Казаки на земле Ермаковской
История становления села Новополтавка
Невозможно переоценить значимость истории. А история малой родины для каждого человека - это история целого мира, который окружал его с рождения.
На территории Ермаковского района есть живописное село Новополтавка, происхождение которого удивительно и своеобразно.
Юлия Александровна Гетт и Андрей Васильевич Логинов, преподаватель истории, в 2005 году провели интереснейшее исследование по становлению села. Работа написана по материалам Государственного архива Красноярского края (ГАКК). Источники архивного фонда 160, опись I № 1128, представляют собой материал, состоящий из увольнительных свидетельств, справок ревизской сказки, а также списков самих переселенцев.
В истории XVIII – XIX веков основную массу переселенцев составляли государственные крестьяне. Большинство из них были середняками, имевших опыт устойчивого хозяйствования, людьми трудолюбивыми и настойчивыми. За 5-10 лет проживания в Сибири переселенцы «обрастали» крепким, устойчивым подворьем.
Вплоть до конца XIX столетия переселенцев именовали самоходами, так как до постройки железной дороги добирались сюда пешком или на лошадях.
Исследования показали, что 61% крестьян засылали в Сибирь ходоками. В 80-е годы XIX столетия прошла реформа переселенческого курса, где предлагалось переселяться в Сибирь и на Дальний Восток.
Из исторической справки ГАКК установлено, что на основании закона I отдела за № 426 от 13 июля 1889 года казённая палата выступила с проектом от 13 октября 1893 года за № 8734 об образовании в Минусинском округе Ермаковской волости переселенческого Караульного участка, названного деревня «Новополтавская».
По распоряжению Енисейской казённой палаты землеустроителем Зулундевичем было выдано по плану 4896 десятин земли, из них удобной - 4534 десятины.
На основании переселенческого дела было установлено, что потоки переселенцев из Полтавской губернии, Кременчугского уезда, Малозеевской волости шли из разных переселенческих пунктов: Ачинский, Каннский, Абаканский, Томский. И уже в Минусинске формировались для отправки на участок «Новополтавский».
Первый поток поселенцев составлял 23 семьи. На каждого взрослого государство выделяло 15 десятин земли и освобождало на три года от налогов.
С 1895 по 1898 годы велась повторная ревизия переселенцев, которые прибыли позднее уже на обжитое место. Новосёлы ехали из разных губерний: Киевской, Вятской, Курской, Екатеринбургской, Смоленской; из разных сёл: Шушвановка, Пугачёвка, Прохоровка, Лебеховка, городов: Гроднинск, Великий Устюг.
Они-то и сформировали второй поток переселенцев, которые по социальному происхождению являлись кулаками и крестьянами. И, что характерно, число казаков превышало число крестьян. Рассматривая ревизские сказки переселенцев деревни Новополтавской за 1895 год, можно сделать вывод, что некоторые из них возвращались обратно на Родину.
Из документов известно, что путь до Енисейской губернии пешком занимал от трёх до семи месяцев, на транспорте - гораздо быстрее.
Вспоминает Андрей Романович Долгополов:
- Помнится дорога из Украины в Сибирь. До Тюмени ехали поездом в теплушках, через Волгу - на пароходе.
В Тюмени купили коней, телеги и поехали по Сибири. Железная дорога только строилась.
Ехало нас сразу 50 семей, но многие из них отправились по дороге на Барнаул.
Кулаки и зажиточная часть населения сибирских деревень были враждебно настроены против нас, переселенцев. Всякое говорили. Говорили, что заразные и несём страшные болезни - чуму и холеру. Заехать в деревню было нельзя, так как кулаки выставляли посты из сильных мужчин. Это был самый тяжёлый, страшный путь. Женщины и дети с голоду пухли. Но, как бы ни было трудно, а до Минусинска доехали.
Иногда шли с остановками на зиму, чтобы подзаработать и двигаться дальше. Чтобы двинуться в путь, оформлялись увольнительные свидетельства, где указывали социальный статус, количество человек в семье и собственность.
Так, для семьи из шести человек, требовалось в дорогу около 200 рублей. Деньги набирали за счёт тайной продажи дома, «своей» земли, скота, за счёт сбережений. Только в 1893 году правительство стало выдавать на обзаведение хозяйством ссуды до 100 рублей, но только в том случае, если прибыл переселенец на место.
Как отмечает землеустроитель Зулундевич в своем ревизионном списке за период 1893-1894 годы, переселенцы деревни Новополтавской освоили угодные земли, заготовили лес для строительства домов и построили временное жилище в виде землянок.
Землянки, высотой в два аршина, рыли в косогоре. А на следующий год, при разливе реки Кебеж, чуть не погибли. Спаслись на бугре и стали делать новые жилища - глинобитные дома.
