Найти в Дзене
Заметки циника

Китайская угроза: Партия сказала – Надо! бизнес ответил – Так точно!

Оглавление

Почему есть смысл слушать что говорят китайские вожди, и не ставить против Китая в долгосрочной перспективе.

На ежегодном Всекитайском собрании народных представителей в Пекине (состоялось 5 марта 2024 года), премьер-министр Ли Цян, второй чиновник страны, объявил о весьма амбициозных целях. Товарищ Ли заявил, что Китай нацелен на рост «около 5%» в 2024 году и пообещал «трансформировать» китайскую модель роста перед лицом ряда серьезных проблем.

Вожди Коммунистической партии Китая пытаются восстановить уверенность в долгосрочных перспективах Китая и использовать новые движущие силы роста, такие как экологически чистая энергия и электромобили. В докладе также отмечены новые расходы на искусственный интеллект и план «активизировать исследования в области прорывных и передовых технологий».

И если последняя фраза о прорывных и новых технологиях может, на данном этапе, значить все что угодно, одно из этого «что угодно» упоминается ниже, то остальное определено более чем конкретно.

На какие отрасли стоит обратить внимание в долгосрочной перспективе, где китайские вожди отожмут так нужные им 5% роста, чтобы не попасть под колесо китайского экспресса, несущегося в светлое китайское завтра мирового господства.

Пара замечаний в сторону.

В последнее время Министерство торговли Китая во всю издавало директивы, направленные на увеличение экспорта.
К чему это уже приводило в истории рассказано ниже по тексту.

Также правительство Китая опубликовало проект бюджета, который включает 1,67 триллиона юаней (231 миллиард долларов) на оборонные расходы. Больше денег «на оборону» тратят только США. Из любопытного, у Китая громадная сухопутная армия и она становиться все больше, для войны «за Тайвань» такая армия не нужна.

Итак, отрасли в которых Китай может сделать «больно» глобальному Западу

Автопром.

Китай все больше захватывает глобальную автомобильную промышленность стоимостью почти 3 триллиона долларов.

Китай является крупнейшим в мире автомобильным рынком как по годовому объему продаж, так и по объему производства. В 2023 году он стал крупнейшим в мире авто-экспортером и является явным лидером в развивающейся отрасли электромобилей.

Германия, медленно, но верно, идет к деиндустриализации. Знаменитый автопром Германии проигрывает дешевым китайским жоповозкам.

-2

Занятость в промышленности (% от общей занятости) Германии валится с конца прошлого века.

Китайский автопром заберет под себя страны глобального Юга в любом случае, даже если его и «придушат» в ЕС и США. Хотя, даже с западом не все однозначно в сопротивлении «китайскому напору».  Так Соединенные Штаты не импортируют значимого количества автомобилей из Китая, а вот Европа была основным направлением для китайских электромобилей в 2023 году.

…Общий экспорт электромобилей из Китая в 2023 году вырос на 70 процентов, достигнув 34,1 миллиарда долларов. Европейский Союз (ЕС) является крупнейшим получателем китайского экспорта электромобилей, на его долю приходится почти 40 процентов. На другие европейские страны (Албанию, членов Европейской ассоциации свободной торговли, Северную Македонию, Украину и Великобританию) в том же году пришлось 15 процентов китайских поставок…

-3

Замечание в сторону – Тесла и товарищ Маск под присмотром товарища Ли.

Tesla стимулировала развитие электромобилей в Китае.

Китайские вожди захотели, чтобы завод Tesla дал толчок китайскому сектору электромобилей. Именно это и произошло.

Завод в Шанхае заменил завод Tesla в калифорнийском Фримонте, и теперь на него приходится более половины мировых поставок компании и основная часть ее прибыли.

Завод был построен менее чем за год, Маск рассчитывал на два года, но КПК хотела получить завод быстро. Маску во всех его начинаниях помогал местный шанхайский чиновник. Под руководством товарища Ли государственные банки предоставили Tesla кредиты под предельно низкие проценты. Китай также изменил законы владения, чтобы Tesla могла работать без местного партнера.

На крупнейшем заводе в Шанхае Tesla перешла на использование аккумуляторов и запчастей местного производства, в некоторых случаях помогая поставщикам разрабатывать технологии, которые они затем продавали китайским производителям электромобилей.

Зависимость Маска от шанхайского завода может дать Пекину рычаг давления на него, именно это сейчас тревожит людей в городе Вашингтон. Поскольку вторая компания Маска, SpaceX, имеет конфиденциальные контракты с Пентагоном и контролирует большую часть мирового спутникового Интернета через свою сеть Starlink.

Товарищ Ли, который курировал Теслу, сейчас служит премьер-министром Китая. Именно Ли Цян упоминается в начале этой заметки, как человек ставящий цели по развитию Поднебесной.

Все, что завязано на электроавтопром и «зеленый переход».

…Министр финансов Джанет Йеллен раскритиковала наращивание производства в Китае солнечной энергии, электромобилей и литий-ионных аккумуляторов, назвав это недобросовестной конкуренцией, которая «искажает мировые цены» и «наносит ущерб американским фирмам и работникам», а также предприятиям и рабочим по всему миру»…
Министр из США услышала премьер-министра из Китая, и запаниковала.

