В далеком прошлом не было ни фотоаппаратов, ни видеокамер, и мы знаем о важных исторических фигурах только из сохранившихся хроник, корреспонденции и мемуаров. Они могут поведать нам об обстоятельствах жизни этих людей, тогда как их облик хранят для нас портреты. Только благодаря им мы можем увидеть лица королей, ученых, придворных… таких как герцогиня Иоланда де Полиньяк, запечатленная на портрете Элизабет Виже-Лебрен.
Элизабет Виже-Лебрен (1755 – 1842) – французская художница, известная портретами представителей высшей знати. Первым учителем для нее стал отец, художник Луи Виже, писавший портреты пастелью. Проявившийся еще в детстве художественный талант позволил Элизабет уже в юности добиться репутации профессиональной художницы. У нее появились влиятельные покровительницы, главной из которых была сама королева Франции Мария-Антуанетта! Однако начавшаяся революция вынудила Виже-Лебрен бежать заграницу. В своем путешествии по Европе и России она продолжала писать портреты, среди заказчиков которых были даже королевские династии (например, российская императрица Елизавета Алексеевна). Лишь спустя долгие годы ей удалось вернуться во Францию. Скончалась художница в родном Париже, в возрасте 86 лет, оставив творческое наследие в виде мемуаров и более 860 картин…
Портреты Виже-Лебрен отличает живая, ясная и точная манера письма. Как пишет искусствовед В.Г. Власов, «Подобно искусному парикмахеру… художница могла любую модель сделать красивой по моде своего времени». При этом сама Элизабет современную моду недолюбливала и предпочитала изображать натурщиц в длинных шарфах и шалях, вдохновляясь Рафаэлем и Доменикино. Как бы то ни было, способность показать модель в выгодном свете способствовала огромному успеху художницы, среди творений которой есть и портрет герцогини де Полиньяк, написанный в 1782 году.
Это изображение молодой женщины, показанной по пояс на нейтральном небесном фоне. Она стоит, опираясь на каменное основание колонны. Ее серо-голубые глаза смотрят прямо на зрителя, на щеках играет румянец, кораллово-розовые губы слегка приоткрыты. Русые волосы прикрывает соломенная шляпа украшенная букетиком полевых цветов, заткнутых за голубую ленту, и черным пером. На ней легкое белое платье «ан голль» (en gaulle), из модного и дорого муслина. Оно драпировано красивыми складками, рукава украшены пышными рюшами, а вырез – воланом и бантом. Под грудью платье перехвачено завязанным на спине золотистым поясом, на плечи накинута черная кружевная шаль. Холеные руки, с молочно-белой кожей и блестящими перламутровыми ногтями, подчеркивают статус знатной леди, не знакомой с тяжелым трудом. Ее пальцы небрежно сжимают стебель свежесорванной розы.
На картине изображена герцогиня Иоланда (Жюли) де Полиньяк в возрасте примерно 33 лет. Как и сама художница, герцогиня была вхожа в Версаль. Жюли, или как ее еще ласково называли «Маленькая По», была невысокой, белокожей и голубоглазой девушкой. Современники отмечали ее расточительность и экстравагантный вкус (например, она не носила бриллианты). При этом обходительные манеры и мягкий характер, мелодичный голос и ангельская улыбка настолько очаровали Марию-Антуанетту, что та сделала Жюли своей фавориткой, ближайшей подругой и гувернанткой королевских детей – почетная должность!
Мария-Антуанетта Австрийская (1755 – 1793) – королева Франции и Наварры, супруга короля Людовика XVI. Во многих источниках можно встретить рассказ о том, как королеве доложили, что крестьян нет хлеба, а она сказала: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!». Об этом писал Жан-Жак Руссо, но в оригинале речь идет не о пирожных, а о бриошах – сладких булках. Кроме того философ не указывает имя Марии-Антуанетты и возможно выдумал эту историю.
Однако жизнь при дворе и обязанности тяготили герцогиню, ее душа стремилась к «восхитительному безделью». Вскоре грянула революция, вынудившая Жюли скитаться по Европе, находя временное пристанище в Швейцарии, Италии, Австрии… Герцогиня продолжала переписываться с королевой и даже хотела устроить ее побег, но не успела – Марию-Антуанетту казнили на гильотине. Близкие Жюли не посмели сказать ей правду и соврали, что королева умерла в тюрьме. Опечаленная и больная герцогиня пережила свою венценосную подругу лишь на полтора месяца…
Картина написана свежими и сочными красками: красного, светло-зеленого, песочного, жемчужно-белого, серо-синего оттенков. Тона яркие, но мягкие – идеальная палитра для образа молодой и жизнерадостной женщины. Вся ее фигура словно окутана сиянием ясного полудня. Искусно обозначенные тени придают портрету объем и достоверность. При этом четкость письма и уровень детализации впечатляют: можно различить каждый лепесток цветка, каждую оборку платья, даже тонкое золотое колечко серьги-креолы.
Герцогиня задумчива и мечтательна, тень от шляпки падает на ее лицо, белизну которого подчеркивает и ограниченная цветовая гамма – приемы фламандских художников. Свежий и простой образ модели призван отразить ее открытость и непринужденность, чуждые придворным интригам. Интересно, что картина перекликается с автопортретом самой Виже-Лебрен, написанном в том же 1782 году: поза, одежда и прическа весьма схожи, отличие лишь в том, что художница держит палитру и кисти, тогда как герцогиня изображена без каких-либо атрибутов своего общественного положения.
Картины Виже-Лебрен, наподобие портрета герцогини де Полиньяк, демонстрируют новый женский образ. Если мы посмотрим на живопись XVIII века, то увидим, что женщины изображались либо в добродетельном (Жак Луи Давид), либо соблазнительном (Франсуа Буше) амплуа. В то же время портреты Элизабет рисуют других, более реалистичных, женщин: естественных, чувственных, свободных.
|Справка| Полное название картины – «Иоланда Мартин Габриэль де Поластрон, герцогиня де Полиньяк» (Yolande-Martine-Gabrielle de Polastron, Duchess de Polignac). Автор – Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (Élisabeth Louise Vigée-Le Brun). Жанр – портрет. Стиль – рококо, неоклассицизм. Дата создания – 1782 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 92 x 74 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!