Найти тему
В твердом переплете

«Пиковая дама» - по-пушкински и по-тверски

Оглавление
Фото: Максим Школьников/РИА Верхневолжье
Фото: Максим Школьников/РИА Верхневолжье

На этот раз «В твердом переплете» не баттл.

Степан Каменев перелистал Пушкинскую «Пиковую даму», а Владислав Толстов устроился в зрительном зале Тверского академического театра драмы, дабы оценить премьеру.

Вашему вниманию – отзывы.

Журналист Степан Каменев

Время Германа: о «Пиковой даме» и театре

«Гнули – мать их ети! – от пятидесяти на сто…»

«Пиковая дама» Александра Пушкина – великое произведение, раскрывающее тему сумасшествия. Сразу скажу, что без ключевых деталей сюжета сложно писать о повести. В Петербурге XIX века молодой военный инженер Германн (Herr Mann) с немецкими корнями мучается от желания приумножить своё состояние.

Молодой человек ходит на вечера к товарищам, которые составляют партии в «Фараон», но при этом сам не играет. Есть в этом что-то ненормальное, тяга скромного и расчётливого юноши к игре, подавление разгорающегося желания и азарта. Фрейд бы сказал о сублимации, в современном спектакле Малого театра безуминка в главном герое также видна сразу же.

Однажды Германн узнаёт о том, что старая графиня якобы знает верную вариацию из карт, способную обогатить любого. Я бы сказал, что губят и сводят с ума Германна не столько желание нажиться во что бы то ни стало (хотя и оно тоже), а излишняя вера в сверхъестественные способности другого человека.

Неслучайно в повести появляется сюжетная линия с загадочным графом Сен-Жерменом, который напускает тумана вокруг своей персоны. Он выдаёт себя «за вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня». Но ведь судьба на то и судьба, что прочитать её не дано никому. И только всевышний ведает, что предначертано смертному.

Через видения и грёзы героя мы видим его надломленность, порывы и тайные помыслы. В том числе и в этом гениальность Пушкина. А время гераманнов придёт чуть позже, в следующем веке. Время тех, кто по политическим методичкам, методикам тренингов или по марафонам желаний будет изучать истину. Впрочем, у каждого – своя комбинация карт. Но счастья она не принесёт.

К слову, в Тверском театре драмы 15, 16 и 17 марта артисты не только участвовали в самом главном политическом событии страны, выборах президента. Труппа также играла премьерную постановку по пушкинской «Пиковой даме» (12+) с булгаковским флёром. Первое мероприятие, конечно, не таило такую интригу, как второе. Что ж, схожу 30 марта на показ, составлю своё мнение.

Думаю, сумасшествие меня не ждёт.

Возрастное ограничение пушкинского произведения – «12+».

Журналист Владислав Толстов, блог «Читатель Толстов»

Тройка, семерка, туз и Фортуна: на тверской сцене – пушкинская «Пиковая дама»

К пушкинскому юбилею тверской академический театр драмы подготовил премьеру, о которой говорили уже давно – «Пиковую даму» в постановке главного режиссера театра Александра Павлишина. Спектакль участвует в акции «Пушкинская карта».

Больше всего, отправляясь на премьеру, опасался, что представят некую усредненную сценическую версию пушкинской повести. Мы же все знаем сюжет: молодой амбициозный офицер-инженер Германн, желая разбогатеть, узнает о некоей истории, случившейся с престарелой графиней Анной Федотовной – якобы сам граф Сен-Жермен (граф Калиостро) сообщил ей секрет трех карт, которые всегда выигрывают. Чтобы разгадать этот секрет, Германн начинает ухаживать за бедной воспитанницей графини Лизой, и когда Лиза наконец-то согласна принять кавалера в своей комнате, Германн проникает в дом, прокрадывается в спальню старой графини, наводит на нее пистолет, требуя назвать три заветные карты. Но что-то пошло не так: графиня умирает, Лиза в ужасе и считает Германна убийцей, и тому только и остается, что пойти и напиться. А после ему явится дух покойной графини и сообщит те самые три верные карты – тройка, семерка, туз. После чего Германн отправится в клуб, где как раз играет приезжий банкомет Чекалинский. Поставит тройку – выиграет. В следующий день поставит семерку – и выиграет. В третий день поставит туза – и услышит ласковые слова Чекалинского «дама ваша убита». Вместо туза у Германна в руках пиковая дама, что, как мы помним, означает тайную недоброжелательницу. «Старуха!» -в ужасе восклицает Германн и сходит с ума.

