С детства нам все твердят: надо писать без ошибок. Но одно дело — диктант в школе, и другое — дружеское общение в интернете. Здесь же полная свобода! Стоит ли заморачиваться с правописанием? Конечно. Ошибки в тексте отвлекают внимание от содержания и могут создать негативное впечатление об авторе. В этой статье мы кратко расскажем, почему это так устроено.
Неграмотность влияет на восприятие автора его аудиторией
Статьи с грубыми ошибками, видео с опечатками в описании и субтитрах воспринимаются пользователями с неодобрением — и это подтверждается исследованиями. В одном эксперименте студентам дали прочитать эссе с ошибками и без, а потом устроили опрос. В итоге авторов эссе с ошибками студенты охарактеризовали как людей с низким интеллектом. Другой эксперимент провели со школьниками, которым дали прочесть сочинения с разным количеством ошибок. Была выявлена закономерность: чем больше ошибок, тем меньше нравилась работа.
Согласно опросу в России, 78% людей замечают ошибки и реагируют на них, причём чуть больше половины (53%) готовы сделать замечание и поправить автора. Также 15% респондентов отметили, что ошибки их очень раздражают.
Растут и требования к грамотности блогеров в сети, особенно если его блог позиционирует себя как экспертный. Об этом говорит доцент МГУ, член Орфографической комиссии РАН, пользователь Дзена Наталья Николенкова:
«По моим наблюдениям, требования читателей к уровню грамотности блогеров очень высокие. Часто грамотных авторов благодарят за хороший русский язык, других критикуют за ошибки, недоумевая, как можно в статье про школу пропустить 5 запятых и написать „борщь“. Читатели тоже стараются показывать достойный уровень грамотности в своих комментариях».
При этом канал с грамотным языком:
- воспринимается более позитивно. Или как минимум без лишнего негатива.
- доносит информацию более ясно. Одна вовремя поставленная запятая сразу даёт понять, казнить или помиловать.
- держит фокус читателя. Если человек обращает внимание на мягкий знак там, где должно быть «-тся», на мысль автора внимания уже не остаётся.
Ошибки плохо влияют на SEO-оптимизацию
Поисковые алгоритмы оценивают не только объём, полезность текста и охват заявленной темы, но и то, насколько грамотно он написан. Чем больше в тексте орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, тем меньше шансов, что он окажется на первых строчках поисковой выдачи. Поэтому старайтесь проверять написание брендов, закрывающие запятые во вводных конструкциях, соблюдайте правила современного русского языка.
Как писать грамотнее?
📌 Больше читайте. Чем чаще мы видим слова перед глазами, тем вероятнее напишем их правильно. Чтение поможет, если у человека хорошая зрительная память. В обратном случае не помогут даже тысячи прочитанных книг.
📌 Используйте сервисы по проверке орфографии. Выбирайте сервисы на свой вкус: «Орфограф», text.ru, orfogrammka.ru, orfo.ru, glvrd.ru. Все они работают примерно одинаково — указывают на ошибки и поясняют, что и почему написано неправильно.
📌 Установите расширение для браузера — например, Yandex Spell Checker или LanguageTool (последний можно встроить в LibreOffice, Google Docs, Microsoft Word).
📌 При затруднениях заходите на «Грамоту.ру» — там собраны все каверзные случаи, с которыми можно столкнуться при написании текстов.
📌 Тренируйтесь решать задачки на орфографию в мобильных приложениях — например, в бесплатных версиях «Грамотей!» (iOS, Android), «Орфография» (Android) или «Отличник по русскому» (iOS).