Найти в Дзене
Елена Лисенкова

Надсон С.Я. вступил на поэтический путь с бодрой душой, но судьба не дала окрепнуть молодому дарованию, он скончался в двадцать четыре года.

Надсон Семен Яковлевич вступил на поэтический путь с бодрой душой, но судьба не дала окрепнуть молодому дарованию, он скончался в двадцать четыре года.ИЖЗ «Я стал певцом труда, познанья и скорбей! Во славу красоты я гимнов не слагаю, Побед и громких дел я в песнях не пою, Я плачу с плачущим, со страждущим страдаю, И утомленному я руку подаю! И пусть мой крест тяжел, пусть бури и сомненья, Невзгоды и борьбу принес он мне с собой, Он мне дарил за то и светлые мгновенья, Мгновенья радости высокой и святой!» (1883 год. С.Я.Надсон) В истории русской поэзии имя Надсона не поставлено на высокий пьедестал, но если бы он прожил дольше, он с уверенностью занял бы главенствующее положение, сыграл бы роль путеводной звезды в русской литературе. Судьба не дала вполне окрепнуть и развиться молодому дарованию, он скончался в двадцать четыре года от чахотки. Полная самобытность Надсона, как поэта сказалась прежде всего уже в том, что у него нет ни переводов из других поэтов, ни подражаний другим поэта

Надсон Семен Яковлевич вступил на поэтический путь с бодрой душой, но судьба не дала окрепнуть молодому дарованию, он скончался в двадцать четыре года.ИЖЗ

«Я стал певцом труда, познанья и скорбей!

Во славу красоты я гимнов не слагаю,

Побед и громких дел я в песнях не пою,

Я плачу с плачущим, со страждущим страдаю,

И утомленному я руку подаю!

И пусть мой крест тяжел, пусть бури и сомненья,

Невзгоды и борьбу принес он мне с собой,

Он мне дарил за то и светлые мгновенья,

Мгновенья радости высокой и святой!» (1883 год. С.Я.Надсон)

В истории русской поэзии имя Надсона не поставлено на высокий пьедестал, но если бы он прожил дольше, он с уверенностью занял бы главенствующее положение, сыграл бы роль путеводной звезды в русской литературе. Судьба не дала вполне окрепнуть и развиться молодому дарованию, он скончался в двадцать четыре года от чахотки. Полная самобытность Надсона, как поэта сказалась прежде всего уже в том, что у него нет ни переводов из других поэтов, ни подражаний другим поэтам… Собрания его стихотворений выходили одно за другим в десятках тысяч экземпляров. Увенчанный Академией Наук Пушкинской премией, Надсон был кумиром молодежи, которая видела в нем певца юности с ее стремлениями к подвигам и жертвам.

«Беспокойной душевной жаждой томим,

Я беречь моих сил не умел;

Мне противен был будничный мелкий удел,

И как светоч, колеблемый ветром ночным,

Я не жил, - я горел!»(С.Я.Надсон)

Биографический очерк, помещенный в посмертном издании стихотворений Надсона начинается следующими словами: «Трудно представить себе жизнь более грустную, чем короткое 24 летнее существование Семена Яковлевича Надсона. Одинокое, печальное детство, тяжелое отрочество, юность, омраченная беспощадным недугом, и мучительная смерть, смерть в то самое время, когда его уже окружала почетная известность, а впереди улыбались громкий успех и слава». Жизнь Надсона казалась образцом мученичества и невзгод, но это не так, среди русский поэтов известно не мало таких, перед судьбой которых судьба Надсона – завидная, счастливейшая судьба. Как пример судьба И.С.Никитина и А.И.Полежаева. Конечно Надсон не был счастливцем и баловнем судьбы, но не было в его жизни ничего потрясающего, небывалого драматизма. Детство поэта прошло так же, как оно проходит у большинства рано осиротевших детей, юность уже была скрашена теплым отношением друзей, радушно встретивших его на рассвете его поэтического творчества; молодость дала ему громкий успех. Многие другие наши поэты пользовались только загробной славой; Надсон еще при жизни получил все, что ему причиталось. Его имя гремело, его окружало сочувственное внимание всей интеллигентной России, его берегли многочисленные, преданные друзья. Брань и инсинуации, которым Надсон подвергся со стороны некоторых литературных критиков – вещь крайне обычная в истории всякого таланта – в этом отношении Надсон пострадал не более других, еще и менее. Таким образом жизнь молодого поэта не представляет собой сплошного черного пятна, в ней было и достаточно радости.

