#геостратегия
Можно долго обсуждать принадлежность южного материка в разрезе международного права, но единое и признаваемое всеми понимание отсутствует, зато есть очень значительный и привлекательный объем ресурсов в недрах. Наивно полагать, что некая «нарезка претензий» (см. рисунок) станет реальностью, что бы при этом не говорили и не думали её бенефициары. В чем-то это подобно попыткам занять очередь в предыдущий день, составить списки, а утром удивляться, почему вновь пришедшие организовали «живую очередь» заново.
Историческое отсутствие чётких претензий СССР и США было из-за неготовности за него воевать в тот момент и согласии на сохранение нейтрального статуса континента. Если баланс будет нарушен, то пользуясь правом первооткрывателя, наличием полярных баз, да и просто «чувством справедливости», количество заявок от разных стран вырастет в разы. Каждый участок будет оспариваться несколькими странами, закрывая перспективы мирного и дипломатического консенсуса.
В подобных по ценности геополитических спорах доминирует принцип «права силы». Если бы участники обладали консенсусом и перевесом, они могли бы выступить единым фронтом и диктовать свои условия остальному миру, но ничего подобного нет. Любые попытки волюнтаристски решить вопрос приведут к выдвижению требований со стороны России, США и т.д. на большую часть материка. Заявки будут конфликтовать и полностью перекрывать уже имеющиеся, повторяя сюжет борьбы за Южно-Китайское море, но в много большем масштабе. В любой момент какая-нибудь крупная страна, без учета мнения которой консенсуса не будет, может выйти из соглашения и заявить о верховенстве иных принципов деления.
Если в середине XXI века в мире будет новый глобальный миропорядок, то гегемон просто заморозит ситуацию или создаст такой статус, что любые формы хозяйствования будут возможны лишь при его прямом согласии, т.е. о всех текущих раскладах можно будет забыть. В случае торжества Мира панрегионов, инерционный, наиболее вероятный сейчас сценарий, основные мировые игроки договорятся о разделении, полностью игнорируя текущие рисунки, или, понимая недостижимость консенсуса, продлят мораторий, всё так же игнорируя заявки и мечты. При всей соблазнительности, одна лишь Антарктида не стоит запуска мировой войны, а остальные противоречия будут по большей части решаемы.
Если будет Многополярный мир (крайне маловероятно), с множеством игроков сопоставимого уровня, то нейтральный статус безуспешно попробуют продлить. В этом случае всегда найдутся страны, уверенные в своём праве и безнаказанности, которые расставят граничные столбы и начнут освоение природных ресурсов. В ответ на это остальные начнут демонстративно делать тоже самое, игнорируя чужие претензии. В этом случае Антарктида испытает множество мелких стычек, саботажа и аварий в рамках затяжных конвенциональных противоборств.
При погружении мира в катастрофу и перехода к сценарию Тёмные времена, даже у крупнейших и сильнейших стран не будет возможности для освоения Антарктиды, что естественным образом подвесит неопределённый, нейтральный статус континента. Наиболее вероятный вариант – распад мира на панрегионы, с серией конвенциональных войн и разделом Антарктиды на неформальные зоны влияния, согласно фактическому контролю, ну а остальные смогут продолжать мечтать о гигантских территориях и рисовать их на своих внутренних картах.
И, да, технологии развиваются, жду рождение первого ребенка в Антарктиде, который будет объявлен коренным, местным жителем, после чего от его имени провозгласят независимость Антарктиды, более чем аргумент…))
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3480
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей