ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ"
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
- Наверное, у каждого коренного обитателя (я бы даже поумничал, и назвал бы нас "эндемиками") СССР был такой "свой" кинотеатр. Не из тех, куда спешили на громкие премьеры, отстаивая змеившиеся сложносочинённо очереди в кассы. Не из тех, куда надо было "ехать". А - свой, пусть небольшой, кинозальчик - со старыми скрипучими деревянными креслами, в котором вечно шли уже прошедшие "первым экраном" картины, в котором непременно показывали на детских утренниках фильмы по абонементам для соседних школ, в котором знал каждый закуток, куда шёл почти как домой... Сегодня двери одного из таких вновь открыты... Здесь каждый месяц мы будем смотреть старое доброе советское кино, и каждый сеанс будет продлённым: перед показом нам предстоит вспомнить год, когда вышла та или иная лента, обязательно - одну из песен, бывших тогда на слуху, помянуть кого-то, да и просто - поностальгировать. Недаром наш кинотеатр называется "Романтика"
Наш ностальгический кинозал снова распахивает свои двери. Да, стулья - деревянные и скрипучие, широкого формата нет и в помине, занавес, похоже, пыльный, но гаснет свет и магия ушедшей Эпохи захватывает нас...
.. 1974-й! А знаете что... Давайте-ка сегодня отступим от догматики предыдущих сеансов нашего ретро-кинозала, и вспомним всё только самое приятное, светлое и милое из этого года. Такое, знаете ли, «мимими – 1974». Ну её – политику эту, давайте погрузимся в царство трёхкопеечной газировки, солнечного солнца, «мира во всём мире», «я, ты, он, она, вместе – целая страна», и ощущения, что жизнь – прекрасна и навсегда, и нам в ней непременно найдётся очень много места! Как, например, этим выпускникам с довольно взрослыми лицами. Причёски у девушек - даааа...
В 1974-м никому не известная четвёрка шведов с названием из акронима по начальным буквам их имён, выступив на конкурсе «Евровидение» с песней «Waterloo», занимает первое место. Начинается эпоха «аббомании». Непростые даже для европейского уха имена Агнеты Фельтског, Бьорна Ульвеуса, Бенни Андерссона и Анни-Фрид Лингстад знают не все, конечно, но многие. Мужчины спорят – кто симпатичнее: блондинка или брюнетка? Женщины предпочитают Бенни Андерссона, хотя про Бьорна Ульвеуса говорят, что "он – обаятельный". Альбомы выходят почти каждый год, группа не вылезает из мировых турне. Если в советской семье есть пластинка АББЫ, её берегут как величайшую драгоценность, магнитофонные записи с АББОЙ различного качества – отличный фон для приема гостей, танцев и просто – для хорошего настроения.
Во Франции президентом становится Валери Жискар д’Эстен. Почти у каждого советского человека это имя неизменно связывается с «большой дружбой СССР и Франции», и – чисто ассоциативно – с французскими комедиями, которые мы закупали довольно часто. В советских кинотеатрах не протолкнуться в кассы на фильмы с Луи Де Фюнесом, Пьером Ришаром (в прокате 1974 года как раз шёл его "Высокий блондин") и Бельмондо. Несколькими годами позже к ним присоединится четвёрка «Ле Шарло» с "Новобранцами" и "мушкетёрами". Было смешно. Тогда.
Малоизвестной солистке Москонцерта Алле Пугачевой, которую - весьма возможно - скоро придётся писать с обязательным *, на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1974-м году присуждается «утешительное» третье место - вместе с Шайгеном Айрумяном, Борисом Лехтлааном и Сергеем Морозом (кто это???!!!) Первое – за Валерием Чемодановым (а это – кто?) и Ренатом Ибрагимовым (этого – знаем!) На конкурсе она исполняла шуточную песню «Посидим, поокаем». Пройдет всего один год, и после болгарского «Золотого Орфея» за песню «Арлекино» Пугачёва ворвётся в нашу жизнь со скоростью и мощью кометы. Пластинка-миньон с «Арлекино», «Посидим, поокаем» и «Хорошо» - почти в каждой советской семье. В отличие от пластинки АББЫ Пугачёву достать можно.