Редкоземельные и редкие элементы.

Больше никеля богу никеля.

Я уже писал, как Индонезия и Китай убили рынок никеля. Фишка в том, что они его продолжают добивать, и выживут в этой бойне далеко не все. Выживут только имеющие самую дешевую себестоимость производства, так работает капитализм особенно если в игре участвует КПК.

Дешевый индонезийский никель, контролируемый Китаем и сбрасываемый на рынок, обрушил цены на никель и вызвал глобальное закрытие рудников. Однако, игра продолжается

… Индонезия заявляет, что Vale построит еще один завод HPAL стоимостью 2 миллиарда долларов… …Vale Indonesia уже строит два завода HPAL на острове Сулавеси, в Помалаа и Соровако. Оба проекта реализуются в партнерстве с Zhejiang Huayou Cobalt…

В отчете нью-йоркской компании China Labor Watch за 2022 год говорится, что китайские компании инвестировали более 30 миллиардов долларов в цепочку поставок никеля в Индонезии. ( ABC News,  4 ноября 2023 г.)

Кстати, в США, на данном этапе, есть только один действующий никелевый рудник Игл в Мичигане, но его планируется закрыть к 2026 году.

Если ресурсы дешевеют значит это кому-то надо?

Блумберг радует

…Цены на металл для аккумуляторов находятся на низком уровне, и масштабная экспансия китайских горнодобывающих компаний сыграла важную роль в их падении. Теперь, когда многие западные конкуренты сокращают добычу или полностью закрываются, они хотят стать еще больше…

Дальше в заметке приводятся конкретные примеры, обратите внимание на формулировки

…Zijin Mining Group Co., заявила на этой неделе , что планирует приобретения «сверхкрупных рудников или горнодобывающих компаний с глобальным влиянием» для стимулирования бизнеса в области лития и других металлов…

Подробнее о китайском доминировании в ресурсах потребных для будущего писал здесь.

На данный момент именно Китай контролирует светлое электромобильное будущее планеты.

И эти все авто нужно возить по морю-океану

Государственная газета People's Daily сообщила, что только одна компания, китайский судоходный гигант COSCO, заказала двадцать четыре крупных автоперевозчика.

Вот мы плавно и подошли к картинке, опубликованной в моей телеге 15 марта 2024 года, с комментарием

…Мировое судостроение контролируют всего 3 страны. Примерно половину Китай, вторую "почти половину" Южная Корея и Япония. Китай и в этой области всех нежно держит за фаберже...

-4

Пора перейти к скромной роли партии и правительства Поднебесной в постановке целей и задач.

В 2001 году Пекин назвал судостроение «стратегической» отраслью, а в 2015 году в рамках плана «Сделано в Китае 2025» определил его в качестве одного из десяти приоритетных секторов, в которых Китай будет стремиться доминировать в мировой торговле к 2025 году. С тех пор китайская судостроительная промышленность пользуется кредитами от госбанков, вливаниями акционерного капитала и конвертацией долга в капитал, закупкой стали по ценам ниже рыночных, налоговыми преференциями и грантами от экспортных агентств, а также защитой от иностранной собственности.

Прошла четверть века от постановки задачи до ее выполнения, и теперь Китай великая «морская держава». Попутно отмечу, что судостроение это не только собрать «кораблики», это целая громадная индустрия, включающая все от производства стали и прочего потребного до конечного изделия.
Преимущества командно-административных режимов вроде китайского в том, что они могут мобилизовать нужное количество ресурсов для развития направления, которое считают приоритетным, слегка (или сильно) забив на все остальное. Как пример можно посмотреть на СССР и атомную промышленность, которая объективно была лучшей в мире и на заделах которой продолжает жить РФ. Советский космос тоже может быть наглядной иллюстрацией что происходит если режим вкладывается в одну сферу.
Да, в системах типа Китая не очень хорошо с изобретением чего-то нового. Запад с его конкуренцией и, соответственно, отработкой множества альтернативных вариантов на деньги венчурных капиталистов выигрывает, но только до момента пока технология не изобретена и не доказала свою жизнеспособность. Далее Китай имеет возможность вложив в тему бесконечные госресурсы вынести из нее весь остальной мир. Как это выглядит, например в мире «редкоземов» я писал неоднократно. Таже можно обратить внимание на зеленые технологии, изобретенные на западе, но теперь уже контролируемые Китаем. Производство аккумуляторов, солнечных панелей и т.п. на западе убито почти в ноль.
А еще Китай может развивать то что хочет без оглядки на сопутствующие риски и мнения граждан, что на Западе невозможно в принципе. «Девочка Грета» в Китае лечилась бы в дурке, а не собирала толпы малолетних дятлов (у которых еда из холодильника, а электричество из розетки) под свои знамена. Если, к примеру, КПК считает, что ему нужны атомные станции он их строит, а попутно «строит» всех «зеленых» которые против атома.

Отрасли которые хочет и может контролировать Китай не годятся для по-настоящему долгосрочных инвестиций. Купил и забыл в этом случае не работает.

Такое в истории уже было, и называется…

Китайский шок

«Китайский шок» — всплеск китайского импорта в период с конца 1990-х годов по 2010 год, который привел к сокращению рабочих мест в обрабатывающей промышленности США (а повыше на графике Германия).
…На последствия «китайского шока» пришлось 59,3% всех потерь рабочих мест в промышленности США в период с 2001 по 2019 год, в основном в трудоемких производствах.

Негативные последствия китайского шока продолжались два десятилетия после первоначального торгового шока и одно десятилетие после его пиковой интенсивности в 2010 году…
Среди проблем принесенных Китаем фигурируют и длительная безработица, и падение личных доходов, и кризис в узкоспециализированных отраслях.

Основной вывод – Китайский торговый шок вызвал пространственно-концентрированную потерю рабочих мест, которая продолжалась в течение двух десятилетий, сопровождаясь устойчивым снижением уровня занятости и доходов в наиболее уязвимых сообществах.

Подробности, если не лень с этим возится, со всеми выкладками в паре документов по
ссылке

Вот так выглядят дела к настоящему моменту.

А что потом?

Прежде чем продолжить вопрос на засыпку, отвечайте не задумываясь, вопрос очень простой.

Какой зверь лишний в списке:

1. Волк
2. Кабан (лесной и дико дикий)
3. Лиса
4. Собака

Ваш ответ?

Если ответ собака то, возможно, вы правы - домашнему животному нечего делать среди диких. Именно к этому ответу я и подводил акцентом на лесном и диком кабане, также как часто подводят к «правильному ответу» публикации в том же Блумберге.

Но возможен другой вариант, "свинятине" не место среди псовых - и лишний в списке лесной свин.

Однако, все не так просто. В задаче нет четких критериев, по которым можно вычислять верный ответ, следовательно "верных" ответов может быть более одного.

Лишним может оказаться тот «зверь», на кого, по первым двум вариантам, и не подумаешь - волк, это единственное слово в списке обозначающее зверя в котором нет буквы «а».

Вот такая засада, с легкими задачами и «навязанными» очевидными ответами. Если есть желание играть в игры стоит знать кто «пишет правила», в нашей истории их пишет Китай.

Так что дальше?

Все достаточно просто, в китайской системе мудрый и солнцеликий вождь обязан! указать путь, причем сделав это явно и ясно. Слово сказанное в Пекине обязаны услышать вожди самых отдаленных провинций и взять под козырек. Так работает система. Дальнейший путь это …

Дроны и прочая беспилотная и автономная авиация

Экономика малых высот (все что летает ниже самолетов, доставка посылок, авиатакси и т.п.)  была определена как стратегическая развивающаяся отрасль на ежегодной центральной экономической конференции страны в 2023 году и записана в отчете о работе правительства в этом году как новый двигатель роста.

«После экономического бума в сфере недвижимости, бытовой техники, онлайн-бизнеса и новых энергетических транспортных средств, одной из наиболее перспективных отраслей в Китае с размером рынка, достаточно большим, чтобы поддерживать устойчивый рост в ближайшие годы, становится маловысотная авиация. ", - сказал Ли Цзянь

К концу 2023 года в Китае насчитывалось около 2000 предприятий по разработке или производству БПЛА и более 1,2 миллиона зарегистрированных БПЛА. По данным CAAC, в прошлом году эти дроны налетали более 23 миллионов часов, что на 11,8 процента больше, чем в 2022 году.

Если подумать это направление логично.
Во-первых, в Китае легко принять нужные правила игры, то, что в Европе или США увязнет в согласованиях Китай решит указом. К тому моменту пока Запад согласует «правила полетов», Китай уже «налетает» индустрию.

Во-вторых, в Китае уже есть для этого вся необходимая индустрия. Китай уже производит множество разнообразных дронов, которые в том числе воюют в Украине.

В-третьих, Китай реально контролирует все необходимые для этой отрасли ресурсы, и не думает останавливаться на достигнутом.

В-последних, большой дрон — это, по сути, китайское электроавто с пропеллерами вместо колес и прокачанным софтом.

P.S.

Упоминая военный бюджет Китая, с акцентом на сухопутную армию я намекал на следующий «рояль в кустах». Если мир начнет реально распадаться на блоки, то Китаю потребуется армия для «защиты» своих инвестиций. Мало ли кто в Вашингтоне, Лондоне или Брюсселе решит что Китай контролирует слишком много «общемирового пирога» в, к примеру, Африке.

Опыт войны в Украине говорит, что дроны это оружие будущего, массовые, «одноразовые» и автономные, те самые дроны доминировать в которых собирается Китай.

Получиться у него это или нет узнаем через десяток лет

P.P.S.

Акции Тесла с начала года упали почти на 30%, и вернулись к уровням 2020 года. Маск, связавшись с Китаем, сам вырастил себе конкурентов под чутким присмотром КПК.