Как и прошлая, данная неделя прошла под знаком федеральной повестки. События в подмосковном Красногорске, конечно, ужасают и шокируют. Но я вовсе не удивлен.
В прошлую пятницу группа террористов с автоматическим оружием расстреляла сотни людей, раненых добивали ножами, подожгли здание концертного зала «Крокус Сити Холл». Что там произошло – рассказывать не имеет смысла, вы все видели в режиме онлайн или в прямом эфире. Не буду вам тут приводить версии произошедшего, и кто за этим стоит. Честно скажу, что не хочется в нынешних условиях говорить лишнего. Я могу лишь, по большей части, согласиться с мнением журналиста и общественного деятеля Максима Шевченко, которое опубликовано на нашем сайте. Никакие это не профессионалы, не фанатики-шахиды, а одноразовые дебилы.
Совершенно справедливо стоит вопрос, а что такое было со зданием «Крокуса»? По некоторым данным, от огнестрельных ранений погибло около полусотни человек, а около ста — от задымления. Почему, как говорят очевидцы, были перекрыты или завалены мусором запасные выходы? Как сработала или не сработала пожарная безопасность? Из чего было построено здание? Общественность требует от следствия и господ Агаларовых четких ответов.
Я сказал, что не удивлен этим событием, потому что оно было ожидаемым. Ну не может такое не случиться в стране, которая ведет не просто крупномасштабные боевые действия с соседним государством, а противостоит коллективному Западу. Не так даже и важно, кто будет заказывать такие акты террора, кто будет их исполнять. Нашему обществу гораздо важнее полностью осознать происходящее. Не пытаться отгородиться в каком-то коконе своей собственной судьбы, а понимать, что вне зависимости от желания или нежелания, происходящее касается каждого. Поэтому я вам говорил, что стране необходима в первую очередь психологическая и экономическая мобилизация.
Ожидаемо, что часть оперативного совещания в Правительстве РБ Радий Хабиров посвятил событиям в Красногорске, где, как он ранее выразился, провел самые счастливые семейные годы. По содержанию данного совещания мой коллега Рустам Набиуллин вам уже рассказал, пожалуй, все. Отмечу лишь два момента, которые меня зацепили. Это претензии к Минздраву РБ за неисполнение двух пунктов нацпроектов. По моей информации, их не два, а больше. Я вовсе не удивлен. А если разбираться плотно, то причины неисполнения упрутся в интересы конкретных фирм и конкретных чиновников. Не успели ведь в прошлом году открыть те больницы, где возникли скандалы с поставками оборудования, в том числе контрафактом. Истории были абсолютно искусственные, дабы заказы получила «Медтехника» и связанные с ней компании. Уже возбуждены кое-где уголовные дела, на днях прокуратура навестила главного врача Большеустьикинской ЦРБ. Процесс медленно, но идет. К слову, министр Айрат Рахматуллин попал в аварию именно тогда, когда спешил на северо-восток республики, где так и не были запущены новые корпуса. Кстати, о Рахматуллине. Появились слухи, что после скандала со своей очень симпатичной протеже из Затонской больницы Айрат Рахматуллин уходит в отставку. Я не думаю, что это реальная причина. Я полагаю, что ему дали возможность неплохо заработать, повесили часть собак и попросили уступить место. Рахматуллиных, иштуковых и прочих молодых главврачей, согласных на любую подпись, легко тасует реальный руководитель Минздрава РБ Максим Васильевич Забелин, который все никак не может уйти в Москву на повышение.
Заметим, что Радий Хабиров упорно молчит про пятерых рабочих из Башкирии, которые остаются под завалами в Амурской области. Почему? Неизвестно. Глава Башкирии не может связаться с властями Амурской области? Или не хочет, после событий в Сибае?
Напомним, что после «задымления» Сибая в 2019 году Радий Хабиров неожиданно пообещал 200 млн рублей городу, причем заплатить должен был УГМК, который разрабатывал сибайский карьер. Генеральный директор компании Козицын тогда сильно удивился.
По итогу Сибай получил деньги, но сильно меньше, и не от УГМК, а из бюджета республики. Счастья в Сибае и Учалах не случилось, а случился поселок Подольск в Хайбуллинском районе в интересах УГМК. Так вот. Рудник «Пионер» в Приамурье входит в АО «Покровский рудник», который сейчас принадлежит «Уральской горно-металлургической компании» (УГМК). Не исключено, что власти республики и сам Хабиров настолько боятся олигархов, что просто не могут публично упоминать пятерых земляков, находящихся под завалами. Земляков, напомним, из Учалов и Сибая.
Радий Хабиров был на прошлой неделе в разъездах, да и сейчас, вроде как, не в республике. Возможно, до него банально что-то не довели. Но, по роду службы, должна говорить и что-то делать министр семьи, труда и соцзащиты Ленара Иванова, ведомство которой пока еще никак себя не проявило. Где контакт с семьями? Где организация психологической и прочей поддержки?
К сожалению, эксперты и спасатели уже вполне открыто намекают, что шансов на спасение горняков нет. Дело не только в воде, которая, скорее всего, затопила штольню. Столько дней прошло. Холод, голод, темнота и нехватка воздуха. Сил семьям шахтеров.