Надсон вступил на поэтический путь с бодрой душой, со светлой, несокрушимой верой в идеалы добра, света и любви. Его юношеские стихотворения 1878-1880 гг - гимн этим идеалам. «На заре», «Идеал», «Вперед» и т.д., в них веет мужеством и бодростью, поэма, «Иуда» полна непримиримой ненависти ко всем изменникам и предателям. Но ярче и сильнее всего выразилось это бодрое душевное настроение молодого поэта в знаменитом стихотворении «Друг мой, брат мой..» (1880 год).

Характеризуя свои стихи Надсон писал:

«Это не песни – это намеки;

Песни не в мочь мне сложить:

Некогда мне эти беглые строки

В радугу красок рядить;

Мать умирает, - дитя позабыто,

В рваных лохмотьях оно…

Лишь бы хоть как нибудь было излито,

Чем полнозвучное сердце полно

Надсон Семен Яковлевич

1862-1887

Немного биографии:

Семен Яковлевич родился в Петербурге 14 декабря 1862 года. Когда ему было всего год, родители переехали в Киев.

Его отец – Яков Семенович Надсон надворный советник, любил пение и музыку. Надсон совсем не знал отца, он умер когда мальчику было всего два года. Мать поэта, Антонина Степановна, из русской дворянской семьи Мамантовых, отличалась редкой красотой и «необыкновенной сердечностью, привлекательностью и симпатичностью». После смерти мужа Антонина Степановна осталась жить в Киеве, содержала себя и двух своих детей собственным трудом, занимала место экономки и учительницы в семье у некого Фурсова.

Когда Надсону было приблизительно семь лет, его мать, рассорившись с семьей Фурсова, с детьми переезжает в Петербург, живет в доме своего брата Диодора Степановича Мамантова. В его доме любили серьезную музыку, Диодор Степанович играл на виолончели в квартете. В Петербурге Антонина Степановна вышла вторично замуж за Николая Гавриловича Фомина, управляющего киевским отделом российского общества страхования и транспортирования кладей, и с мужем и детьми переехала в Киев, где Надсон продолжил обучение в Киевской гимназии. Вскоре его отчим в припадке умопомешательства повесился. Анна Степановна остается без средств к существованию, ее брат Илья Степанович Мамантов высылает им деньги, и они возвращаются в Петербург. Здесь Анна Степановна устраивается учителем в школу своей сестры Лидии Степановны Мамантовой. В возрасте тридцать один год Анна Степановна умерла от чахотки.

-2

После смерти матери Надсона берет на попечение Илья Степанович Мамантов, а его сестру другой брат матери – Диодор Степанович Мамонтов. В 1872 году Надсона отдают во вторую военную гимназию, дядя прочил ему военную карьеру, а его сестру отдают в Николаевский институт.

Идеал

«Не говори, что жизнь – игрушка

В руках бессмысленной судьбы,

Беспечной глупости пирушка

И яд сомнений и борьбы.

Нет, жизнь разумное стремленье

Туда, где вечный свет горит,

Где человек, венец творенья,

Над миром высоко царит

Внизу, воздвигнуты толпою,

Тельцы минутные стоят

И золотою мишурою

Людей обманчиво манят;

За этот призрак идеалов

Немало сгинуло борцов,

И льется кровь у пьедесталов

Борьбы не стоящих тельцов.

Проходит время, -люди сами

Их свергнуть с высоты спешат,

И, тешись новыми мечтами,

Других тельцов боготворят;

Но лишь один стоит от века,

Вне власти суетной толпы,

Кумир великий человека

В лучах духовной красоты.

И тот, кто мыслею летучей

Сумел подняться над толпой,

Любви оценит свет могучий

И сердца идеал святой!

Он бросит все кумиры века

С их мимолетной мишурой,

И к идеалу человека

Пойдет уверенной стопой!». (1878 год)

-3

Немного из «Дневника» Надсона:

1879 году Надсон окончил гимназию и поступил в Павловское военное училище. Но еще до начала учебных занятий «болезнь груди» вынуждает Надсона, будучи юнкером, отправиться на лечение на Кавказ. Где он проводит зиму и лето 1880 года. Осенью 1880 года он возвращается в училище.

В своем дневнике Надсон пишет: «По наукам я иду хорошо. Как и всегда, меня несколько подкузьмила математика, а именно –я получил 7, но зато по остальным предметам баллы к моему удивлению, очень и очень порядочные: по немец. у меня 9, по химии 10, по законоведению 10, по тактике 11 и по русскому языку 12». В 1882 году Надсон оканчивает Училище, в чине подпоручика его определяют в Каспийский полк в Кронштадт.

