Публикация из подборки:
Он убивал змей, грабил в эпических масштабах, смеялся перед лицом смерти - и тем самым помог создать современный идеал архетипического воина-викинга. Это история величайшей скандинавской легенды: Рагнара Лодброка.
Представьте себе типичного скандинавского воина - грозного разбойника, беспощадного война, язычника, любителя эля, который смеялся перед лицом смерти - и, скорее всего, вы думаете о Рагнаре Лодброке. Приключения Рагнара читаются так, будто они взяты из голливудского блокбастера. Сын короля Дании и Швеции, он сражался с гигантскими змеями, вел армии в битву, завоевал обширные территории Скандинавии и терроризировал ничего не подозревающих жителей Британских островов.
Многие, если не все, приключения Рагнара являются мифическими - продукт яркого воображения скандинавских летописцев. Но это не помешало им бросить длинную тень на Северную Европу в эпоху викингов. И благодаря всему - от эпических средневековых поэм и песен смерти до телесериала-блокбастера «Викинги» - они продолжают делать это уже более тысячи лет.
Если говорить о чистой драматургии, то история Рагнара - это нечто из ряда вон выходящее. Даже три его жены были необыкновенными личностями. Одной из них была Тора, за которой Рагнар ухаживал, убив свирепого змея. Другой была Лагерта, могучая воительница, сражавшаяся вместе со своим мужем в битвах. А другой была Аслауг, дочь Сигурда Вельсунга и воительницы Брюнхильды, двух самых знаменитых любовников в скандинавской литературе.
От этих жен у Рагнара было как минимум восемь сыновей - среди них Ивар Бескостный, Бьёрн Железнобокий, Сигурд Змееглазый и Уббе. Эти отпрыски были такими же воинственными, как и Рагнар, и благодаря своим собственным выходкам - гарантировали, что имя их отца будет жить еще долго после того, как он встретит свою смерть.
Месть в битве
Смерть, когда она наступила, была столь же драматичной, как и жизнь, которая ей предшествовала. Нам говорят, что во время кампании в северной Англии Рагнар был захвачен Эллой, королем Нортумбрии. Элла был одержим идеей убить своего врага-викинга, но обнаружил, что никакое обычное оружие не может убить его, поэтому он бросил Рагнара в змеиную яму. Но даже этой ужасной судьбы было недостаточно, чтобы сломить неудержимого Рагнара. С приближением смерти воин-викинг с удовольствием вспоминал свои величайшие победы и наслаждался перспективой пиршества в Валгалле, большом зале для убитых воинов-викингов. Еще более зловещим для Эллы было то, что Рагнар поклялся отомстить своему убийце - обещание, которое выполнили его сыновья, которые должным образом завоевали Нортумбрию и убили Эллу в бою.
Это захватывающая история. Но что делает ее еще более заманчивой, так это перспектива того, что она могла - всего лишь могла - быть вдохновлена подвигами исторической личности.
Некоторые из мужчин, описанных в средневековых легендах как «сыновья Рагнара», безусловно, были реальными людьми. Ивара, Уббе и Бьёрна, среди прочих, можно отождествить с лидерами викингов, действовавшими во Франции, Ирландии и Англии во второй половине 9 века.
Известно, что воин-викинг по имени Бьерн - вероятно, вдохновивший Бьорна Железнобока - совершал набеги на окрестности Сены в 857-859 годах. Ивар и Уббе были среди лидеров так называемой «Великой языческой армии», которая обрушилась на Англию в 865 году, завоевала Нортумбрию и разгромила ее королей Осберта и Эллу в великой битве при Йорке в 867 году. В 869 году они двинулись на юг и убили короля Восточной Англии Эдмунда. Многие из их последователей поселились в северной и восточной Англии, а Ивар стал правителем королевства викингов, которое простиралось через Ирландское море и имело крепости в Дублине и Йорке. Записано, что Ивар умер в Дублине в 873 году. Что касается Уббе, то он, возможно, был убит в битве при Девоне в 878 году.
Деятельность этих воинов засвидетельствована в современных источниках 9 века. Мы можем быть уверены, что эти люди существовали. Но есть проблема: мы не знаем точно, как они были связаны друг с другом, и ни один из ранних источников не сообщает нам, кем был их отец.
Хотя его «сыновья» были достаточно реальными, историческое происхождение самого Рагнара гораздо менее ясно. Одним из кандидатов на роль Рагнара может быть вождь викингов из Дании по имени Регинхери, напавший на Париж в 845 году. Современные источники сообщают, что набег был особенно жестоким, рассказывая, как Регинхери взял много пленников и казнил более 100 человек. Вскоре после этого Регинхери вернулся в Данию, где и умер. Больше о нем мы ничего не знаем.
Сыновья Рагнара Лодброка: легенды?