Появившись на публике в понедельник, Радий Хабиров, похоже, снова отбыл в Москву. Целый ряд каналов сообщили, что туда направились губернаторы, чьи сроки истекают этой осенью. Их собирают в Москве для аудиенции с Владимиром Путиным и получения «ярлыка на княжение» на следующий срок. Это весьма вероятное развитие событий. Печально.
А в Башкирии у нас случилось очередное «кошка из дому, мыши в пляс». В четверг депутаты Госсобрания РБ молча и стремительно подмахнули застройщикам, но, я подозреваю, что в первую очередь – одному конкретному застройщику. Они попросили Госдуму РФ внести изменения в Градостроительный кодекс РФ.
– Законопроектом предлагается дать субъектам Российской Федерации право в отдельных случаях устанавливать плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего физическому или юридическому лицу, – ранее сообщил председатель Государственного Собрания Константин Толкачев. – Речь идет о тех случаях, когда новый вид разрешенного использования предусматривает строительство или реконструкцию объекта капитального строительства.
Тут я вам процитирую оценку Дилары Гундоровой.
– Для несведущих – ВРИ присваивается земле в рамках категории земель (их 7, и у каждой – свой набор использования и свой кодекс) и территориальной зоны по территориальному (генеральному) плану. То есть, например, на землях категории «населенные пункты» при терзоне рекреация-городские леса строить нельзя, максимум парк (такой ВРИ будет). Поэтому, кстати, и стоимость у земельных участков разная (сельскохозяйственные – 5 рублей за квадратный метр, а под многоэтажку и 50 тысяч рублей за квадратный метр может быть). И надо понимать, что есть места, где нельзя строить или даже сеять, поэтому ВРИ участка сегодня можно менять собственнику бесплатно исключительно в рамках терзоны (документ – правила землепользования и застройки, принимается депутатами муниципальных образований). Теперь же, получается, можно взять участок в лесочке (парк Лесоводов, например) по дешевке, и потом за недорого, изменив ВРИ, начать строить. Любое внесение платы, не оспоренное государством, считается согласием. Даже суды ничего сделать не смогут, – рассуждает директор АНО «Информационно-аналитический центр РБ».
В своих рассуждениях чиновница прямо предполагает, что интересантом данных новелл является сам премьер-министр, семья которого владеет крупнейшей строительной компанией «Гранель». Отметим, что в сегодняшнем заседании Госсобрания РБ принял участие Андрей Назаров, однако не выступал и докладов не делал. Спикер Курултая Константин Толкачев сообщил, что предлагаемые изменения норм ГК РФ уже работают в Москве и Московской области. Ранее «Гранель» наибольшие объемы имела именно там, а сейчас активно продвигается в республике.
Вечером того же четверга, снова в здании на Тукаева, премьер-министр РБ Андрей Назаров собрал руководство районных ДРСУ АО «Башкиравтодор». Сняли с поста генерального директора Ильгиза Усманова, который не проработал и полугода, и назначили на два месяца исполняющим обязанности замдиректора по производству Динара Валеева. Появилась версия, что отдать контроль над флагманом башкирских дорожников неким приезжим страстно желает не столько Андрей Назаров, сколько вице-премьер Алан Марзаев. Но, по сути, это не так уж важно. Важны два момента. Первое – людей Хабирова с предприятия вытесняют (Юланов и Усманов). Второй момент, что госпредприятие власти намерены слить. Притом — отдадут вкусные куски в виде карьеров и дорожного строительства. А убыточную тему в виде содержания дорог повесят на бюджет республики.
В тот же четверг каналы, близкие к руководству республики, начали с идиотским злорадством писать вброс от депутата Госдумы РФ Александра Хинштейна о том, что есть планы по деприватизации компании «Уфанет». Мол, некоторые владельцы являются гражданами других стран, а это — стратегическое предприятие. Я ни в каких списках стратегических предприятий «Уфанет» не видел. Хотя на самом деле это очень классная компания. Начиная с нуля они вышли за пределы рынка нашего региона. Это один из немногих башкирских брендов, которым можно гордиться. Это вам не нефтянка, лес или золото. Это новые технологии и инновации. Там очень продвинутые сотрудники и руководство, недаром их постоянно пытаются перетащить в Татарстан.
Именно поэтому злорадство каналов – это идиотизм. Если кто-то из руководителей республики на самом деле желает конца данной компании, то он просто ненавидит собственную республику.
А вот точно ненавидит своих бывших партнеров близкий к властям республики бизнесмен Артур Хазигалеев, который также является совладельцем Уфанета. По некоторой информации, якобы это он написал жалобу депутату Хинштейну и запустил данную волну. Похоже, таким образом он решил увеличить свою долю в компании. Я же задаюсь вопросом, как это он «прошел мимо» уголовного дела по Башспирту, на котором неплохо заработал?
В завершение выпуска отмечу — на момент его вёрстки новостей из Москвы еще не было. Но не удивляйтесь, если вечером в выходные вы увидите кадры встречи Президента и Радия Хабирова.