Мир науки принято считать мужским и женщины долго не могли попасть туда. Но уже в советское время у женщин появилась возможность получить хорошее образование и покорять науку наравне с мужчинами. Сегодня мы расскажем об одной великой изобретательнице - Межлумовой Анне Ильиничне. Эта, с виду хрупкая женщина, подарила стране высокооктановый бензин, благодаря которому сейчас передвигаются все автомобили.
Биография
Анну Ильиничну ждала тяжелая судьба. Она родилась на Кубани в 1914 году и пережила три войны - две мировые и одну чеченскую. С детства Анна мечтала быть учителем и даже подала документы в педагогический ВУЗ. Но отец девушки был нефтяником и поэтому её направили в Грозненский нефтяной институт. Да и мужа она выбрала из представителей этой профессии. К сожалению, в любви она быстро разочаровалась. И решила посвятить свою жизнь науке и сыну Борису.
Вплоть до 1950-х годов, Анна Ильинична работала в лабораториях и стала автором 24 патентов в области синтетических масел и нефти. А в 1954 году она защитила диссертацию и осуществила свою мечту, занявшись преподаванием в своем альма-матер – Грозненском нефтяном институте. До 80-ти лет Анна работала там, занимаясь новыми исследованиями и вдохновляла своих студентов.
Но в начала 1990-х годов началась чеченская война и Анна Межлумова была подвергнута новым испытаниям. Её дом был полностью разрушен, а сын Борис получил серьезную травму во время бомбежек. Анне в возрасте 80-ти лет пришлось бросить всё и бежать с семьей в Воронеж, но там они пробыли недолго. В итоге великая изобретательница больше десяти лет, до самой смерти прожила в маленькой комнате общежития города Волгодонск.
Изобретение высокооктанового топлива
После окончания учебы Анна Межлумова устроилась в лабораторию на предприятие, которое производило масла. Вторую мировую она встретила, работая там, и все годы войны завод продолжал работать. Весь город Грозный фашисты бомбили, но предприятия обходили стороной, надеялись после захвата оставить себе. В итоге Анне поручили подготовку к эвакуации завода на Урал.
Весной 1945 года от самого Сталина вышел приказ: освоить и наладить производство высокооктанового топлива на катализаторах.
– Пока не получится, в Москву не возвращайтесь! - приказал Иосиф Виссарионович.
Для этого была собрана группа ученных, которую возглавила Анна Межлумова. Вся основная работа происходила в её лаборатории, женщина с утра до ночи проводила на работе, не снимая тяжелого брезентового фартука. Именно в этой лаборатории в итоге ученым удалось создать формулу бензина с октановыми числами 76, 95 и даже 100. Вот так СССР и получил свой заказанный ранее настоящий бензин. После этого ее стали звать “Королевой бензоколонок”.
Влияние изобретения на мир
Как раз в 1960-х годах в Советском Союзе произошел значительный скачок в нефтегазовой промышленности. В различных областях страны были открыты новые месторождения нефти, из-за чего добыча и производство нефтепродуктов увеличилась.
Высокооктановый бензин АИ-76 появился на бензоколонках страны в 1963 году. Это была первая марка бензина, которая соответствовала всем международным стандартам. Она пользовалась большой популярностью у водителей легковых машин и мотоциклов.
Позже стране пришлось перейти на более экологичную марку АИ-80. Он содержал в себе меньше вредных веществ, которые могли негативно повлиять на окружающую среду и здоровье людей.
Дальше, в зависимости от потребностей страны разрабатывались и другие марки. такие как Аи-91 и Аи-93. В настоящее время они уже не используются, но были самыми популярными марками в Советском Союзе.
В 1970-х годах вышел в продажу АИ-95 и считался премиальным горючим. По сей день эта марка одна из самых популярных во всём мире.
Все вышеперечисленное развитие топливной индустрии было возможно, лишь благодаря формулам выведенным командой Анны Межлумовой. Именно из-за их кропотливой работы миллионы автомобилей по всей стране могут передвигаться.
Медали и награды Анны Межлумовой
- Медалью “За оборону Кавказа” отметили Анну за героизм и стойкость проявленные во время атаки на г. Грозный.
- Награждена золотой медалью ВДНХ за открытие формулы высокооктанового бензина.
- И за все свои достижения в науке получила золотую медаль “За успехи в народном хозяйстве СССР”.
Но главным богатством женщины были вовсе не медали. Анна была автором 24 патентов на изобретения, но часть пропали во время второй мировой войны, а часть во время чеченской.
Медали Анна Ильинична хранила в шифоньере, в память о своих заслугах.
Старость и жизнь Анны после чеченской войны
Женщина вспоминала годы чеченской войны со слезами на глазах. Анна со своими подругами обещали друг другу встречаться каждую субботу, но из-за войны они разъехались по разным уголкам страны. Грозненский нефтяной институт, который пережил Великую Отечественную войну, в этот раз был разрушен бод бомбежками. Многие русские бежали из города. Новый 1995 год им с сыном пришлось отмечать под лестницей своего дома - это было самое безопасное место. В квартире не было ни тепла, ни света, а еду приходилось готовить на костре. Война оставила свой серьезный отпечаток на ее сыне. При взрыве он получил серьезную травму, которая навсегда сделала его инвалидом. И всё же переезд из родного Грозного дался женщине нелегко. Им пришлось бежать, оставив всё. Первыми вывезли внучку Яну и маленького правнука Эдика. Затем Анна с сыном взяли с собой только, то что поместилось в четыре руки и переехали в Воронеж, где им не нашлось места.
После того как Анна Ильинична с семьей перебрались в более приветливый Волгодонск, им пришлось оформить статус беженцев и встать в очередь на получение квартиры. Годы шли, а очередь так и не доходила и Анна с сыном ютились в комнате общежития с кухней на восемь человек. Причем даже эту комнатушку выделили вовсе не за её заслуги. Тут помогло руководство местной школы, в которой ее сын Борис работал преподавателем английского языка.
До глубокой старости Анна Ильинична была активным читателем научных журналов и очень гордилась тем, что наизусть помнила все химические формулы. Самой большой мечтой Анны было, чтобы её правнук получил хорошее образование и стал человеком науки. Она верила, что правительство ее помнит и когда-нибудь отблагодарит. Но в 2007 году в свои 93 года Анна умерла, так и не успев пожить в собственной квартире. А вот автомобили до сих пор ездят на бензине, который изобрела эта умная и храбрая женщина.
Теперь вы знаете, кого стоит благодарить, когда садитесь руль машины. Спасибо за прочтение, подписывайтесь, чтобы и дальше читать интересные и познавательные статьи!
А в ожидании новых публикаций, вам может быть интересно почитать: