Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

«Мистическая» группа, ставшая «печально известной». 8 хитов «Пикника»

Оглавление

Спустя более, чем 40 лет творческой деятельности, санкт-петербургская группа «Пикник», причисляемая к "легендам русского рока" приобрела шлейф «печально известной». Чудовищные события развернулись 22 марта 2024 года в Подмосковье в концертном зале «Крокус сити Холл» буквально за несколько минут до выхода музыкантов на сцену.

«Пикник», лидером и автором песен которого с 1981 года остается Эдмунд Шклярский, отличается мрачноватой мистической эстетикой. На фоне случившегося нашлись «толкователи смыслов», отыскавшие в текстах и визуальных образах группы зловещие предзнаменования, и поспешившие обвинить коллектив в том, что они «накликали беду». Рационально рассуждая, понятно, что музыканты тут ни при чем. На месте «Пикника» мог оказаться любой другой коллектив или исполнитель.

Группа успешно работает много лет, собирая на своих концертах интеллектуальную аудиторию. Кто-то, к сожалению, узнал о ней лишь в печальном контексте, хотя малоизвестные команды не выступают на площадках вместимостью больше 6000 зрителей. В сети мне встречалось немало комментариев: «А кто это», «Впервые слышу». Каналы, подобные моему, и призваны отвечать на такие вопросы. С одной стороны, писать о музыке на таком трагическом фоне вроде бы и не очень корректно, а, с другой, люди, оказавшиеся в «Крокусе», пришли туда именно на «Пикник», а значит, любили этот коллектив. Поговорить о творчестве Эдмунда Шклярского и его группы стоит хотя бы в память о тех, для кого несостоявшийся концерт оказался последним.

В привычном для «Журнала МУЗилка» формате рассказ о коллективе сопровождается подборкой песен.

«Мистический» русский рок: становление творческого облика «Пикника»

Черная цветовая гамма в костюмах, темные очки, символы и знаки – всё это составляющие сценического образа, органично переплетающиеся с атмосферной музыкальной эстетикой. Группа использует необычные музыкальные инструменты, прибегает к электронно-синтетическому звучанию. Многозначительные, преисполненные своеобразными образами тексты песен обращены к мировоззренческим, философским темам.

Уникальный облик группы – во многом заслуга её лидера Эдмунда Шклярского, отражение его творческого мира.

Шклярский не был основателем коллектива, он пришел в уже существовавшую группу, сделав её полем для своих творческих экспериментов.

Предыстория группы восходит к 1978 году, он сформировался из любительского ансамбля «Орион», созданного студентами ленинградского Политеха. Из учебного заведения с богатыми традициями художественной самодеятельности выпустило немало деятелей советского рока. Группа вошла в ленинградский рок-клуб, членом которого был и выпускник того же Политехнического института Эдмунд Шклярский, успевший поиграть в группах «Удивление» и «Лабиринт».

В 1981 году Шклярского приглашают в «Пикник», он дебютирует в группе на сцене ленинградского рок-клуба, состав колектива вскоре кардинально меняется. Так начинается история группы в том виде, в котором её узнал и полюбил широкий слушатель.

Эдмунд Мечиславович – коренной ленинградец, внук видного советского ученого, заслуженного деятеля науки Феликса Шклярского. Он появился на свет 26 сентября 1955 года в русско-польской семье горного инженера Мечислава Феликсовича Шклярского и преподавательницы консерватории. С детства мальчик говорил на двух языках.

Получив по наущению родителей серьёзное образование инженера атомных станций на электромеханическом факультете Политехнического института, но увлечениями, а далее по жизненному и профессиональному пути он пошел по стопам мамы, Ирины Сергеевны, которая преподавала игру на фортепиано. По классу этого инструмента будущий лидер «Пикника» отучился в музыкальной школе.

Музыкальным фундаментом, на котором сформировался интерес к творчеству и сочинительству, был довольно стандартный для увлеченного зарубежной рок-музыкой подростка 60-х набор- The Beatles, Rolling Stones, The Animals

Вторым увлечением Шклярского была живопись. С детства он любил рисовать, и по сей день пишет в стиле сюрреализма и символизма, проводит выставки.

В творчестве живопись и музыка тесно переплелись друг с другом. В песнях группы «Пикник» присутствуют отсылки к работам великих художников, он вдохновляется полотнами Рене Магритта, Сальвадора Дали.

Художественная ипостась Шклярского отразилась в визуальной составляющей группы, он создал обложки альбомов «Пикника».

