Сегодня, 30 марта, начинается очередной показ сериала "Великолепный век". Можно восхищаться им, можно не любить, но наверняка многим интересна история актеров, которые у нас ассоциируются с главными героями. Для начала расскажем, что Халит Эргенч думает о султане Сулеймане.
Образ султана Сулеймана
Сценарист "Великолепного века" Мераль Окай рассказывала, что первым человеком, приглашенным на проект, был Халит Эргенч. Когда с ним обговаривали работу, проекта как такового, еще не было. Ему на словах объяснили, что это будет, им он согласился, более того, посчитал это большой удачей.
«Первое, что у нас в голове было четко определено, - Кануни должен играть Халит Эргенч. Сценария не было, а Халит уже был», - рассказывала Окай.
Актеру пришлось отказаться от других съемок, он ждал начала проекта 1,5 года, но ничуть не пожалел о таком длительном простое в своей карьере. Роль султана Сулеймана стала для него настоящим прорывом.
«Если вы снимаете сериал о современной жизни, у вас не возникнет проблем ни с костюмами, ни с декорациями, ни с местом съемки. Все это можно легко организовать. Но когда вы снимаете фильм о событиях XVI века, любая мелочь имеет значение. Иногда даже такие мелочи, как прическа мальчика-слуги или фрукты на столе могут испортить все, если это сделано некачественно или не соответствует моде и традициям того времени».
Он очень долго к ней готовился, перечитал множество книг и даже исторических документов. Халит считал, что это одна из самых важных ролей в его жизни.
"Такой масштабный проект предполагает большое внимание к деталям. А детали требуют тщательной работы с историческими фактами. При этом тексты, которые описывают эпоху, противоречат друг другу. Но даже изучая все эти источники, было сложно найти необходимые подробные описания.
И зачастую приходилось додумывать, как это может выглядеть на экране. Я приведу простой пример: нужно раскладывать фрукты по тарелкам, однако среди них вы не можете положить апельсин, потому что в тот период в Турции его просто не знали. Также, в блюдах не могут встречаться помидоры! Входит паша, здоровается, уходя – прощается. Но как он здоровается и прощается? Описание того, как это происходило в то время в книгах вы не найдете".
"Мы изрядно потрудились над поиском нужной «картинки» того, как это могло происходить. Поскольку об этом ничего не написано, то каждый может представлять это себе по-разному. Одни воображают, что они кланялись до земли и произносили приветствие, лежа на полу, другие – что здоровались лишь кивком головы. Однако как нам все это показать? В обычной ситуации приветствие имело огромное значение, однако не стоит забывать, что это все же сериал. Приветствие могло длиться 20 секунд, и если в каждой серии падишаха приветствует 40 человек, то получится 800 секунд. Разве будет вам интересно смотреть почти 15 минут сериала как славят падишаха?"
Ему пришлось брать уроки верховой езды и боя на матраках.
«Всего у Султана Сулеймана было 13 военных походов. На сегодняшний день мы показали в сериале только некоторые из них. Признаюсь, съемки «военных» серий мне нравятся больше, чем жизнь во дворце. Для того чтобы мы на экране выглядели достойными бойцами нам преподают искусство боя на мечах и … хореографию»
Ему удалось вжиться в образ, даже во сне он видел себя Сулейманом I, чувствовал тоже, что и он. Кроме того актер добавил ему своих переживаний. Вот как он об этом говорил:
"Несколько раз я видел себя во сне в ту эпоху. Я видел себя непосредственно в эпицентре событий, о которых читал. Конечно, я находился под огромным впечатлением".
Позже он был очень рад тому, что сериал получился:
"Лично для меня самым важным является то, что есть люди, которым нравится то, что я делаю. Я получаю огромное удовольствие от этой работы. То, с каким восторгом она воспринимается, делает меня самым счастливым человеком. И я надеюсь в будущем предстать перед своим зрителем с еще более интересной и достойной работой. Желаю вам счастья!"
Однако актер все же советует не забывать, что это - сериал, а не документальный фильм. Они очень старались, но не стоит ждать от него стопроцентной исторической правды.
"Да, работа была проведена колоссальная, но не надо преувеличивать значение серила. К «Великолепному веку» стоит относиться скорее как к роману, а не как к уроку или учебнику истории. Мы осознано не пошли путем исторической правды. В противном случае, проект, который мы делаем, превратился бы в документалистику. Мы должны подходить к воплощению сценария прежде всего эстетически и раскрывать его внутреннюю драматическую сущность, любовную линию. Для нас прежде всего то, чтобы зритель получил колоссальное удовольствие от увиденного на экране".
