Продолжаю цикл статей о постройке ЗиЛ-130 в тридцать пятом масштабе от AVD. По первоначальному плану в этой части должна была быть описана работа с кабиной, но это самая кабина преподнесла проблему, над решением которой работаю в настоящее время, поэтому решил написать статью по сборке ходовой части, в которой, помимо прочего, поделюсь мнением о колёсах, доступных мне для установки на модель. С этого и начну. Производитель предлагает обуть свой ЗиЛ в виниловые колёса на пластиковых дисках. Если к дискам претензий нет, то шины у меня, мягко говоря, восторга не вызвали. Сразу скажу, это касается не только данного производителя. Ниже фотографии ГАЗ-66 Trumpeter 01016 в тридцать пятом масштабе, виниловых шин из набора и их литого аналога от MINIARM 35109. Не знаю как для вас, для меня выбор очевиден.
Вот ссылка на статью о его постройке.
Другие производители выпускают шины плюс-минус похожего качества. Кроме Trumpeter имел дело также с продукцией Звезды, RFM и ICM, на фотографиях ниже представлена их продукция.
Создаётся впечатление, что производители сборных моделей в сговоре с коллегами, выпускающими дополнения, недаром, наверное, первое, что появляется во всех предзаказах автомобилей, это напечатанные или отлитые колёса. Шутка конечно, хотя кто его знает. И так, виниловые колёса от AVD качеством из общего ряда не выделяются, к тому же имеют технологический шов посреди протектора, учитывая, что винил в обработке крайне сложен, принял решение отказаться от их использования.
У вас может быть другое мнение на этот счёт, и конечно же вы тоже будете правы. Моделизм занятия творческое, и каждый сам волен определять с чем и как ему работать, если конечно не связан товарно-денежными отношениями. Вторым вариантом обувки для Зил-130, который попал в мои руки, оказались напечатанные колёса от GE Models im35131. Несмотря на крайне скептическое отношение к такого рода продукции, именно эти выглядят очень даже неплохо. В принципе так оно и есть. К достоинствам можно отнести прекрасно напечатанные протекторы и боковины шин, а также то, что колёса исполнены в варианте под нагрузкой. Если стоит задача сделать что-то похожее на то, что видишь на улице, а не просто модель в коллекцию, это жирный плюс. Также эти колёса достаточно легко адаптировать для этой модели.
Явных минусов обнаружить не удалось, разве что захотелось шлифануть передние диски и соответственно поменять на них гайки. Полез в интернет в поисках последних и обнаружил третий вариант колёс, а именно литые ARMOR35 ARM35А425. Ранее доводилось использовать их продукцию, а именно колёса ARM35352 для ЗиЛ-131 от Trumpeter 01031 в тридцать пятом масштабе, эта модель и колеса на фото ниже.
Ссылка на статью о работе над этой моделью.
Недолго думая, заказал этот набор. По получении обратил внимание на то, что упаковка стала гораздо качественнее. Это, конечно, как говорится, на ходовые не влияет, но всё же такую коробочку приятно взять в руки.
Открыв её, убедился в высоком качестве набора, другого и не ждал. На мой взгляд, оно хоть и немного, но всё же превосходит напечатанные. У вас может быть другое мнение, оспаривать его не буду. Диски и шины в наборе идут отдельно. Для кого-то это плюс, для кого-то минус, а мне, по большому счёту всё равно. С адаптацией к модели литых колёс придётся провозиться, в этом аспекте напечатанные имеют неоспоримое преимущество. Если вы не хотите слишком много времени уделять ходовой части, безусловно, советую напечатанные колёса, сам же предпочёл литые.
Ещё до начала работы обратил внимание на существенный конструктивный недостаток дисков задних колёс. Дело в том, что абсолютно все диски из этого набора состоят из двух частей, которые стыкуются между собой посередине конструкции, и если на внешнем виде передних это не сказывается никак, то внутри задних наружных отчётливо виден стыковочный шов. Его пришлось шпаклевать и обрабатывать, а поскольку место стыка находится внутри довольно глубокого цилиндра, сделать это не так просто.
Специально не засекал, но думаю не меньше часа пришлось повозиться, плюс время, за которое шпаклевка стулом станет. Хотелось бы, чтобы в будущем производитель подходил к таким вещам немного ответственнее, ведь сделать конкретно на этих двух деталях стык по бортам дисков решение абсолютно логичное и с задачей легко справится даже начинающий. Задние борта пришлось демонтировать перед установкой шин, после чего приклеить обратно.
Адаптировав колёса к раме, приступил к их грунтовке и покраске. В качестве грунта использовал привычный чёрный Vallejo 74.602. Шины покрасил в Tamiya XF-1 Flat Black, а диски в Mr Hobby 92 Semi-gloss Black, эта краска, по моему мнению, идеально подходит для рамы и колёсных дисков советских автомобилей.
На этом этапе работы принял решение делать автомобиль средней степени ушатанности, а колёса как при движении по асфальтовому покрытию, то есть борта шин грязные, а рабочая поверхность чёрная. На дисках кое-где добавил немного ржавчины в районе гаек. То, что получилось в итоге, меня вполне удовлетворило.
Расписав колёса приступил к раме. На этом этапе очень помогли тиски DSPIAE AT-SV, их достоинства были описаны в предыдущей статье, ниже ссылка на подборку, в которой она находится. По мере написания буду добавлять туда статьи о материалах и инструментах, которыми работаю.
По росписи всё стандартно, заливал, присыпал, оттирал, кое-где подкрашивал. Сразу скажу, что это не окончательный вариант росписи, финальная её часть будет производиться во время окончательной сборки автомобиля. На этом этапе работы удобно расписывать те участки модели, доступ к которым будет затруднён, когда автомобиль будет собран. Материалы которые использовал на фото ниже, на этот раз без пастели и акварели, хотя может еще добавлю.
Хочу поблагодарить автора канала "Деревенский моделист", который справедливо указал мне на некорректную окраску барабана ручного тормоза, обязательно исправлю это на стадии финальной сборки. Спасибо, коллега. Ниже фотографии рамы сверху.
А это два снимка снизу.
Колёса выполнены в варианте под нагрузкой, по этой причине сперва установил внутренние части дисков, так гораздо легче выровнять их относительно рамы. Пришлось подождать несколько часов, пока клей надёжно все зафиксирует, а уже после этого монтировать колёса, причём все одновременно так как стоит задача корректно поставить ходовую часть на поверхность. То, что получилось в итоге, меня устроило.
Уже примерял кабину, передние колёса расположены правильно относительно арок и прекрасно выворачиваются как в левую, так и в правую стороны, как это сделано описано здесь.
Собранную конструкцию накрыл пищевой плёнкой, ненавижу пыль и убрал в коробку на пару недель до момента примерки платформы. Данный этап завершён. Прежде чем попрощаться, анонсирую статью о работе над кабиной этого ЗиЛа, в которой опишу, помимо всего прочего, как удалось сделать двери рабочими без использования петель из фототравления. Её, а также другие материалы, касающиеся моделизма всех направлений и масштабов, можно будет прочитать на канале "Пыльная Полка", ссылка на который ниже.
Спасибо за прочтение данной статьи, особая благодарность подписчикам за поддержку. Всем удачи и творческих успехов.