Владение риторикой — обязательный скилл для любого творческого человека. Неважно, готовит ли он материалы для печатного СМИ или же выступает с докладом перед аудиторией. Его творчество в конечном счете выливается в публичный текст, эффективность которого определяется умением пользоваться законами риторики. Базу красноречия заложили в Древнем Риме — об этом мы и хотим рассказать в нашей статье.
ПРЕДЫСТОРИЯ ИСТОРИИ РИТОРИКИ В РИМЕ
Предпосылок развития риторики достаточно: неоднозначная политическая ситуация в Риме, войны, государственные перевороты — они усиливали интерес римлян к информации, которая считывалась только в устной речи. Было важно прочитывать тексты не глазами, а вслух, и желательно группе слушателей. «Слово пацана должно звучать» — такого принципа придерживались поголовно все.
Без искусного владения риторикой стало невозможно ни достичь популярности, ни даже убедить слушателей принять то или иное политическое решение. Лучшие из речей, благодаря злободневности и актуальности, стали образцами устной публицистики.
КРЕСТНЫЕ ОТЦЫ КРАСНОРЕЧИЯ
Марк Фабий Квинтилиан был одним из самых заметных преподавателей риторики в Древнем Риме. Он вывел формулу с вопросами, по которым можно было легко определить ход событий. Сегодня даже абитуриенты журфака знают метод «перевернутой пирамиды» (5W), но мало кто догадывается, что пришел он именно из Древнего Рима.
Одним из лучших примеров медийного текста Древнего Рима считают дисс Цицерона на своего политического противника Катилину («Первая речь против Луция Сергия Катилины»). Философ произнес речь в Сенате 8 ноября 63 г. до н. э.
В этой речи Цицерона больше всего заботит нравственная проблематика. Он задается вопросами: Как поступать с врагами страны? Только ли их смерть будет защитой государству? Или возможно иное решение? Спасет ли мир изгнание врагов из города? В итоге философ пришел к выводу: достичь победы над противниками — не означает лишить их жизни, а отсутствие всеми признанных доказательств вины не дает оснований к осуждению человека.
Марк Туллий Цицерон однажды сказал: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».
Ценителям риторики Цицерон запомнился и тем, что разработал понятие «канонической структуры», которая включала введение, основную часть и заключение. Также он придумал систему ораторского искусства, основанную на трех канонах: инвентарии, распределении и выражении. Инвентария относится к поиску и выбору аргументов и доказательств, распределение — к организации и структурированию речи, а выражение — к выбору языка и стиля выступления. Методами Цицерона мы пользуемся до сих пор.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
В эпоху Античности в древнеримской культуре сформировалась риторика как теория и практика публичной речи, выработались основные риторические идеалы, содержащие представление о красивой речи и грамотном, правильном речевом поведении, которые менялись в зависимости от социокультурных перемен. Помимо этого, определились требования к оратору, сложились основные типы публичной речи и сферы их применения: от журналистики до политики.
Теория риторики получила развитие на всех основных этапах — от замысла речи до ее произнесения. Оформился своего рода риторический канон, служащий эталоном и для подготовки речи, и для обучения оратора. В Античности практика публичной речи достигла больших высот и стала ориентиром для будущих эпох.
Наш совет: будьте как римляне — за словом в карман не лезьте!
Над материалом работали:
студенты группы УГИ-313303
Злобина Софья, Коршунова Ева, Петров Никита, Чепик Мария