не единственное. Были планы сделать названия как игра слов, например, «Why China» затем «Why Thailand» и так далее с разными кухнями.
– А почему именно стритфуд?
– Потому что это готовится быстро, недорого, что-то новое и интересное для целевой аудитории. Плюс бюджет, когда у тебя ограниченное финансирование, ты не можешь открыть другой ресторан.
– Расскажите, пожалуйста, об особенностях китайского стритфуда.
– Я могу рассказать о стритфуде, который готовим мы. В данном случае это цзяньбины – большие блины или лепёшки. Мы выбрали их, потому что приготовление этого блюда довольно быстрое и зрелищное. Для китайского населения это очень популярный завтрак. Он готовится очень просто и сытно из нескольких видов муки с водой, солью и небольшим количеством сахара. В начинку идёт всё, что душа пожелает.
В нашем заведении мы попытались визуализировать тележку для приготовления цзяньбинов, чтобы у гостя было ощущение, что он находится на улице. В Китае цзяньбины делают у дороги, рядом с каким-то торговым бизнес-центром или на рынке еды. В переносных тележках есть электроплита, рядом стоит дизельный моторчик, от которого всё работает. И в условиях антисанитарии намешивают тесто и уже готовят. В остальном плане очень много есть рынков еды и с велосипедами, и с байками.
-Существуют ли какие-то правила при подаче и потреблении этих блюд?
– Да, правда здесь мы не совсем соблюдаем эти правила, потому что цзяньбины, как у нас шавермы: их держат в руке и едят на ходу. В наших условиях мы немного адоптировали этот рецепт, и блинчик получился менее твёрдой структуры, поэтому мы подаём его на тарелке.
– Кто чаще всего заглядывает в это кафе? Русские или китайцы?
– Конечно, больше жителей России, но сейчас туризм возобновляется и китайцев тоже становиться много. Наша целевая аудитория – это молодые ребята, наверное, от 18 до 25 лет, которые недалеко учатся, живут или работают. Они заказывают блинчики с собой или едят их на месте.
Цзяньбин – блюдо, с помощью которого мы можем окунуться в атмосферу Китая, не выезжая за пределы Санкт-Петербурга.
Желаем всем приятного аппетита!
Над проектом работали:
- тексты: Дарья Мосева и Варвара Орлова
- фото и видео: Софья Пузанова
- инфографика: Илана Романовская