Позже он вспоминал про эту роль:
""Великолепный век" был моей самой продолжительной работой. Не каждый мог бы справиться с такой нагрузкой. Этой работой я официально защитил докторскую диссертацию по Сулейману".
"Отпечаток от этой роли не пройдет никогда. Когда вы раскрываете чужие чувства, вы начинаете со своих собственных истинных чувств. Вы сознательно идете на определенные эмоции и события. Порой это ранит и утомляет, но такова наша работа. Эмоционально я стал Сулейманом. Пропустил все чувства через себя. Моя работа состояла в том, чтобы чувствовать себя Сулейманом, и это то, что я сделал".
Актер о своей роли
Несмотря на то, что "Великолепный век" стал необычайно популярным, у сериала было множество недоброжелателей. После того, как его начали показывать, начался шквал гневных писем, люди просили прекратить показ сериала.
По их мнению султан Сулейман показан, как аморальный человек, не уважающий мнения других людей.
Вот как об этом рассказывал сам Халит Эргенч:
«После выхода первого сезона сериала нам пришлось нелегко — «Великолепный век» очень много критиковали. Многие были не согласны с нашей трактовкой образа Сулеймана Справедливого. Но мне кажется, что если бы мы все умели хорошо рисовать, и каждый из нас решил бы изобразить Султана Сулеймана, то получилось бы столько портретов, сколько было бы и художников. Эта мысль помогла мне не обращать внимание на критику. А потом моего героя полюбили, поскольку одной из сильных сторон нашего Сулеймана является то, что он человек с сердцем, полным любви»
Сыграть известного исторического персонажа актеру тоже было не просто. Он сам почувствовал ту борьбу, которую Сулейман переживал внутри себя:
"Снимаясь в этой роли, я прочувствовал ту борьбу, которую он переживал внутри себя. В какой-то момент мне перестало хватать движений, которые я совершал в кадре, казалось, он не находит себе места. Его стало вдруг так много в моей голове! До этого проекта он был для всех нас только историческим персонажем, а теперь он стал еще и обычным человеком, со своими страстями и слабостями.
Начать хотя бы с того, что он был сильно влюблен… Мне интересно, каким вы представляете себе образ падишаха? До этой роли, я думал о султанах только как о персонажах с картин, совершенно не мог представить себе их «в жизни». Мы читаем, что он сделал то, сделал это, воевал, одерживал победы, брал пленных, имел гарем, отрубил голову одному, отрубил голову другому – однако это все статическая иллюстрация. А вот когда мы превращаем ее в движущееся изображение, то некоторые наши представления начинают трещать по швам. Например, вы знали, что Сулейман заболел и умер от подагры? В те времена особенно много людей умирало от эпидемий. Собрав вместе все эти факты, особенности того времени, мы постарались наделить людей этой эпохи голосом. Сделать так, чтобы они ожили на экране, смогли быть увиденными и услышанными. Возможно, они и не походят на те образы, которые мы представляли, читая исторические хроники".
"Сулейман, которого я представил себе, на определенном этапе сильно изменился. Как правило, после изучения литературных источников, актер создает в своем воображении некий образ, обусловленный в том числе и его собственными физическими данными и даже опытом личной жизни. Также на воплощение этого идеального образа влияют отношения с режиссером, сценаристом и с другими актерами.
Я старался создать такого Сулеймана, который был возможен только в условиях «Великолепного века». Мы видим Сулеймана, но узнать, что он за человек, можем только спустя время. Понять его на основании только первых сцен практически невозможно. Кроме того, в сериале Сулейман пройдет несколько этапов, и в каждый из этих периодов он отличается как внешностью, так и своими мыслями. Когда он на поле боя или принимает государственные решения, он один человек; когда влюблен, пишет стихи и изготавливает ювелирные украшения для любимой, он абсолютно другой".
Но при всем этом Халит Эргенч не считает, что похож на своего персонажа. Он не понимал его поведение. Особенно не нравились актеру недоверчивость и скрытность султана, себя он видит совсем другим.
Тем не менее, он испытывает симпатию к своему герою:
«На мой взгляд, в мировой истории отношения Султана Сулеймана и Хюррем – это одна из главных историй любви. Построив империю, существующую по его собственным законам, объявив себя правителем мира, Сулейман не побоялся продемонстрировать свои человеческие слабости, а любовь в те времена не считалась качеством, достойным повелителя. Более того – он женился на любимой женщине»