Пушкин, который сам состоял в списке главных банкометов России, написал «Пиковую даму» по мотивам анекдота, который ему рассказал его приятель Голицын. «Пиковую даму» ставили на десятках театральных сцен, есть экранизации, есть даже кукольный спектакль, не говоря уже о знаменитой опере Чайковского. Отправляясь на премьеру, гадали, какую версию предложит зрителям Александр Павлишин?

Он весьма неожиданно подошел к сценическому воплощению «Пиковой дамы». Те самые три карты и Пиковая Дама становятся не фантомами, а реальными действующими лицами спектакля. Тройка (Евгения Голубева), Семерка (Андрей Недельский), Туз (Никита Березкин) полновластно царят на сцене. Как и их атаманша Дама в черном (засл.артистка России Дарья Плавинская), с веером в руке, который она то и дело резко раскрывает, и этот треск словно задает внутренний ритм спектакля. Это придумано хорошо, сочно: звук веера словно глас Фортуны постоянно напоминает главному герою – слаб ты, человече, слаб.

И то, что карты становятся не просто наваждением главного героя, а его постоянными спутниками – это тоже отличная находка! Иногда кажется, что они — это внутренний голос героев «Пиковой дамы», иногда – что это слуги порока, мелкие бесы, которые разыграют с Германном злую шутку, заранее зная, чем она закончится. Тройка, Семерка и Туз постоянно присутствуют на сцене – передразнивают слова персонажей, заглядывают через плечо Лизе, читающей любовные письма Германна, поминутно принимают вычурные позы, кривляются на похоронах старой графини… Они все время в движении, все время находятся там, где происходит самое интересное – кувыркаются, бегают, танцуют, пересмешничают, создают невероятный драйв этакого жутковатого фарса для этой, в общем, скучноватой повести. И в какой-то момент начинаешь понимать, что пушкинская история вовсе не о том, как один офицер захотел разбогатеть и предал все свои принципы, а о другом. О том, что случай – не слепое орудие судьбы, а проявление магической силы, неподвластной человеку. И поэтому Дама в черном со снисходительной улыбкой внимает горячечным речам Германна, когда он кричит ей, что все, больше не нуждается в помощи Фортуны, теперь он сам себе хозяин!

Роли «карт» и самой Дамы в черном оказались самыми насыщенными, яркими, запоминающимися в спектакле. Но невозможно забыть и игру молодых актеров Артема Яцуненко (он сыграл Германна, это его первая главная роль в премьерном спектакле на тверской сцене), и Анастасию Клименкову в роли Лизы. Как всегда, безупречен в рисунке роли Константин Василенко, сыгравший Томского (прототипом которого стал тот самый Голицын, пушкинский приятель). Старую графиню сыграла Татьяна Лугачева, а в мае обещают, что в этой роли перед публикой предстанет сама народная артистка России Наина Хонина, которая выйдет на сцену в роли графини Анны Федотовны в день своего рождения.

Хочется отметить и великолепную хореографическую работу Натальи Черниной, и музыкальное оформление Иоланты Мельниковой, как точно и умело в спектакле используется музыка Альфреда Шнитке, и работу художника по костюмам Ирины Подосенковой. Но сильнее всего мне запомнилось оформление сцены, придуманное Николаем Юдиным, такое подчеркнуто эклектическое смешение разных стилей и эпох. Где старинные столы, покрытые зеленым сукном, превращаются то в обеденный стол у конногвардейца Нарумова, то в обстановку девичьей комнаты Лизы, то в постамент, на который водружают венки на похоронах… А самое сильное впечатление произвел стеклянный столб посреди сцены. Назначение его оставалось непонятным вплоть до того момента, когда старая графиня испустила дух, и внутри столба вспыхивает и проносится вверх огненная комета – не то отлетела к небу душа Анны Федотовны, не то превратились в кровавый дым мечты честолюбца Германна.

И еще, конечно, «Пиковая дама» в постановке Александра Павлишина превратилась в несколько фарсовую притчу об алчности и наказании за неправедно нажитое богатство. Недаром же Германн несколько раз произносит фразу о том, что он готов «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Именно на этом и поймают его мелкие бесы азарта, уничтожив его любовь, надежду и саму жизнь. Согласитесь, что именно эта моральная дилемма (довольствоваться необходимым или рисковать ради лишнего) остается актуальной даже сегодня, спустя два века просто написания «Пиковой дамы».

Возрастное ограничение 12+

Тройка, семерка, туз и Фортуна: на тверской сцене – пушкинская «Пиковая дама» | официальный сайт «Тверские ведомости»