Значительно облегчило положение переселенцев освобождение от государственной повинностей в первые три года проживания в Сибири и сокращение на 50% ещё на три года (стали платить по 3-5 рублей, а кто позажиточнее - 10 - 12 рублей), освобождение от рекрутской службы.
Первое время казакам-переселенцам приходилось арендовать земли у солбинских крестьян и, как правило, они требовали высокий процент.
Жители с Полтавской губернии создавали в корне свою самостоятельную деревню с сохранением не только сельской общины на первоначальном этапе обустройства, но и той культуры, которая существовала на Украине.
Они привезли улучшенные навыки огородничества и садоводства, пчеловодства, новые ремёсла. Переселенцы занимались охотой на мелкого зверя, рыболовством, собирательством грибов, ягод, лекарственных трав.
Зимой девушки собирались в одной избе и пряли, и ткали на станках, изготовленных мужчинами. Из сотканного полотна шили одежду, на которой вышивали красивый узор.
Старики занимались плетением корзин, соломенных шляп, называемых «брылями». Плели короба для саней, которые тоже изготавливали вручную вместе с упряжью.
Поселенцы жгли известь, гнали дёготь на местах и возили на рынок. Ещё жители делали древесный уголь из больших кусков берёзы. Он изготавливался таким способом: копали яму, укладывали в неё березу, зажигали и зарывали землёй. Через некоторое время получался уголь.
Особую роль переселенцы сыграли в развитии животноводства в Сибири. Так, старожилы сёл: Солба, Ермаковское, Мигна перенимали опыт содержания скота и вспашки земель.
В Енисейской губернии для переселенцев создавались бесплатные столовые и больницы.
За счёт средств переселенческого управления в деревне Новополтавской в 1903 году построена двухклассная школа и молебный дом, который относился к солбинскому приходу.
Здание школы состояло из двух половин: в одной - класс, а в другой - квартира учителя (первым учителем был Макаров Александр Маркелович). Из квартиры учителя был прямой ход в класс. К этому зданию впоследствии дважды делали пристройку.
Чиновники особых поручений при Енисейской казённой палате отслеживали судьбу каждого переселенца и отмечали всех убывших и вновь водворённых на участок деревни Новополтавской. Они отмечали, что этот участок был широко известен среди переселенцев из Украины.
В течение 1894-1895 годов 55 семей просилось отправить их на оговорённый участок.
За 1906-1916 годы благосостояние и положение переселенцев улучшилось. Об этом свидетельствуют и статистические данные: по первой Российской переписи 1897 года в деревне Новополтавской Ермаковской волости насчитывалось 64 подворья и проживало 334 мужского населения и 171 женского населения (395 человек). В 1911 году число дворов составило 125, мужского населения 419 человек, женского 343 (данные взяты из Минусинского архива).
В деревне Новополтавской основную массу составляли середняки, по социальному происхождению - казаки. Как правило, это была обычная семья из 4-6 человек, у которой было 1-3 наёмных работников. Из ревизионных документов известно, что в среднем доход составлял от 550 до 900 рублей.
В сибирской глубинке жители деревни Новополтавской не имели возможности сбыта хлеба, но в начале XX века появились хлебозаготовительные пункты, которые позволили расширить хлебные посевы.
Переселенцы принесли с собой элементы новой культуры, разговорной речи, традиций бытовой и религиозной жизни.
Деревня приобретала статус села, если в ней отстраивалась и освящалась церковь. В 1926 году Новополтавка стала селом: был освящён молебный дом.
Раскрыв некоторые нюансы образования села, мы показали его историю как часть истории всей нашей страны.
Юлия Гетт,
Андрей Логинов
Список переселенцев 1893 года в составе 23-х семей по свидетельству архивного документа ГАКК:
1. Чихало Иван Михайлович - происхождение неизвестно
2. Рец Павел Степанович - крестьянин
3. Роговой Степан Григорьевич - казак
4. Шевченко Степан Семёнович - казак
5. Онипко Никита Петрович - казак
6. Копылов Петр Исаакович - казак
7. Довгоповый Роман Трофимович - крестьянин
8. Синеокий Семён Степанович - казак
9. Михайликов Амвросий Степанович - казак
10. Магеря Иван Григорьевич - казак
11. Печёный Анисим Моисеевич - крестьянин
12. Магеря Кондратий Максимович - казак
13. Пономаренко Даниил Федотович - казак
14. Довгоповый Николай Сергеевич - крестьянин
15. Рясик Павел Трофимович - крестьянин
16. Циповяз Николай Иванович - рекрутский казак
17. Василенко Максим Акимович - рекрутский казак
18. Левочко Осип Яковлевич - казак
19. Довгоповый Федор Сергеевич - крестьянин
20. Лабусь Давид Петрович - казак
21. Придава Никита Иванович - происхождение неизвестно
22. Юхно Филипп Семенович - крестьянин
23. Вермеников Гурий Никитич – казак
Страницу подготовила Юлия Бланк