Обложки некоторых альбомов группы "Пикник" с рисунками Эдмунда Шклярского. Слева направа, сверху вниз: "Немного огня" (1994), "Чужой" (2002), "Королевство кривых" (2005), Театр абсурда (2010), "Чужестранец" (2014).
Обложки некоторых альбомов группы "Пикник" с рисунками Эдмунда Шклярского. Слева направа, сверху вниз: "Немного огня" (1994), "Чужой" (2002), "Королевство кривых" (2005), Театр абсурда (2010), "Чужестранец" (2014).

На раннем этапе, как и многие советские рок-группы, «Пикник» подвергался критике, даже угодил в список «запрещенных групп».

В 1990-х появляется логотип, ставший неотъемлемой частью образа.

Логотип группы "Пикник"
Логотип группы "Пикник"

По одной из версий, логотип восходит к китайскому иероглифу «жень», обозначающему человека. Стилизованный иероглиф – центральный элемент оформления альбома 1995 года с соответствующим названием «Жень-Шень». По другой, логотип, просто-напросто, обыгрывает инициалы лидера Э. Ш.

Оформление альбома "Жень-Шень" 1995 года
Оформление альбома "Жень-Шень" 1995 года

По словам самого Шклярского, в логотип не вкладывался какой-то особый смысл. Ориентируясь на то, что у большинства западных рок-групп есть логотип, музыканты «Пикника» в 1990 году решили придумать свой, собрались и нарисовали.

"Ну как он родился? Бумага и карандаш, "это подойдет", "это не подойдет". Никаких дополнительных составляющих. А сейчас нам говорят, что он похож на то и на это", -

рассказывает Эдмунд Мечиславович.

Состав «Пикника» менялся неоднократно. С 2008 года на важной для коллектива позиции клавишника играет сын фронтмена – Станислав Эдмундович Шклярский. В жизни коллектива принимает участие и дочь, Алина, поэтесса и сценарист.

Шклярский, Станислав Эдмундович - российский музыкант, клавишник группы "Пикник", параллельно - лидер собственной группы "Инкогнито", сын Эдмунда Шклярского.
Шклярский, Станислав Эдмундович - российский музыкант, клавишник группы "Пикник", параллельно - лидер собственной группы "Инкогнито", сын Эдмунда Шклярского.

К началу нового века коллектив прочно занял позиции одной из ведущих российских рок-групп. Их песни крутились в эфире «Нашего радио». Большинство своих самых узнаваемых в медийном пространстве хитов «Пикник» выпустил как раз на своем третьем десятке - в нулевые.

Дискография группы на данный момент насчитывает 24 студийных альбома без учета сборников, трибьютов и синглов.

За песнями «Пикника» нередко стоят интересные истории. Их автор, Эдмунд Мечиславович Шклярский характеризует процесс сочинительства как параллельную «незаметную жизнь».

«Иероглиф»

В 1986 году «Пикник» выпускает свой третий полноформатный альбом «Иероглиф». В этот период группа сотрудничает с Ленинградской филармонией, альбом выходит на виниловой пластинке «Мелодии».

Пластинка "Пикника" "Иероглиф", "Мелодия", 1986-1987 гг.
Пластинка "Пикника" "Иероглиф", "Мелодия", 1986-1987 гг.

Одноименная заглавная песня вплоть до начала нулевых останется «визитной карточкой» «Пикника».

Создавалась она на основе текста, который Эдмунд сочинил ещё в школе. Толчком к написанию стал рассказ, прочитанный в журнале «Przekrój». В памяти Эдуманда Мечеславовича имя автора не сохранилось, но после прочтения в голове Шклярского засела будущая хит-фраза «Моё имя – стершийся иероглиф». Остальной текст родился под впечатлением от знакомства с философией Лао Дзы.

Постепенно слова обрастали мелодией. Стихотворение было коротким, для песни его явно не хватало, поэтому при работе над композицией её снабдили солидными атмосферными проигрышами.

«Великан»

Из раннего творчества «Пикника» стоит вспомнить композицию «Великан», изданную на втором альбоме «Танец волка» 1984 года.

Именно с этой композицией группа громко заявила о себе. На фоне «опалы и запретов» она парадоксально попала в хит-парад, публикуемый ленинградской газетой «Смена». «Великан» замкнул десятку лучших песен.

Истоки песни также восходят к школьным годам. Сочинил её Шклярский учеником 7 класса, юным возрастом Эдмунд Мечиславович объясняет лирическо-романтический характер композиции:

«Сейчас я такую песню, к сожалению, не написал бы. А вот во времена школы было такое романтическое состояние, которое позволило... Нет, ну сейчас всё жёстче, и те слова, наверняка они бы были расставлены иначе, даже если бы были те же слова. И получилась бы песня другая. «Великан» — это может быть, не единственная, но первая песня о любви…»

- рассказывал фронтмен «Пикника».

