Найти тему
Учитель на пенсии

Учимся быть волшебниками (Урок в 5-6 классах)

Подобные задания можно практиковать в семейном воспитании для развития творческих способностей ребёнка.

1. Показываем предмет (карандаш, линейка, расчёска… – любой).

-Что это?

-Для чего он служит?

-А что ещё можно делать с помощью этого предмета?

-А теперь вопрос потруднее: для чего служит искусство?

-Послушайте одно стихотворение:

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

(И. Токмакова. "Крокодилы")

-Что с вами сделала И. Токмакова при помощи этого стихотворения? Что произошло с вами, когда вы дослушали стихотворение до конца.

-А теперь еще одно стихотворение:

Я ненавижу Тарасова:
Он застрелил лосиху.
Я слышал, как он рассказывал,
Хоть он говорил тихо.
Теперь лосёнка губастого
Кто же в лесу накормит?
Я ненавижу Тарасова.
Пусть он домой уходит! ((И. Токмакова.)

- А что сейчас произошло с вами?

-А теперь сделайте общий вывод: что может искусство (ведь стихотворение – это тоже искусство)?

//Передаёт состояние и создаёт настроение, влияет на чувства

Следовательно, поэты – немножко волшебники, которые могут заставить нас грустить или радоваться.

2. Такой же силой волшебников обладают и художники.

Перед вами несколько пейзажей.

В. Юшкевич "Ночь", И. Левитан "Над вечным покоем", И. Шишкин "Утро в сосновом бору",          И. Айвазовский "После бури"
В. Юшкевич "Ночь", И. Левитан "Над вечным покоем", И. Шишкин "Утро в сосновом бору", И. Айвазовский "После бури"

-Определите, о каком из них можно сказать:

мрачный?

спокойный?

весёлый?

таинственный?

-Как вы думаете, с помощью чего художники создают настроение?

-Перед вами табличка с различными цветами.

-3

Попробуем определить, какой «характер», какое «настроение» у этих цветов?

-Какие из них весёлые?

сердитые?

печальные?

-Какой цвет нужно добавить к синему, чтобы он стал более тревожным?

-А как успокоить слишком бурное веселье красного?

//Вы, оказывается, тоже волшебники,

потому что можете увидеть в красках настроение.

Для этого нужно обладать фантазией.

3. Посмотрите, какие красивые куклы перед вами.

-4

-А какая из кукол сможет развеселить своих подруг? Что показывает её весёлый, неунывающий характер?

-А какую из кукол труднее всего будет заставить улыбнуться? Почему?

4. Настоящему волшебнику, настоящему художнику мало увидеть необычное в обычном, нужно уметь это необычное выразить, передать.

С помощью чего писатель воздействует на нас?

- В речи кольских поморов есть слова, которые обозначают качества людей, служат характеристикой. Например, словом «щекобойка» называют говорливую женщину. Перед вами 2 ряда слов:

1) беспелюха, гамило, гмыза, непоряха, капостун

2) баской, учливый, раздушечка, чистотка, смеляк

Попробуйте угадать, в каком ряду – обидные прозвища.

Встаньте те, кто считает, что в первом.

А кто считает, что во втором?

Как вам удалось определить?

Вы умеете чувствовать слово: вы волшебники.

-Теперь попробуйте из всего вашего словарного состава отобрать слова:

-колючие

-весёлые

-торжественные

-быстрые

5. Вы прекрасно справились со всеми этими заданиями. А теперь последнее задание, но оно самое трудное.

Вы должны описать горбушку хлеба, но

1 вариант описывает её с точки зрения проголодавшегося, только что вернувшегося с холода домой человека.

2 вариант: те, кто недавно пообедал да ещё попил чаю с тортом.

//Выполнение задания и проверка

Вы сегодня хорошо поработали:

для того чтобы быть волшебником (как мы назвали мастеров искусства), нужно обладать фантазией, большим воображением и уметь пользоваться языковыми средствами, если это писатель, тщательно отбирать нужные слова. Но это ещё далеко не всё. Мы продолжим наши занятия, чтобы не оказаться в роли волшебника – недоучки, о котором поётся в песне А. Зацепина и Л. Дербенёва (прослушивание записи песни).

Для справки:

1) беспелюха (неумелая женщина), гамило (крикливый человек), гмыза (плакса), непоряха (неряшливый), капостун (тот, кто причиняет вред)

2) баской ((красивый), учливый (вежливый) раздушечка (о любимом человеке), чистотка (опрятная женщина), смеляк (смелый человек)