4,6K подписчиков

Буйство цвета в фарфоре Петра Леонова

220 прочитали

Друзья, сегодня день рождения Петра Васильевича Леонова (3 (16) мая 1910 – 17 ноября 1982) – легендарного главного художника Дулёвского фарфорового завода имени газеты «Правда».

Пётр Васильевич Леонов (1910–1982)
Пётр Васильевич Леонов (1910–1982)

Сегодня я предлагаю в сопровождении текста журнальной заметки 1971 года полюбоваться его прославленными живописными работами, созданными в заводской Художественной лаборатории.

Каширина О. Буйство цвета // Декоративное искусство СССР, 1971. – № 4 (161). – С. 10.

1970 год оказался щедр к главному художнику Дулёвского фарфорового завода Петру Васильевичу Леонову: торжественно было отмечено его 60-летие, он получил звание заслуженного художника РСФСР, и вот – Репинская премия. И всё же мы ещё не полностью оценили ту творческую и просто человеческую щедрость, которой означены прошедшие годы работы Петра Леонова.

Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934 год). Сливочник из сервиза «Песня» (в зелёном). 1951. Дулёво. Высота 9,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18223. Госкаталог: 32920559.
Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1, 1934 год). Сливочник из сервиза «Песня» (в зелёном). 1951. Дулёво. Высота 9,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18223. Госкаталог: 32920559.

Особенность леоновских произведений заключена в прямо ошеломляющем эмоциональном воздействии, в какой-то языческой радости, с которой художник славит красоту мира, природы, человека.

Пётр Леонов. Тарелка из сервиза «Красавица». 1949. Дулёво. Диаметр 24,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11624. Госкаталог: 29070710.
Пётр Леонов. Тарелка из сервиза «Красавица». 1949. Дулёво. Диаметр 24,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11624. Госкаталог: 29070710.

У Петра Леонова большая школа за плечами, глубокое знание других видов прикладного искусства и народного творчества, но собственно «школы», «музея», не ощущается в его работах: все явления жизни аккумулируются и перерабатываются сугубо по-своему, «по-леоновски».

Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер (форма С1, 1934 год). Чайный сервиз «Красавица». 1936. Дулёво. Диплом Гран-при Всемирной выставки в Париже 1937 года. Музей Дулёвского фарфорового завода
Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер (форма С1, 1934 год). Чайный сервиз «Красавица». 1936. Дулёво. Диплом Гран-при Всемирной выставки в Париже 1937 года. Музей Дулёвского фарфорового завода

Вряд ли кому придёт в голову, что синий, как знойное небо, с пышными сиреневыми цветами в медальонах сервиз «Красавица» навеян изучением росписей ярославских церквей.

Пётр Леонов. Миска из сервиза «Красавица». 1949. Дулёво. Высота 19,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11623. Госкаталог: 17777018.
Пётр Леонов. Миска из сервиза «Красавица». 1949. Дулёво. Высота 19,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11623. Госкаталог: 17777018.

Возможно, здесь есть феномен генетического восприятия национальных традиций. А скорее всего невероятная, всепоглощающая творческая активность, даже несколько «опасная» для руководимого им коллектива, но и вдохновляющая одновременно.

Главный художник завода – в данном случае не только должность. Пётр Леонов – действительно ведущий художник завода с 1931 года, положившего начало открытиям Леонова в фарфоре и нового стиля росписи Дулёвского завода. Это стиль свободной кистевой живописи, контрастных декоративных сочетаний в цвете, где роспись обычно доминирует над формой, поддерживая с ней связь скорее стилистическую, нежели архитектоническую. Такой характер фарфора созвучен и московским традициям, и лучшим образцам «предка» Дулёвского завода – завода Кузнецова, и народным росписям, и темпераменту самого Петра Леонова.

Пётр Леонов (декор и форма «Неоцилиндрическая», 1958). Сервиз «Человек». 1958–1967. Дулёво. Чайник. Высота 14,9 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 12803. Госкаталог: 17512127.
Пётр Леонов (декор и форма «Неоцилиндрическая», 1958). Сервиз «Человек». 1958–1967. Дулёво. Чайник. Высота 14,9 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 12803. Госкаталог: 17512127.

Почерк Леонова почти за все 40 лет работы на заводе в целом един. Нет спадов, измены себе. Но не от однообразия это происходит: из-под руки Леонова наряду с росписью на посуде выходили и керамические панно, гобелены, изразцы, декоративные вазы; одновременно с орнаментально-декоративными делались сюжетные и геометрические композиции, были решения с надписями и тематическими клеймами. Все вещи как 30-х, 50-х годов, так и сегодняшнего дня можно отнести к одному классу.

Пётр Леонов (роспись). Виктор Бобров (форма). Чайник из сервиза «Ноктюрн» / «Эхо». 1971. «Суздаль». 1966. Дулёво. Музей-заповедник «Царицыно»
Пётр Леонов (роспись). Виктор Бобров (форма). Чайник из сервиза «Ноктюрн» / «Эхо». 1971. «Суздаль». 1966. Дулёво. Музей-заповедник «Царицыно»

Но там, где идёт «игра по правилам», как, скажем, в геометрических композициях, нет Леонова как такового, несмотря на высокую профессиональность и точность образной выразительности этих изделий.

Пётр Леонов (роспись). Виктор Бобров (форма). Чайник из сервиза «Суздаль». 1960-е. Дулёво. Высота 28,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-537. Госкаталог: 3673670.
Пётр Леонов (роспись). Виктор Бобров (форма). Чайник из сервиза «Суздаль». 1960-е. Дулёво. Высота 28,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-537. Госкаталог: 3673670.

Художника влекут большие темы эмоционального богатства души человека, жизнеутверждения, порыва: гимном природе звучат сервизы «Красавица», «Золотой олень», «Солнце», «Баллада о солнце»; воспевают глубокие чувства и тонкие ассоциации росписи сервизов «Воспоминание», «Эхо», «Откровение»; утверждают красоту отношений человека к жизни, к прошлому декор сервизов «Суздаль», «Кованый», комплекта «Гербовой», штофа «Русский».

Пётр Леонов. Чайник доливной «Золотой олень». 1962. Дулёво. Высота 23,5 см. Государственный исторический музей / 11168 фф. Госкаталог: 20031093.
Пётр Леонов. Чайник доливной «Золотой олень». 1962. Дулёво. Высота 23,5 см. Государственный исторический музей / 11168 фф. Госкаталог: 20031093.

В последних произведениях сильнее зазвучали черты монументальности, большей мужественности и силы в колорите. Смелость решений здесь стоит где-то на грани возможного для фарфора. В неожиданных, спорных в своей бесспорности произведениях, говоря словами известного поэта, художник «...не ищет выгод, но, окрыляясь на лету, один прокладывает выход из вероятья в правоту».

Пётр Леонов. Штофы и декоративное блюдо. Дулёво
Пётр Леонов. Штофы и декоративное блюдо. Дулёво

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив