Найти тему
Рок на БиС

Какую музыку крутили на советских дискотеках. Часть 11. 1989 год. От Depeche Mode до Фристайла

Начать сегодняшнюю заметку мы решили с небольшого нелирического отступления. Известно, что на заре «дискотечного движения» дискотеки в нашей стране рассматривались в качестве своего рода «просветительского проекта». Предполагалось, что молодежь будет танцевать, а параллельно ей будут ненавязчиво, в доходчивой форме прививать хороший вкус и правильные ценности. Не случайно первые дискотеки очень часто организовывались «под крылом» комсомольских организаций. Но к концу восьмидесятых ситуация коренным образом изменилась. Как это, может быть, ни грустно, но дискотеки (в том числе и наша) к этому времени превратились в чисто коммерческие предприятия. То есть о какой-то там функции «воспитания» было забыто, и репертуар формировался , исходя из «общественного запроса». А что хотел тогда наш народ, обалдевший от политических кульбитов и экономических экспериментов уходящей советской власти? Правильно — расслабиться и отвлечься чем-то попроще. Вот и в танцевальной музыке постепенно воцарялся культ «белых лилий», «розовых вечеров», «вишнёвых девяток» и «кусочеков колбаски» (в широком, конечно, смысле). Ничего не поделаешь — какое время. такие и песни…  Что, впрочем, не значит, что все они были плохими.

Источник изображения papik.pro
Источник изображения papik.pro

Раз уж оказались упомянуты «Белые лилии», справедливо будет вспомнить и исполнителя этой песни Александра Айвазова. В 1989-ом году совсем юный тогда шестнадцатилетний Саша записал магнитоальбом «Лилии», «гвоздем» которого и была «та самая» песня. «Эволюцию» певца и самого номера иллюстрирует этот клип: 

А. Айвазов — Лилия (1989 - 2014г.г.)

В нашей прошлой заметке

мы коснулись темы стремительного «размножения» группы Мираж. Сегодня продолжим ее. Вместе с Натальей Гулькиной ансамбль покинула и вторая солистка Светлана Разина, организовавшая проект Фея и в самом начале 1989-го года запустившая на дискотечную орбиту свой дебютный магнитоальбом «Наша музыка». Понятно, что по стилю и звучанию это был тот же самый Мираж, чему свидетельством будет и один из самых популярных треков релиза «Принцесса мечты»

Ютуб-канал Svetlana Razina

Другой же «клон миража» был «взращён» самим «хозяином» проекта Андреем Литягиным, который решил попробовать реализовать всё ту же самую музыкальную идею с «мальчуковым» вокалом. Волею судеб выбор пал на поющего клавишника Миража Александра Хлопкова (кстати, сменившего в группе  на этом посту Рому Жукова). Новая формация, большую часть музыкантов которой составили всё те же «миражники», получила название Маленький Принц и в том же 1989-ом выпустила дебютный альбом  «Мы встретимся снова» с одноименным хитом: 

Ютуб-канал archive

Понятно, что оставлять разработку «золотой дискотечной жилы» в руках «семейств» «миражников» и «ласковомайцев» никто не собирался, и в 1989-ом году танцевальные музыкальные проекты в Союзе начали расти как грибы. Одними из первых сориентировались полтавчане во главе с Анатолием Розановым, имевшие солидный опыт профессиональной работы в составе ВИА Фестиваль, Оризонт  группе Михаила Муромова. Так образовался ансамбль Фристайл, сходу выпустивший два успешных магнитоальбома, с первого из которых, названного «Получите!», мы предлагаем вспомнить песню «Прощай навеки»

Ютуб-канал Ретро ТВ

В Нижнем Новгороде, который тогда ещё назывался Горький, местная группа Рок-Острова, лидером которой уже тогда был Владимир Захаров, в 1989-ом году выпустила чуть ли не пять альбомов (может это рекорд?), бОльшую часть материала которых составляла музыка для танцев. В нашем трек-листе прописались, в первую очередь, номера с релиза с говорящим названием «Дискотрон», в их числе песня «Пасмурное утро»

Ютуб-канал Рок-Острова

В Питере же «дискотечную  марку» держал харизматичный Алексей Вишня, который, справедливости ради заметим, не чужд был и «серьёзному» року (например, работал с Кино, Мифами, Аквариумом и другими звёздами). В тот год он записал магнитоальбом «Танцы на битом стекле» с весьма качественными, на наш взгляд, танцевальными  композициями, включая одноименную: 

Ютуб-канал Звезды дискотек

В общем, как ни крути, но в 1989-ом году больше половины трек-листа нашей дискотеки уже составляла «продукция отечественного производителя». Но процесс «импортозамещения» был всё же ещё далёк от завершения, и в наш репертуар, конечно же, продолжали добавляться и иностранные «большие хиты». Главным из них в тот год, пожалуй, стала зажигательная «Lambada» в исполнении созданного в Париже интернационального ансамбля Kaoma. Номер этот поднялся на вершину хит-парадов полутора десятков стран и был бешено популярен и у нас. (Кто постарше, хорошо помнит эти ритмично двигающие филейными частями цепочки на танцполах.) 

Ютуб-канал Club Music 80

И вообще, по мере того, как ниша «мелодичного диско» все в большей степени занималась нашими исполнителями, «западники», за исключением прочно удерживающих свои позиции «старожилов» вроде Дитера Болена или Bad Boys Blue, все больше смещались в сторону других, новых для нас направлений танцевальной музыки. Взять, например, итальянский проект Capella, который в девяностые стал очень популярен на наших танцполах, а в 1989-ом как раз выпустил свой первый альбом «Helyom Habib», где поэкспериментировал со стилем «хаус» и с тем, что в будущем стало называться «техно»: 

Ютуб-канал Time to Dance Victor Cayon

Или же вспомним британца ямайского происхождения Яна Кэмпбелла, больше известного как Ice MC, который в это самое время совместно с продюсером Роберто Дзанетти (это тот самый, который Savage) выпустил очень успешный сингл «Easy», где звучали рэп и хип-хаус: 

Ютуб-канал DWA Records

Ну а в заключение немного «бальзама на раны» поклонников «серьёзной музыки», но при этом  подходящей для танцев. По ходу этого сериала у нас несколько раз возникал соблазн поставить какой-нибудь из хитов Depeche Mode, а в уже упомянутой предыдущей заметке мы даже упомянули эту группу в привязке к номеру ансамбля Camouflage. Но мы мужественно «дотерпели» до 1989-го года, чтобы вспомнить пусть и не самую «дискотечную» песню «депешатников», но точно один из их самых больших хитов, который был популярен и на наших танцполах. «Personal Jesus», был записан в Италии в середине года, а осенью уже вовсю гремел нас:

Ютуб-канал Depeche Mode

Продолжение следует.

Автор заметки - МЮ

Ссылки на предыдущие статьи по теме "Дискотека 80-х":

Дискотека 80-х | Рок на БиС | Дзен

Авторы дзен-канала "Рок на БиС" используют для работы над материалами книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress.ru

Логотип издательства
Логотип издательства