«Египтянин»

Перешагнув «миллениум» «Пикник» запел о «Египтянине»:

«Будто я египтянин, и со мною и солнце и зной»

Корни произведения – из детства. Эдмунд Шклярский на всю жизнь запомнил ощущения, полученные от первого посещения египетского зала в «Эрмитаже». Оказавшись в окружении причудливых иероглифов и мумий, ребенок испытал страх, который позже перерос в визуальный интерес к этой культуре. Запечатленные в эмоциональной памяти детские впечатления воплотились в стихотворных строчках и образах.

Песня озаглавила альбом 2001 года.

-8

Изначально, готовя новую пластинку, группа не планировала включать туда «Египтянина». Рабочим названием альбома было: «Миллион в мешке», по песне, открывающей трек-лист. Зазвучавший на концертах группы «Египтянин» полюбился публике, и было решено не просто включить хит в ближайший альбом, но и сделать композицию центральной.

При исполнении «Египтянина» используется уникальный инструмент, придуманный и сконструированный самим Эдмундом Мечиславовичем.

«Он участвует в песне «Египтянин», и называем мы его «новоегипетский», поскольку инструмент электрический»,

– рассказывал Шклярский о своем изобретении. (Вспомним, что по образованию он электромеханик).

«Фиолетово черный»

На альбоме «Египтянин» издана одна из «визитных карточек» группы, которую я обыграл в цветовой гамме оформления публикации – «Фиолетово-черный». История песни восходит художественному творчеству Шклярского. Дело было в начале 90-х, по свидетельству дочери – в 1993. Музыкант, поэт и художник задумал написать картину в фиолетово-черной цветовой гамме, но картины не получилось, зато получилось песня. Не воплощенный кистью визуальный образ спустя какое-то время оформился в поэтических строках.

«Фиолетово-черный» - хит миллениума. Песня, записанная в 2000-м, стала популярной ещё до появления на пластинке. «Наше радио» ротировало песню, она попала в хит-парад «Чартовой дюжины». В 2008 этот хит «Пикника» вошел в ТОП-5 лучших песен десятилетия по версии радиостанции.

«Королевство кривых»

Эдмунд Шклярский проявил себя и как кино-композитор. «Пикник» записывал саунд-треки к фильмам и сериалам. В 2005-м с телеэкранов зазвучало «Королевство кривых», заглавная песня альбома, выпущенного в тот же год.

Экранизированная ещё в СССР повесть Виталия Губарева тут ни при чем, точнее почти ни при чем. Её название, ставшее устойчивым словосочетанием, лишь навело Шклярского на мысль о том, как одно слово меняет сущности:

«Если из названия убрать одно слово, получается другой немножко мир, который интерпретируется немного иначе».

Сериал, в котором использовалась песня, также назывался «Королевство кривых». Мистическо-приключенческий детектив с Андреем Краско в главной роли снимал режиссер Александр Якимчук. Это тот уникальный случай, когда фильм получил своё название по песне, а не песня по фильму .

«Королевство кривых» Шклярский написал за два года до выхода сериала, без привязки к какому либо сюжету. Когда композиция была записана, и снимался клип, Шклярскому поступило предложение от кинематографистов: песня настолько понравилась создателям сериала и соответствовала его настроению, что 8-серийную картину решили назвать «Королевство кривых».

В 2005 группа «Пикник» выпускает альбом «Королевство кривых».

«Из коры себе подругу выстругал».

На альбоме «Королевство кривых» вышла и вот такая песня:

«А он шел себе по свету насвистывал, из коры себе подругу выстругал».

Композиция стала одной из самых узнаваемых, попала в ротацию «Нашего радио», осталась на слуху у многих.

«Из мышеловки»

Спустя два года после успешного сотрудничества со Шклярским в «Королевстве кривых», Якимчук приглашает его в качестве композитора в сериал «Закон мышеловки».

В 2007-м у «Пикника» выходит песня с созвучным названием «Из мышеловки». Она стала стартовым треком нового, 16-ого в официальной дискографии, альбома «Мракобесье и джаз».

Песня «Из мышеловки» органично легла в саунд-трек сериала, а саму песню экранизировал уфимский клипмейкер Игорь Трощенко. Съемки проходили летом 2007-го года на черноморском побережье.

«От Кореи до Карелии»

Мне как уроженцу Петрозаводска было бы странно забыть песню с упоминанием моего региона в названии – «От Кореи до Карелии», включенную в альбом «Мракобесье и джаз». По признанию Шклярского, за топонимами в данном случае не стоит какой-то особый смысл, они выбраны из-за созвучья, это игра слов.