На так называемых «продлённых» сеансах в советских кинотеатрах – новичок! Помимо обязательных «Новостей дня», «Хочу всё знать", «Фитиля» и тягомотичных документальных фильмов о героях строек и урожая в 1974-м году появляется детский киножурнал «Ералаш». Так как содержание по сути дела навязываемой продленной программы неизвестно никому, каждые новые первые кадры вызывают у зала непроизвольные эмоции: документальные «Новости дня» - недовольные выдохи, «Фитиль» - одобрительный шумок. «Ералаш» воспринимается сперва терпимо, после – примерно как «Фитиль»: пусть будет! И в конце – «папа-падапа! Фьюить!»
Советская мода к середине 70-х годов претерпевает значительные метаморфозы по сравнению с 60-ми. Навсегда уходят зауженные мужские брюки, аккуратные приталенные пиджаки: мужчины теперь носят широченный клёш, пиджаки «разъезжаются» - в ширину и бортами, и удлиняются, увеличиваются в размерах и галстуки.
Цвет рубашки теряет обязательную однотонность, появляются «огурцы», огромные отложные воротники, и даже мода на «расстёгнутость»: волосатая мужская грудь демонстрируется как преимущество – особенно в провинции, где такие пёстрые рубахи носят навыпуск.
У женщин в тоже моде клёш и «лапша» - как кофточки, так и платья. Советский трикотаж – увы – безнадёжно плох, вяжут сами, выкройки достают, ими обмениваются. Хит середины 70-х – «полоска» на всём: жилетах, водолазках, джемперах, платьях. Ворот «хомутом» - особый писк. Обязательный показатель –константа успешности для обоих полов – джинсы, в которые, к сожалению, облачиться всем слоям населения возможности нет
Советские школьники в 1974-м последний год носят полушерстяную серо-сизую форму с однобортным пиджаком на трёх пластмассовых пуговицах. Материал – так себе: брюки уже к вечеру пузырятся на попе и коленях, пиджак – мнется, парится всё это очень туго, быстро начинает лосниться, многие мамы воюют с ненавистной формой чуть ли не каждый вечер.
Актер московского театра Сатиры Андрей Миронов к 1974-му году обретает статус всенародного любимца. Он синеглаз, пластичен, обаятелен и музыкален. Уже вышли «Три плюс два», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Достояние республики» и «Невероятные приключения итальянцев в России». В первые дни января 1975-го – великолепная «Соломенная шляпка», окончательно закрепляющая за Мироновым статус главного комедийного и поющего актера СССР. А ещё через год – на очереди «Небесные ласточки», «Двенадцать стульев» и «Обыкновенное чудо». Миронов нравится вообще всем: пенсионерам, школьникам, женщинам, мужчинам. Если попытаться визуализировать понятие «кумир» - лучше и убедительнее Миронова персоны не найти. Есть, конечно, Высоцкий – но это немного другое. Миронов – универсальнее и «попсовее», то есть – «для всех».
1974-й - год открытия для миллионов советских граждан "Пепси-колы". В Новороссийске открывается первый цех по розливу знаменитого напитка. Цена за бутылку - немаленькая, аж целых 45 копеек. Для сравнения: обычные лимонады стоили 10-15 копеек, "Тархун" и "Байкал" - 20-25 копеек. Все пьют "Пепси" и удивляются, пожимая плечами - ничего особенного, "Байкал" ничуть не хуже. Интересно - а "Кока-кола" - такая же? Доступность капиталистического чуда в СССР стала возможной благодаря президенту PepsiCo Дональду Кендаллу и председателю Совмина СССР Алексею Косыгину, подписавшими в 1972 году п договор о строительстве в СССР десяти заводов по розливу пепси и поставке концентрата напитка. За это СССР предоставил компании монополию на импорт и продажу знаменитой водки "Столичная" в США.
Сегодня шалим и импровизируем, и киносеанс тоже будет отступлением от канонов цикла. Предлагаю забыть про седину и залысины и по-мальчишески «заценить» ещё одно дивное чудо-1974: американский вестерн «Золото Маккены», собравший 63 миллиона зрителей и не уходивший с экранов минимум лет десять. Во всяком случае, его можно было посмотреть ещё в середине 80-х - свидетельствую абсолютно точно. Летом 1985-го, к примеру, картина демонстрировалась в ленинградском Зимнем стадионе.