Судя по записям в его «Дневнике» Надсону понравилась служба в Кронштадте, ему нравится самостоятельность:

«18 сентября 1882 года. Сегодня первый день моей самостоятельной жизни, - и не скажу, чтобы он возбуждал во мне отрадные впечатления: все так, как я об этом мечтал когда-то; я совершенно независим, у меня уютная комната, на столе – любимые книги. Я живу в семье. Ясные детские глазки сверкают предо мной. Десятилетняя девочка Маня, очень хорошенькая, рассказывает теперь за дверью сказку Вагнера «Дядя Пуд», которую только что прочел я ей и ее маленьким брату и сестре при мерцающем блеске свечи. Заперты ставни; налево от стола – полка с книгами…Только что отшумел самовар и смолк. …Старая собака вошла ко мне в комнату и совершенно неожиданно для меня стала «служить». Я ей дал кусок калача, и она, из вежливости помахав хвостом, удалилась».

«28 сентября 1882 года. Из записок жильца маленькой комнаты. Я так привык жаловаться на свою судьбу, что теперь положительно обескуражен, - даже скажу больше, - разочарован. Полк, куда закинул меня случай, оказался, несмотря на то, что он принадлежит к армии, далеко не таким ужасным, как я воображал раньше, за стенами Училища, а моя жизнь пока положительно мне нравится. Маленький приморский городок К., с его деревянными домами, карикатурными вывесками и патриархальными нравами, повеял на меня светом и теплотой моего раннего детства, которое тоже прошло в провинции. Люблю я низенькие комнаты с занавесками из пожелтелой от времени кисеи, затворяющиеся на ночь ставни, мигание лампадки, зажжённой набожной рукой моей старушки хозяйки пред огромным, почернелым образом Христа, люблю старого и ленивого хозяйского кота, который иногда, беззвучно отворив мою дверь, входит ко мне подремать пред теплящей печкой, люблю пение самовара на столе и звонкий детский смех вокруг меня. Жизнь моя обставилась пока совершенно так, как я мечтал и как пишут в книгах, а между тем это не мечты и не книги, - а жизнь. А как радостно и живо во мне сознание моей новоиспеченной самостоятельности, как весело вхожу я в комнату, зная, что за нее плачу я. Моими собственными, мной заработанными деньгами. Денщика я право готов был расцеловать за то, что он –мой денщик»

В Кронштадте он ведет тихую спокойную жизнь: сыт, живет в уютном доме у хороших хозяев, пользуется успехом, но ему хочет «страсти, бурь и гроз», о чем он и пишет в своем «Дневнике»:

«31 октября 1882 года. Воскресенье. Раннее утро: еще нет шести часов и светать еще не начинало. Пишу на дежурстве, в арестантском лазарете, благо спать не хочется, а делать нечего. Жизнь моя идет так себе, без особых приключений и огорчений. В литературе – по-прежнему успех, редакторы просят моих стихотворений наперебой; надо ковать железо, пока горячо, а. как на зло, ничего не клеится. Главное, что меня смущает, это вопрос «только-то?» В самом деле, чего мне, кажется , еще надо: сыт, имею уютный угол, пользуюсь успехом и успехом не заурядным, - а меня словно душит. Я бы сказал, что мне слез хочется. Хочется страсти, бурь и гроз, и мне их хочется на самом деле теперь, но я знаю, что настань они, - они бы меня не удовлетворили. Теперь я, как Гаршин, спрашиваю у жизни: «только –то, и это все?» а тогда буду спрашивать: «К чему?». Это старая-старая песня!»

-4

Последние годы:

Болезнь заставляет Надсона в 1884 году оставить службу и выйти в отставку. После отставки, тесное знакомство с А.Н.Плещеевым, позволяет ему занять место секретаря в редакции газеты «Неделя». Но вскоре он оставляет и эту службу. По совету врачей едет лечится заграницу ; в Берне в частной больнице профессора Кохера ему делают операцию, затем еще одну, но появилась лихорадка. Его переводят в лечебницу Вайссенбурга к известному швейцарскому специалисту по грудным болезням, затем в Беатенберг, но лучше не становиться, и Надсон возвращается в Россию.

19 января 1887 года Семен Яковлевич Надсен скончался в Ялте. Его тело было перевезено в Петербург, поэт похоронен на Волковом кладбище.

-5

Творчество:

К девяти годам Надсон уже прочитал всю детскую литературу – Майн Рида, Жюля Верна, Гюстава Эмара, знал наизусть почти всего Пушкина и сам писал прозой рассказы, героем которых был некий благородный Ваня.

