Найти в Дзене
жомини да жомини

Опять платок: во Франции снова спорят о правах мусульман

Директор шёл по школьному двору и увидел впереди трёх девочек, которые стояли и о чём-то болтали. Все они были в хиджабах. Он подошёл к школьницам и потребовал снять платки, две девочки согласились, третья отказалась это сделать. Началась перебранка. Примерно так можно описать то, что случилось в парижском лицее имени Мориса Равеля. Дальше показания расходятся. По словам учителя, вскоре она покинула территорию школы. Сама ученица утверждает, что директор ударил её по руке, а потом потащил в кабинет, но за девочку заступился другой школьник. Ученица написала на директора жалобу — и тут журналисты подхватили тему, которая до боли знакома французам и при этом напоминает вечный флешбек: секуляризм в образовательных заведениях. Вернее, права мусульман во французских школах и вузах, которые для общества до сих пор актуальный политический вопрос. Во Франции своя, довольно своеобразная религиозная политика. Например, с 2004 года в образовательных учреждениях запрещено носить религиозные символ

Директор шёл по школьному двору и увидел впереди трёх девочек, которые стояли и о чём-то болтали. Все они были в хиджабах. Он подошёл к школьницам и потребовал снять платки, две девочки согласились, третья отказалась это сделать. Началась перебранка.

Примерно так можно описать то, что случилось в парижском лицее имени Мориса Равеля. Дальше показания расходятся. По словам учителя, вскоре она покинула территорию школы. Сама ученица утверждает, что директор ударил её по руке, а потом потащил в кабинет, но за девочку заступился другой школьник.

Ученица написала на директора жалобу — и тут журналисты подхватили тему, которая до боли знакома французам и при этом напоминает вечный флешбек: секуляризм в образовательных заведениях. Вернее, права мусульман во французских школах и вузах, которые для общества до сих пор актуальный политический вопрос.

Во французских школах запрещено носить религиозные атрибуты с 2004 года.
Во французских школах запрещено носить религиозные атрибуты с 2004 года.

Во Франции своя, довольно своеобразная религиозная политика. Например, с 2004 года в образовательных учреждениях запрещено носить религиозные символы, такие как католический крест, иудейская кипа или мусульманский хиджаб. Подразумевается, что это государственное учреждение — то место, которое должно оставаться светским, а вид ребёнка не должен выдавать его вероисповедание. Во всех других местах — носи, что хочешь, никто слова не скажет. Теоретически.

Платком дело не ограничилось, и в адрес директора уже полетели угрозы. В школе сразу же высадился правительственный десант: министр Николь Беллубе заверила, что учителя в обиду не дадут, расследование проведут, а провокаторов накажут. Прокуроры взялись за дело.

И выяснили, что ученица солгала: никакого рукоприкладства не было. По крайней мере, она не предоставила никаких доказательств. А предшественник Беллубе, ставший премьер-министром, Габриэль Атталь пошёл ещё дальше и заявил, что правительство подаст на девушку в суд. Подросток против целого государства.

Эта тема столь болезненная для французов, потому что ещё живы воспоминания о двух трагедиях 2020 и 2023 года. Беспокойство перекинулось на политиков, и во многом Атталь стал известен широкой публике благодаря своему запрету — абайи: традиционного мусульманского платья в пол, закрывающего всё тело. Теперь он, как специалист по школьным запретам и религиозной одежде, называет директора чуть ли не героем нашего времени.

А герой объявил, что не выдержал травли, и подал в отставку, хотя ему до пенсии оставалось всего-то несколько месяцев. Это ещё больше возбудило публику и дало пищу для кривотолков оппозиции, которая теперь обвиняет правительство, что оно неспособно защитить учителей, когда на улице творится черт-те что. Правда, работники и ученики лицея недоумевают: ну поругались учитель и ученица, чего в этом необычного?

Мадам Беллубе слов поддержки показалось мало, и она заявила о создании мобильной группы безопасности из 20 человек, которые по сигналу моментально прибудут в любую школу, где разразится подобный кризис и всё уладят. Французские педагоги немного в недоумении: по закону такие группы и так должны существовать в каждом учреждении. Обычно они состоят из отставных жандармов, учителей и просто неравнодушных граждан, которые занимаются профилактикой и следят за порядком.

Госпожа министр говорит: а это будут сверхбыстрые 20 человек, которые рас-рас — и всё разрулят, они профессионалы. Все пожали плечами: ну раз профессионалы, то конечно, лишним не будет.

Если вам понравилась статья, вы можете помочь нашему каналу небольшим донатом — перевести деньги по этой ссылке. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал — это помогает нам писать ещё больше и интереснее.