Фактически, когда писались истории этого периода, не Рагнар, а его предполагаемые сыновья поначалу были в центре повествований летописцев. Ивар, Уббе и остальные были одними из самых успешных воинов эпохи викингов, а их завоевания и сражения быстро стали легендами. Лишь во второй половине 11 века - почти через 200 лет после их смерти - их стали называть «сыновьями Рагнара Лодброка». Датский король по имени Лодброк впервые упоминается примерно в 1070 году нормандским историком Гийомом Жюмьежским, который назвал его отцом Бьерна Железнобокого. Несколько лет спустя летописец Адам Бременский идентифицировал Ивара, «жесточайшего из скандинавских воинов», как еще одного из сыновей Лодброка.
Этот Лодброк, возможно, изначально был отдельным от Рагнара человеком, и происхождение его имени вызывает бурные споры. Исландский историк Ари Торгильссон, писавший между 1120 и 1133 годами, был первым, кто записал «Рагнара» и «Лодброка» вместе, утверждая, что именно «Ивар, сын Рагнара Лодброка» убил Эдмунда из Восточной Англии.
Каким бы ни было историческое происхождение Рагнара Лодброка, к 12 веку его легенда быстро вышла из тени его сыновей и появилась в сагах, хрониках и стихах по всему миру Северного моря. К этому времени вокруг него сложилась сложная и красочная паутина легенд, далеких от вероятных исторических истоков.
Наиболее полные версии этой истории, на которых основано большинство современных версий легенд, можно найти в древнескандинавской саге о Рагнаре Лодброке, написанной в Исландии в 13 веке, и в работах датского историка Саксона Грамматика, писавших между 1188 и 1208 годами. Оба смешивают более ранние письменные источники с разрозненными устными легендами, создавая сложные, длинные и противоречивые повествования. Рассказы о трех женах Рагнара могут быть результатом попытки объединить три отдельные легенды о Рагнаре.
Более поздние представления
Эти истории рассказывают нам гораздо больше о том, как викинги воспринимались людьми позднего средневековья в Скандинавии, чем об исторических воинах 9 века. Саксон интересовался этими людьми как предками королей Дании, а исландские историки стремились привлечь внимание к скандинавскому господству на Британских островах. Со временем легенда продолжала обрастать новыми аспектами и стала связана с другим из самых известных циклов скандинавских легенд, «Сагой о Вельсунгах» (теперь наиболее известной как история, лежащая в основе «Колец нибелунгов» Вагнера).
Но не только в Скандинавии выходки Рагнара нашли заинтересованную аудиторию. Примерно в то же время легенды об этом знаменитом воине-викинге стали интересны и английской публике. Здесь Лодброк и его сыновья чаще всего фигурировали в легендах, связанных со смертью Эдмунда, короля Восточной Англии, одного из самых популярных святых англосаксов.
В одной хронике 13 века рассказывается, как Лодброк невинно охотился в море, когда потерпел кораблекрушение на побережье Норфолка и был доставлен ко двору Эдмунда. Он и Эдмунд стали близкими друзьями, что вызвало ревность одного из советника Эдмунда. Этот советник убил Лодброка, а затем сказал сыновьям Рагнара, что в убийстве виноват Эдмунд. Эта версия легенды пытается дать Ивару и Уббе мотив для убийства Эдмунда, подразумевая, что это не был бессмысленный акт жестокости викингов. Эта хроника представляет Лодброка как симпатичного персонажа, сильно отличающегося от свирепого воина скандинавских традиций. Означает ли это, что некоторые жители восточной Англии считали датских захватчиков 9 века предками, а не врагами? Вероятно, мы никогда этого не узнаем, но это интригующая возможность.
К концу средневековья имя Рагнара было знакомо людям по всей Скандинавии и на Британских островах. Но современный Рагнар родился в 16-17 веках, когда ученые начали заново открывать древнескандинавские и древнеанглийские тексты, а также работы Саксона Грамматика. В 1636 году датский ученый Оле Ворм перевел «Кракумаль» (Слова Ворона), древнескандинавскую поэму о смерти Рагнара, на латынь, и она быстро стала популярной среди читателей в Британии. «Кракумаль» обычно была известна на английском как «Песнь смерти Рагнара Лодброка», и читателям 17 века казалось, что она дает захватывающий взгляд на культуру викингов, пропитанную диким языческим очарованием. В ней представлен романтический образ героического и бесстрашного викинга: прославляющегося битвами и кровопролитием, стремящегося войти в Валгаллу и вечно пировать с богами.
Перевод Ворма непреднамеренно добавил еще один слой к легенде о викингах. Поэтическое упоминание о роге для питья - «изогнутых ветвях черепов животных» - было неправильно понято как подразумевающее, что викинги пили из черепов своих врагов. Эта захватывающая идея, хотя и совершенно неверная, иногда встречается и сегодня.
Популярность «Песни смерти» привела к тому, что к 19 веку, когда викинги были в огромной моде в Британии и Америке, Рагнар стал одним из самых известных персонажей скандинавских легенд. С тех пор его история много раз переосмысливалась - в романах, голливудских фильмах и, совсем недавно, в популярном сериале. Истории о Рагнаре и его сыновьях рассказывают уже почти тысячу лет, и даже сегодня продолжают создаваться новые легенды об этих архетипических воинах-викингах.