Во втором классе гимназии он начал уже писать стихи. В 1878 году первые стихотворения Надсона были помещены в журнале «Свет». Журнал начал издаваться с 1876 года под руководством Н.П.Вагнера, профессора зоологии, который в то время приобрел симпатичную и громкую известность своими поэтичными «Сказками под псевдонимом «Кот-Мурлыка», через два года соредактором журнала становится Л.Е.Оболенский.

Надсон с восторгом пишет в своем «Дневнике»:

«3 мая 1878 г. Стихи мои будут напечатаны в следующем номере журнала «Свет». А чуть позднее: ««Свет» вышел! Вот то событие первой важности, которого я ждал так долго и с таким нетерпением. Я только что об этом узнал, и трудно передать, как я счастлив. …Я бегал сейчас на квартиру Болосогло (он получает «Свет») и видел свое стихотворение. Вагнер не изменил ни строчки. Урра, тысяча раз урра. Не могу писать, я изнемогаю под наплывом разнообразных ощущений: бегу помолиться. Я счастлив!»

Слово

«О, если б огненное слово

Я в дар от музы получил,

Как беспощадно-б, как суров

Порок и злобу я клеймил!...

Я-б поднял всех на бой со мглою,

Я-б знамя света развернул,

И в мир бы песнею живою

Стремленье к истине вдохнул!

Каким бы смехом я смеялся,

Какой слезой-бы прожигал!...

Опять-бы над землей поднялся

Святой, забытый идеал….

Мир испугался-б и проснулся,

И, как преступник, задрожал,

И на былое оглянулся,

И робко приговора ждал!...

И в этом гробовом молчаньи

Гремел бы смелый голос мой,

Звуча огнем негодованья,

Звеня правдивою слезой!...» (С.Я.Надсон, 1878 год)

Л.Е.Оболенский вспоминал о первой встрече с Надсоном: «В то время Надсон был еще молоденьким мальчиком, кадетом, но Вагнер, благодаря своей художественной чуткости, первый заметил талант его, о чем писал мне в письме, с которым Надсон пришел в первый раз ко мне, когда редактирование «Света» перешло фактически в мои руки. Не могу не заметить, что и талант Антона Павловича Чехова был замечен Н.П.Вагнером. Пробежав письмо Вагнера о «талантливом поэте, на которого стоит обратить особое внимание», - я был очень удивлен, увидев перед собой совсем почти ребенка, в кадетской шинельке.с обычным башлыком. Концы которого были скрещены на груди. Юноша, видимо, конфузился и робел. Стихи Надсона сразу поразили меня. Одно из них было озаглавлено «Слово». Меня поразило то, каким образом в уме мальчика кадета могли зарождаться такие мысли, такое глубокое отношение к слову, к призванию поэта. Когда я оторвался от его стихов и снова посмотрел в его карие глаза, мне нарисовался образ, который я видел только на портретах, образ Лермонтова. Военный костюм юноши, вероятно, помог этому представлению, но больше всего эта аналогия была вызвана силой стиха у Надсона, чеканкой этого стиха, в котором все было просто, а в то же время необыкновенно музыкально, сжато, как у Лермонтова, так что ни одного слова нельзя было выбросить из его стихотворения, заменить его другим. …Я сказал ему, что если он будет работать, читать, учиться, то я уверяю его, что из него выйдет поэт не ниже Лермонтова…. Позднее у него заводились новые знакомства, он познакомился с А.Н.Плещеевым, который совершенно завладел им для «Отечественных Записок» Последние его стихотворения , напечатанные у меня, были «Слово» и «Иуда»»

В 1882 году Надсон познакомился с А.Н.Плещеевым, который открыл ему «Отечественные Записки», в них он дебютировал «Тремя стихотворениями», а затем его стихотворения начали печатать и в других журналах. А.Н.Плещеева Надсон считал своим «литературным крестным отцом». Все лучшее Надсон написал до 1884 года. С 1884 года по его словам он начал умирать.

«Я вчера еще рад был отречься от счастья…

Я презреньем клеймил этих сытых людей,

Променявших туманы и холод ненастья

На отраду и ласку весенних лучей.

Я твердил, что покуда на свете есть слезы

И покуда царит непроглядная мгла,

Бесконечно постыдны заботы и грезы

О тепле и довольстве родного угла. –

А сегодня – сегодня весна золотая,

Вся в цветах, и в мое заглянула окно

И забилось усталое сердце, страдая,

Что так бедно за этим окном и темно…

Милый взгляд, мимолетного полный участья,

Грусть в прекрасных чертах молодого лица –

И безумно, мучительно хочется счастья,

Женской ласки, и слез, и любви без конца».(1882 год)