Найти тему
Морская черепаха

Дневниковая запись как метод рефлексии

Отзыв на книгу Валерии Жуковой "Три кита непонимания"

-2

Сложно оценивать текст, так как он мало похож на то, с чем мы обычно сталкиваемся или готовы вообще столкнуться. Это не нонфик, но и не художественное произведение с единой сюжетной линией, к которому мы привыкли. Автофикшен (на стыке фантазии и реальных событий из жизни автора)? Склоняюсь, что да.

-3

Практически каждая часть представляет собой разрозненную мозаику из детства, школы, места обитания, профессионального выбора, дальнейшей работы, близких людей. Это как яркие вспышки засыпающего человека: «завтра отчет сдать», «забрать из химчистки пальто?», «какая шапочка была на девушке в метро, надо такую же посмотреть», только вместо этих мелких бытовых дел – образы нетерпимых одноклассников или события, показывающие недоброжелательность столичного народа. Нет какой-то явной протянутой нити: «буллинг в школе» - «неумение доверять людям во взрослой жизни» или «отсутствие педагогического таланта у родителей» - «нежелание иметь детей». Нет, главы совершенно для меня бессистемны и напоминают если не рефлексию, то разговор с психотерапевтом, но без вставок от оного. Как я это вижу: «Какие у вас отношения с семьей?» - и глава о том, как мало воспоминаний о родительнице (почему? Она ушла? Умерла?), «Какие эмоции вы испытываете, вспоминая детство» - отвращение и детские кошмары, «Расскажите о кошмарах подробнее?» - и обезьяны, крысы, страшные женщины… "Какая эмоция преобладает на данный момент?" - и об эмоциях. Это нормальный формат для разговора, но на письме хочется структуры, почему мы переходим из точки такой-то в другую. Какие-то связи, а не только сыплющиеся из рога изобилия образы.

-4

Это мне напоминает внутренний разговор, где человеку из вне нет места, даже если его пустили. Но не внутрь, а лишь на порог. И тот, окидывая взглядом, пытается разобраться, погрязая в неприглядных углах, которых в помещении не четыре, а множество. Ощущение одиночества в школе, инаковость даже в маленьком городке (внешне/социально), желание отгородиться от малой родины, несмотря на то, что она все равно остается в сердце и с пониманием, что большой город, сменивший маленький, не протягивает руку и не сжимает в объятиях.

-5

Возможно, это терапевтические дневниковые записи, где герою если не полностью дают собственное авторское я, то наделяют большинством своих черт (каков процент правды/фантазии...?). Повествование топкое, липкое, будто соприкасаешься с чьей-то депрессией или тем, кто буквально на грани. Я буду рада, что если это не так и во мне нет никаких задатков психолога, выявляющего истинные проблемы. Иначе я бы точно не спала после прочтения, копаясь в созданном ощущении больше времени, чем это ушло даже на само прочтение.

-6

Без начала и конца. Серединная мысль, оголенный нерв. Если бы всё же мелькала единая сюжетная линия (я, в принципе, могу представить общий портрет персонажа и его окружения, но связующей нити меж глав я не наблюдаю все равно; может быть эта нить подразумевалась, но для рядового читателя она совсем не очевидна), то какой бы интересной вышла история в жанре магического реализма! Не Павич, безусловно. Но Милорад – он вообще уникален. И если я хотя бы вижу/ощущаю намеки того восторга, который охватывает меня при чтении книг сербского автора, то это уже дорогого стоит. Но здесь и не было, я так понимаю, самой цели воплотить что-то художественно естественное для восприятия стороннего наблюдателя. Оно написано просто потому...что не могло быть не написано.

-7

п.с.: Если автор прославится иными книгами, то «Три кита» станут ценны именно тем, что можно будет заглянуть в душу автора в некий период. А для читателя-фаната такие истории – мост между собой обыденным и недосягаемым мэтром, когда он…здесь, рядом, полностью обнажает себя словесно. Но и тогда, считаю, необходима некая структура, более податливая для восприятия, направленная не внутрь, а во вне.

п.с.2: пока вижу не упорядоченные книги с событиями прошлого, а шкаф, который покосился от тяжести, из-за чего все книги свалились и открылись на разных страницах, что-то в начале, что-то в самом конце, что-то - на иллюстрации, без всякого текста, где считываешь лишь образ, эмоцию, ощущение. /Для меня даже после финальных слов не ясна аудитория, к которой обращается автор. Знакомые в реальности? Возможно, прочитав, они переосмыслят свой контакт с автором и взглянут на него под другим углом. Или любые потерянные души с травмами детства или не нашедшие себя в жизни? Потому что обыденному читателю, не имеющему за спиной попыток рефлексии из-за мешающих жить проблем - текст будет казаться сумбурным./

Смело, со множеством интересных метафор, хорошим грамматическим оформлением, но... не решусь рекомендовать тем, кто не находится в той же рефлексичной плоскости и не пытается выудить корень проблем с помощью себя самого или специалистов.
Не решусь рекомендовать тем, кто за плечами имеет большой жизненный опыт.
Чтобы быть в тандеме с "Китами", вам должно быть около 20
( +- несколько лет), и тогда-вполне возможно!-вы найдете здесь те мысли, которые роем не дают спать по ночам. Эти мысли, которые вам неловко или страшно признать, уже написаны.
И может быть, вам станет легче, что вы не одни в этом странном и безумном мире.