Подобные задания можно практиковать в семейном воспитании для развития творческих способностей ребёнка.
1. Показываем предмет (карандаш, линейка, расчёска… – любой).
-Что это?
-Для чего он служит?
-А что ещё можно делать с помощью этого предмета?
-А теперь вопрос потруднее: для чего служит искусство?
-Послушайте одно стихотворение:
Прошу вас, не надо съезжать по перилам,
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
(И. Токмакова. "Крокодилы")
-Что с вами сделала И. Токмакова при помощи этого стихотворения? Что произошло с вами, когда вы дослушали стихотворение до конца.
-А теперь еще одно стихотворение:
Я ненавижу Тарасова:
Он застрелил лосиху.
Я слышал, как он рассказывал,
Хоть он говорил тихо.
Теперь лосёнка губастого
Кто же в лесу накормит?
Я ненавижу Тарасова.
Пусть он домой уходит! ((И. Токмакова.)
- А что сейчас произошло с вами?
-А теперь сделайте общий вывод: что может искусство (ведь стихотворение – это тоже искусство)?
//Передаёт состояние и создаёт настроение, влияет на чувства
Следовательно, поэты – немножко волшебники, которые могут заставить нас грустить или радоваться.
2. Такой же силой волшебников обладают и художники.
Перед вами несколько пейзажей.
-Определите, о каком из них можно сказать:
мрачный?
спокойный?
весёлый?
таинственный?
-Как вы думаете, с помощью чего художники создают настроение?
-Перед вами табличка с различными цветами.
Попробуем определить, какой «характер», какое «настроение» у этих цветов?
-Какие из них весёлые?
сердитые?
печальные?
-Какой цвет нужно добавить к синему, чтобы он стал более тревожным?
-А как успокоить слишком бурное веселье красного?
//Вы, оказывается, тоже волшебники,
потому что можете увидеть в красках настроение.
Для этого нужно обладать фантазией.
3. Посмотрите, какие красивые куклы перед вами.
-А какая из кукол сможет развеселить своих подруг? Что показывает её весёлый, неунывающий характер?
-А какую из кукол труднее всего будет заставить улыбнуться? Почему?
4. Настоящему волшебнику, настоящему художнику мало увидеть необычное в обычном, нужно уметь это необычное выразить, передать.
С помощью чего писатель воздействует на нас?
- В речи кольских поморов есть слова, которые обозначают качества людей, служат характеристикой. Например, словом «щекобойка» называют говорливую женщину. Перед вами 2 ряда слов:
1) беспелюха, гамило, гмыза, непоряха, капостун
2) баской, учливый, раздушечка, чистотка, смеляк
Попробуйте угадать, в каком ряду – обидные прозвища.
Встаньте те, кто считает, что в первом.
А кто считает, что во втором?
Как вам удалось определить?
Вы умеете чувствовать слово: вы волшебники.
-Теперь попробуйте из всего вашего словарного состава отобрать слова:
-колючие
-весёлые
-торжественные
-быстрые
5. Вы прекрасно справились со всеми этими заданиями. А теперь последнее задание, но оно самое трудное.
Вы должны описать горбушку хлеба, но
1 вариант описывает её с точки зрения проголодавшегося, только что вернувшегося с холода домой человека.
2 вариант: те, кто недавно пообедал да ещё попил чаю с тортом.
//Выполнение задания и проверка
Вы сегодня хорошо поработали:
для того чтобы быть волшебником (как мы назвали мастеров искусства), нужно обладать фантазией, большим воображением и уметь пользоваться языковыми средствами, если это писатель, тщательно отбирать нужные слова. Но это ещё далеко не всё. Мы продолжим наши занятия, чтобы не оказаться в роли волшебника – недоучки, о котором поётся в песне А. Зацепина и Л. Дербенёва (прослушивание записи песни).
Для справки:
1) беспелюха (неумелая женщина), гамило (крикливый человек), гмыза (плакса), непоряха (неряшливый), капостун (тот, кто причиняет вред)
2) баской ((красивый), учливый (вежливый) раздушечка (о любимом человеке), чистотка (опрятная женщина), смеляк (смелый человек)