Найти тему

Когда уйдем со школьного двора, или мнения психологов о семейном образовании

Оглавление

freepik.com
freepik.com

Что удобнее для родителя: обычная общеобразовательная школа или семейное обучение?

Сегодня я хочу сделать подборку мнений детских психологов, правильно или нет забирать ребенка из школы на семейное обучение.

Я уважаю родителей, которые решаются на семейное образование для своих детей, но понимаю, что большинство из них идут на этот шаг не от хорошей жизни, а в силу обстоятельств, в поисках лучшей “доли”.

Ведь традиционная общеобразовательная школа очень удобна, особенно для занятого работающего родителя: купил форму и канц.товары и отправил ребенка в школу, как в режимное учреждение, где его будут учить, воспитывать, кормить, делать прививки и ответственность за это все будет нести государство, а не ты. А тебе вечером остается зайти в электронный дневник и проверить уроки. Удобно? Конечно!

Если не вникать в то, как немного по-настоящему талантливых педагогов сейчас в школе, да и те завалены бумажно-компьютерной отчетностью настолько, что дети уже далеко не на первом месте. Что уровень преподавания таков, что уже во втором-третьем классе стало нормой нанимать репетиторов для ребенка. Или в то, что основополагающий принцип дидактики – индивидуальный подход – в принципе невозможен в классе, где 32 человека. Или в то, что ты не можешь выбирать окружение своего ребенка. Или не задумываться о том, что настоящую безопасность в обычной школе обеспечить нереально, я даже не говорю о нашумевших случаях с проносом в школу оружия, а просто о толчее и подножках на лестнице, курении вейпов в туалетах, нецензурной брани среди детей в коридорах, скрытом буллинге и т.д.

Решение о переводе ребенка на семейное обучение, на мой взгляд, это переход из позиции своего удобства на сторону понимания и принятия своего ребенка. Когда его жалобы и нежелание ходить в школу ты воспринимаешь не как проявление лени или пубертатного бунта, а вникаешь, вслушиваешься, понимаешь, что нужно что-то менять, пока не поздно.

И единственный выход – это брать ответственность за образование и воспитание своего ребенка на себя. Поворачиваться целиком к своему ребенку. Объединять свою жизнь с его жизнью. Это сложное решение. Это как осмелиться выпрыгнуть за линию флажков.

Но если задуматься, что может быть более естественным, чем самому воспитывать своего ребенка?

И все-таки сомнения иногда закрадываются, правильно ли я поступаю? Не лишаю ли ребенка чего-то важного, что потом будет не восполнить? Поэтому продолжаю мониторить сайты про интересные онлайн школы, образование, детскую психологию.

Вот мнения некоторых экспертов, детских психологов о переводе детей на семейную форму образования:

Евгения Чмутова, детский и подростковый психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии:

”Как психолог, я наблюдаю много детей, которые находятся на домашнем обучении. Для некоторых из них — это выход, настоящее спасение. Категория ребят, которым я бы рекомендовала домашнее обучение — это талантливые дети, те, кому в условиях обычного среднего образования тесно и скучно.

Вторая категория детей на домашнем обучении — это, как правило, ребята, имеющие физические или психологические ограничения здоровья.

Для некоторых детей обычная школа — это источник постоянного стресса, даже для психически устойчивого ребёнка ситуация травли со стороны ровесников или резкое уничижительное отношение со стороны учителей может сильно ударить по самооценке и явиться причиной развития психологических проблем. Но что бы ни стояло за выбором домашнего обучения, это может вызвать сложности с социализацией и развитием социального интеллекта.”

Елена Трушина, клинический психолог, психолог домашней школы и экстерната «Фоксфорда»:

”Семейное образование — это отличная возможность получать качественное образование, минимизируя усилия на дорогу и организационные вопросы. Сейчас много площадок, помогающих организовать обучение. Ребенок может осваивать новые профессии, слушать курсы на зарубежных образовательных сервисах.

Основной минус для меня в семейном обучении детей младшего возраста — вопрос «хранения ребенка». Все-таки обучение из дома предполагает, что есть член семьи (или няня), готовый проводить с ним весь день. Эта проблема частично снимается, если в семье есть младшие дети, из-за которых мама все равно остается дома.”

Людмила Баранкова, арт-терапевт, психолог:

“Я была на семейном обучении со 2 по 5 класс. Это было самое лучшее время по эффективности и интересу к учебе!”

Анна Баришполец, детский нейропсихолог:

”Я сама была на домашнем обучении год. Вспоминаю как ад и страшный сон. Со мной это случилось по состоянию здоровья, по-моему, в 6 классе. Очень тяжело было вливаться обратно в коллектив, а сидеть дома — уныло. Завидно было, все вместе идут из школы, а я — сама по себе. Читаю с ужасом про последователей домашнего обучения без веских на то причин. Вот настолько этот опыт был мне неприятен.”

Психолог, семейный психолог Надежда Керова:

”Семейное образование некоторым детям практически идеально подходит, а некоторым не подходит совершенно. Есть дети, которые с трудом переносят обучение в большом коллективе. 30 человек в классе, замкнутое пространство, фоновый шум и при этом необходимость концентрироваться на усвоении нового для себя материала, планомерно и регулярно выполняя рутинные задания. Для некоторых ребят всё это тяжело, поэтому им может больше подойти семейное образование – индивидуальный формат или малые группы.

Семейное обучение вовсе не обязательно означает, что у ребёнка будут проблемы с коммуникацией со сверстниками. Общаться в детьми он может в спортивных секциях и кружках, дружить с детьми друзей родителей.

У школьника почти нет возможности регулировать окружение и дистанцию в общении со сверстниками. Иногда это проходит нормально, а иногда очень травмирующе. Получается, что с одной стороны школа даёт навык коммуникации, с другой стороны – не факт, что именно этот опыт будет позитивным для ребёнка.”

freepik.com
freepik.com

Обеспечить индивидуальный подход в обучении своему ребенку можете только Вы!

Обобщая все сказанное, видим, что однозначного мнения нет, и это правильно – дети же все разные! Только внимательный вдумчивый родитель, анализирующий состояние своего ребенка, слышащий его, доверяющий ему, может решить, что больше подходит – традиционная общеобразовательная школа или семейное обучение. Радует то, что мы можем выбирать, и это наше стопроцентное родительское право!

Желаю вам слышать и понимать своих детей!

Напишите, повезло ли вам с педагогами, со школой? Или вы замучились объяснять ребенку, зачем нужно ходить в это ненавистное место и до ночи делать уроки? Думали ли вы, что можно что-то изменить? Или традиционная система для вас непреложна и ничего менять не нужно?