Цепляющий буквально с первых кадров (в том числе и оригинальной динамичнейшей «титровой» музыкой Куинси Джонса), «Золото Маккены» являл собой «то самое», по чему так скучало всё мужское население СССР со времён «Великолепной семёрки» – настоящий дистиллированный американский вестерн в смеси с головокружительными и смертельно опасными приключениями: шериф, бандиты, индейцы, перестрелки, красивые женщины и золото. Ну и, конечно же, самым офигительным бонусом была песня «Старый гриф-стервятник» - с неслыханным по мощи исполнения и экспрессии вокалом Валерия Ободзинского. Кто после на лицензионных DVD слышал «оригинал» Old Turkey Buzzard – может по достоинству оценить озорное хулиганство и мастерство советских интерпретаторов: в первоисточнике и вокал, да и сама песня – просто дичайшее и скучнейшее «кантри», под которое можно только накачиваться тёплым виски в грязном душном салуне. Давайте вспомним и титры, и Ободзинского!
Актёрский состав «Золота Маккены» - тема отдельная. Блистательны решительно все. Харизматично-невозмутимый в любой ситуации Грегори Пек. Обаятельный злодей Омар Шариф – просто образчик отрицательного персонажа
Белокурая красотка шведского происхождения Камилла Спарв. Восхитительная и порочная Джули Ньюмар. Вырезать сцены с купанием последней дрогнула рука даже у безжалостных советских прокатчиков. Все мальчишки были уверены, что видели у индианки Хешке "что-то"
Представляем прочую развесёлую компанию. Основательный и весьма себе на уме Телли Салавас. Между прочим, в Голливуде - звезда 60-х первой величины!
Старый знакомый по «Великолепной семерке» Илай Уоллак - там он был бандитом Калверой. А уж когда в СССР началась эпоха видео, мы заприметили Уоллака в "Плохом, хорошем, злом"
Тед Кессиди – мрачный и смертельно опасный индеец Хачита.
Все они мастерски и легко вовлекают зрителя в стремительный событийный круговорот, из которого тебе уже не вырваться до финальных титров двухчасового (почему не больше, а?!) действа. «Золото Маккены» - это такой духоподъемный завораживающий аттракцион для «мальчиков» всех возрастов – от подростков до зрелых мущщин, нечто вроде «американских горок». Несколько позднее мы познакомились с примерно аналогичным построением фильма-киноаттракциона, в котором «всё время что-то происходит» - серия про Индиану Джонса, в особенности «Храм Судьбы».
Сегодня чисто ощущенчески «Золото Маккены» вспоминается как ещё один Подарок Детства – что-то «оранжевое», яркое и вкусное – как лимонад «Буратино» или впервые попробованный в том же году в аэропорту Владивостока салат из кальмаров. Кто-то скажет - "так себе кино", Голливуд выдавал и получше. Не спорю. Но одно знаю наверняка: вся эта гремучая смесь - и АББА, и "Ай, хорошо", и рубахи в огурцах, и Миронов, и "Золото Маккены", которое непременно надо было смотреть в широкоформатном варианте (так-то эпичнее!)... Всё это оставило какое-то приятное осязаемое послевкусие - вроде маминых блинчиков с мясом, подобных которым уже не ел никогда, да и наверняка не поем.
В нашем кинозале зажигается свет. Не торопитесь покидать его - и 1974 год. Что бы нам такого послушать на прощанье? После Ободзинского-то?.. А пусть это будет... пожелание: и вам, уважаемый читатель, и всем нам. Замечательный Юрий Гуляев и его "Желаю вам"! Пусть вас не смущает цифра на видеозаписи "1979". Песня авторства самого Гуляева на стихи Роберта Рождественского на самом деле написана именно в 1974-м.
В следующий раз абонемент в "Кинотеатр повторного фильма" "Романтика" ждёт нас в июле. И я понятия покамест не имею, в какой год и на какую картину нам предстоит попасть, но надеюсь, мы непременно соберёмся как минимум в прежнем составе.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Всё самое любопытное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE