В воскресный день второй седмицы святой Четыредесятницы с XIV века Церковь празднует святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалоникийскому и чудотворцу, - защитнику православного учения о Божественном свете.
Святитель Григорий, живший в XIV веке, родился в Константинополе от благородных и благочестивых родителей. Двадцати лет оставив мир, он принял иночество в одной из обителей афонских.
Проводя жизнь весьма благочестивую, он сподобился откровений божественных и имел от Бога дар исцеления. Возведенный в сан священства, святитель Григорий, совершая тайны Божии, приводил предстоящих при его священнодействии в умиление и слезы.
Современники, удивляясь добродетельному житию Григория, нарицали его Богоносцем.
Особенно великую услугу Церкви оказал Григорий обличением лжеучителей, отвергавших православное учение о духовном благодатном свете, осиявающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, как на Фаворе, и в лице Моисея после собеседования его с Богом на Синае (Исх. 34, 29-30, 35); таковы лжеучители были Варлаам, монах калабрийский, и Акиндин.
Для утверждения Православия созван был в 1341 году в Софийском константинопольском храме, под председательством патриарха, Собор из многих епископов, на котором Палама своими огнедохновенными словами обличил заблуждение Варлаама.
За святую ревность к утверждению учения Православной Церкви святой Григорий от священного Собора и императора убежден был принять рукоположение во архиепископа Фессалоникийского и около тридцати лет пас Солунскую Церковь.
Вскоре по преставлении его он за свою святость прославлен был Церковью. В XIV же веке, в котором он жил и преставился, константинопольский патриарх Филофей (1362-1365) изложил житие его и последование церковной службы в память его.
Протоиерей Григорий Дебольский
Главный литературный труд Григория Паламы посвящен защите и систематизации исихазма, религиозного учения о аскетической монашеской практике приводящей человека к единению с Богом.
Исихазм, возникший в период IV-VII веков благодаря духовным поискам египетских и синайских отшельников, был пересмотрен и развит в XIV веке во времена религиозного возрождения, став ключевым аспектом не только религиозной, но и мирской истории Византии.
Заслуга Григория Паламы заключается в его теоретическом обосновании исихазма, особенно в свете противоборства с теологическим рационализмом, представителей западного христианства.
Его спор с Варлаамом Калабрийским, который длился многие годы, достиг высшей точки в "Триадах в защиту священно-безмолствующих", где Палама предстает как выдающийся диспутант и глубокий мыслитель, создатель концепции нетварных божественных энергий, пребывающих в мире и человеке.
Результатом этой идеологической (и политической) схватки стало "торжество Православия" - официальное признание исихазма как доктрины византийской церкви на Влахернском соборе 1351 года.
Таким образом, труды Григория Паламы и его борьба за исихазм стали не только ключевым моментом в развитии византийской церковной мысли, но и отражением сложных и многогранных процессов, происходивших в обществе XIV века.
Святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
Тропарь, глас 8:
Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю,/ мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́,/ пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8:
Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н,/ Богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́,/ воспева́ем тя Григо́рие Богоглаго́льниче:/ но я́ко ум Уму́ Пе́рвому предстоя́й,/ к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м:// ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.
Славен Бог наш во святых Своих! 🙏