«Иногда возникнет фраза или игра слов, от которой не избавится, кроме как написать песню (из этой серии еще одна: «то ли в Оклахоме, то ли в Хохломе)» -

рассказывает автор.

Черный март 2024

В начале марта этого года группа «Пикник» выпустила новую песню «Ничего не бойся»

«Ничего, ничего не бойся
Ни огня, ни звенящую тень
Утром кровью своей умойся
И встряхни наступающий день»

Именно это четверостишье после трагедии стало предметом обсуждения и критики, его сочли пророческим. Трактовать тексты представителей «русского рока» - такое себе занятие, в них всегда при желании найдется 101-ый смысл, строчки, вроде "кровью своей умойся", для отечественной рок поэзии – это не что-то из ряда вон выходящее.

Как по мне, в этих строках, наоборот, поётся о том, что нужно продолжать жить и идти к своей цели, несмотря ни на что. Фраза «Ничего, ничего не бойся» повторяется как мантра, это фактически экзистенциальный девиз.

К памяти погибших «Пикник» обратил другую свою песню «За невинно убиенных». Композиция далеко не новая, ей 30 годиков с даты выхода, была издана на альбоме «Немного огня» 1994 года. Песня, обретшая трагичную актуальность была вновь опубликована на сайте и ю-туб канале группы с мемориальным контекстом.

Оказавшись в эпицентре трагических событий, музыканты не остались в стороне. Вслед за новостями об успешной эвакуации «Пикника», пришли сообщения, что ударник группы, Ильгиз Юнусов, и один из операторов, собиравшихся снимать концерт, отказались покидать здание и помогали эвакуировать людей.

«Слов таких, которые могут воскресить, ну, и как-то утешить, мне кажется, ещё не найдено, ещё не придуманы такие слова»,

- так Эдмунд Шклярский закончил свою короткую речь - обратившись к публике в «траурный день» 24 марта. Музыкант выразил соболезнования, назвал трагедию «совершенно бессмысленной»

Эдмунд Шклярский 24 марта
Эдмунд Шклярский 24 марта

Шклярский всегда был немногословен, комментарии и интервью и давал с присущей ему «питерской» интеллигентностью.

Выяснилось, что и в команде, работавшей с «Пикником», без потерь не обошлось. В «Крокусе» оборвалась жизнь Екатерины Кушнер, ассистентки директора группы Юрия Чернышевского. Екатерина отвечала за продажу атрибутики перед злополучным концертом. После случившегося с девушкой долго не могли выйти на связь, трагическая новость пришла лишь на третий день.

Кушнер, Екатерина Геннадьевна - дизайнер, предприниматель, музыкальный менеджер, ассистентка продюсера группы Пикник, погибла 22 марта 2024 года в "Крокус Сити Холле"
Кушнер, Екатерина Геннадьевна - дизайнер, предприниматель, музыкальный менеджер, ассистентка продюсера группы Пикник, погибла 22 марта 2024 года в "Крокус Сити Холле"

Следующий в графике «Пикника» концерт был запланирован на 27 марта у себя дома, в родном Питере, в БКЗ «Октябрьский». Можно было приостановить выступления и взять паузу – такие мнения логично высказывались в сети, но Шклярский решил иначе. Статус мероприятия изменили, сделав концерт благотворительным и мемориальным, направив все средства на помощь пострадавшим.

Концерт в Петербурге начался с минуты молчания. Побывавшие на мероприятии сообщали, что встречали людей, которые пережили «Крокус» и специально приехали из Москвы на следующий концерт любимой группы. Это ли не показатель того, что музыка объединяет, позволяя не пасть духом даже в самые непростые времена. Дело было в городе, пережившем блокаду, где даже в те страшные дни зрелищные учреждения продолжали работать, пока люди были живы.

«Пикник» в настоящий момент характеризуют как одну из самых скачиваемых и прослушиваемых отечественных рок-групп. 68-летний Эдмунд Шклярский, наполовину поляк по происхождению и католик по вере – петербуржец и россиянин умом и сердцем. В наши дни музыкант оказывает помощь Донбассу.

Вот такие они, «главные мистики русского рока», обретшие «черную страницу» в своей истории. Мистические образы, символы и знаки – всё это в какой-то мере наносное, элементы эпатажа, но самое главное внутри, «Пикник» - это о вечном, о добре и зле.

Светлая память чем, чьи жизни оборвались в "Крокусе".

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые группы и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны. В непростое время именно искусство, в том числе музыка, помогает не пасть духом и не сойти с ума.