Наш герой — легендарный лондонский кэб. Такси — это один из узнаваемых символов Лондона.
Да, за сто с лишним лет успели примелькаться. Лет 10-15 назад мой сосед ездил по Москве на такой машине. Лондонский кэб — это бренд, которому уже очень много лет.
В разные годы 20 века конструкторы и дизайнеры работали над специальными машинами для такси. Но все эти потуги ни к чему хорошему не приводили. Исключением стало лондонское такси.
А начиналось все в 1908 году, когда британская компания «Манн энд Овертон» привезла первые таксомоторы из Франции. Потом долгие годы в городах Великобритании несли службу такси «Остин». Их строили на заводе в Бирмингеме.
Современность же началась в 1948 году, когда пережившая две мировые войны фирма «Манн энд Овертон» поручила «Остину» совместно с производителем кузовов «Кэрбодис» построить черный кэб модели ТэЭкс 3.
Собственно с этого момента лондонские такси и обрели узнаваемый силуэт. Все ни шатко ни валко продолжалось до 1985 года, когда и «Остин», и «Кэрбодис» попали в руки восточной «Манганезе Броузе Холдинг». Поняв, что на троих этот таксомоторный груз не потянуть, они пригласили посотрудничать китайскую «Джили». Те как раз получили большой контракт на поставку таксомоторов в Шанхай. А с такой машиной, как лондонское такси, можно было подумать о международных поставках.
Дела пошли неплохо. Машины покупали в разных странах. И в 2013 году «Джили» полностью взяла на себя управление, да еще вложила полмиллиарда, построив завод в Ансти, что недалеко от Ковентри.
Фирму переименовали в «Левк», то есть «Лондонская компания электромобилей».
Последняя модель ТэЭкс также идеально подходит для перевозки пассажиров по городу, как «Порше 911» для гонок по «Северной петле» или УАЗик для езды по бездорожью. Ведь черные кэбы прошли очень долгий путь.
Так до недавнего времени таксисты предпочитали машины с дизельными моторами. Но в 2018 году лондонские власти поставили их в неудобное положение. Все новые машины должны стать экологически чистыми и способными проехать от центра города до аэропорта Хитроу на электротяге.
«Левк ТэЭкс» - это гибридный автомобиль, и на его долю приходится 40% парка черных кэбов Лондона. Так какой же он таксомотор, разработанный и сделанный в Англии на китайские деньги?
С первого взгляда он кажется даже небольшим, хотя на самом деле близок по размеру к БМВ Х5, только немного короче и уже. А чтобы джентльменам было удобно входить и выходить, он на 140 миллиметров выше.
Внешний стиль, за который отвечала дизайн-студия «Джили» в Барселоне, говорит сам за себя, то есть он абсолютно выверен с любого ракурса. Возможно его линии слегка сгладили по сравнению со старыми моделями, но все равно «Левк ТэЭкс» остался одним из самых узнаваемых автомобилей мира с его большой, покрытой хромой, решеткой радиатора и выпуклыми задними крыльями.
Однако то, что скрыто под пластиковыми легкозаменяемыми наружными панелями, наиболее интересно и впечатляюще. Ведь эту модель проектировали с нуля, а не приспосабливали к какой-нибудь существующей платформе материнской «Джили».
Так что здесь используют пространственный каркас из алюминия, который не только варят, но и склеивают. Конструкция получилась очень легкой, всего 370 килограммов. Это процентов на 30 легче, чем привычная стальная. Поэтому и снаряженная масса у ТэЭкс невысока. Он весит меньше двух с половиной тонн. А ведь у него тяжелый аккумулятор, шесть пассажирских сидений и выдвижная рампа для колясок.
Сама батарея емкостью 35 киловатт/часов расположена под полом слева. От нее запитан 148-сильный электромотор на заднем мосту. Эта емкость обеспечивает неплохой электропробег в 125 километров.
То есть да аэропорта Хитроу и обратно в центр Лондона доедет даже по пробкам.
А когда энергия заканчивается, на подзарядку запускают трехцилиндровый бензиновый мотор. Его задача заряжать аккумулятор. С ведущими колесами он не связан.
С подвеской все обычно. Впереди Макферсон, сзади поперечная рессора. А вот рулевое управление здесь с изюминкой. По условиям, которые установил Транспортный центр Лондонской мэрии, у ТэЭкс оговорен диаметр поворота. За основу была взята кольцевая развязка возле отеля «Савой», что на Стренде. В то время как большинство современных легковых машин могут повернуть внутренние колеса примерно на 30 градусов, у ТэЭкс этот показатель вдвое больше. Чтобы такого добиться, в дополнение к обычной рулевой рейке установлен короткий двухшарнирный рычаг, который продолжает поворачивать колесо, когда ход рулевой тяги уже на исходе. Но а при обычной езде это дополнение никак не мешает.
«Джили» владеет маркой «Вольво». И в кэбе наверняка есть что-то от шведских автомобилей.
Да, рулевое колесо, селектор коробки передач и даже планшетный дисплей мультимедиа заимствованы от «Вольво ЭксСи 40». А вот материалы отделки утилитарны. Везде изобилие твердого пластика в различных оттенках серого.
Хотя сидение водителя очень удобное с электрорегулировками, многочасовая рабочая смена не пролетит незаметно, но и не будет излишне утомительной. Что неплохо для каркасно-панельного автомобиля.
Внутри ничего не скрипит и не брякает.
Вокруг водителя есть несколько объемов для разных мелочей. Еще их можно убрать в большой центральный отсек или глубокий дверной карман. Для разных бумаг есть удобное место над головой, благо потолок очень высокий. Место слева по традиции отведено для багажа. А еще под сидением работника таксомоторных перевозок спрятан приличных размеров ящик с замком.
Все-таки в такси большинство из нас обычно ездит пассажиром. Что с ними?
Позаботившись о тех, кто будет управлять лондонским такси, конструкторы не забыли и о пассажирах. Понятно, что все кто хоть раз ездил на черном кэбе знают, что три места, расположенные по ходу движения, гораздо комфортнее трех узеньких складных табуреточек, обращенных назад. Это вряд ли огорчит пассажира, нырнувшего в такси дождливым днем, но расстроит тех, кому придется ехать далеко. Для четверых места здесь более чем достаточно, а вот вшестером уже тесно.
А в целом внутри отгороженного пассажирского салона очень приятно ехать. Стеклянная крыша расширяет пространство и позволяет увидеть город в неожиданном ракурсе.
На борту есть вай-фай, юэсби-розетки и даже переговорное устройство для задушевных бесед с водителем. На всех сидениях ремни безопасности, а на двух креплениях изо-фикс.
Что интересно, в ТэЭкс нет возможности подключить эпл-кар-плей и андроид-ауто. Да и качество звука бортовой медиасистемы оставляет желать лучшего.
В движении «Левк» ТэЭкс – машина удивительно неторопливая. Да и куда ему разгоняться, ведь основная среда обитания такси сегодняшнего дня - это мегаполис с ограничениями 50, 30 и даже 20 километров в час. А по дороге в аэропорт максимальных 130 километров в час вполне достаточно.
Зато у ТэЭкс отменные тормоза. Спасибо системе рекуперации. Да и с лежачими полицейскими он справляется отлично.
Вот только звук мотора уж очень дребезжач и навязчив.
Лондонский кэб — никогда не был самым современным, но он надежен и долговечен. Да и в целом это впечатляющая инженерная работа. У машины узнаваемый силуэт и самое главное это единственный в мире специальный автомобиль такси.