Найти тему

Архитектура Антонио Гауди - символ Барселоны...

Оглавление

Барселона – солнечный город на побережье Средиземного моря, знаменитый своей яркой жизнью, свободолюбивым нравом и футбольным клубом. Однако, у этого города есть свой архитектурный символ, даже не один, а множество. Это постройки необычного архитектора, выработавшего свой уникальный стиль, с которым теперь навсегда ассоциируется столица Каталонии. Конечно, мы говорим об Антони Гауди, кому и посвящена эта статья.

Антонио Гауди
Антонио Гауди

Здания, построенные по его проектам, — собор Саграда Фамилия (собор Святого Семейства), дворец и парк Гуэля, жилые дома Мила и Батльо — являются символами города. Каменные галереи с колоннами в виде деревьев, причудливые башни и балюстрады, разноцветные мозаики, покрывающие почти все поверхности зданий, — все это создает неповторимые образы построек мастера. Романтические черты архитектуры Гауди сохранили популярность до наших дней и привлекли много последователей.

Необычный внутренний мир архитектора, отраженный в постройках и проектах, сложился благодаря ярким детским воспоминаниям и впечатлениям. Антонио Гауди в детстве проводил долгие часы в раздумьях и наблюдениях за природой. Причиной вынужденного уединения маленького Антонио послужило слабое здоровье. Мальчик был болен ревматизмом и не мог играть в шумные игры со сверстниками. Тогда же сформировались основные черты его характера. Будущего архитектора отличали скромность и настойчивость, закрытость и религиозность. Почти всегда люди обращали внимание на его внешний вид. Одежда отражала внутреннее состояние и мировосприятие мастера, он всегда выделялся среди своего окружения. Гауди выглядел очень ярко и оригинально (как и его постройки) и тем самым заслужил репутацию эксцентричного человека.

Через семь лет после окончания архитектурной школы Гауди приступил к профессиональной деятельности. Первые проекты были невелики — внутренний двор здания местного управления, павильон для международной выставки в Филадельфии. Однако, оригинальность проектов принесла ему известность. Но судьбоносная встреча, изменившая всю дальнейшую судьбу мастера, произошла после международной выставки в Париже, для которой Гауди сделал витрину магазина перчаток. Работу увидел граф Эусеби Гуэль, ставший впоследствии меценатом и главным заказчиком архитектора Антонио Гауди.

Эусеби Гуэль
Эусеби Гуэль

У архитектора и мецената оказалось много общего. Прежде всего огромная любовь к Каталонии и желание видеть ее независимой. Постройки Гауди наполнены символами, большинство из них рассказывает о былом величии края и намекает на его будущую независимость. Символы можно увидеть в мозаике над входом в замок Бельесгуард, где изображены дельфин и корона, напоминающие каталонский флаг и династию королевского дома Каталонии — Арагонскую. Символика постройки подчеркивается и тем, что Бельесгуард был возведен на месте дворца последнего короля династии Мартина I Гуманного. Изображение дельфина напоминает, что Каталония когда-то была центром крупной морской державы.

-3

Архитектура Гауди напоминает природные формы, естественные и органичные. Это не кубы, призмы или сферы, а сложные пространственные конструкции: гиперболоиды, коноиды, геликоиды. Авторскую манеру архитектора часто называют по его имени — стиль Гауди или органической архитектурой. Здания в стиле Гауди богато декорированы мозаикой, каменной и металлической скульптурой, обладающей оригинальной конструкцией.

Не нужно обладать специальными знаниями, чтобы увидеть сходство ранних построек Гауди с арабской архитектурой, например с дворцом Альгамбре, расположенным в Южной Испании. Нужно напомнить, что Испания долгое время находилась под властью арабов, из-за чего вобрала в себя многие черты их культуры.

Дом Винсена
Дом Винсена

В доме Винсенса, первой крупной постройке Гауди, выполненной по заказу промышленника Мануэля Винсенса Монтанера, были использованы элементы стиля мудехар — небольшие башенки на крыше и окна, расположенные по углам здания. Башенки напоминают минареты, кафельный декор представляет собой сочетание геометрических фигур. Гауди дополняет традиционные приемы надписями на разных языках. Надписи символичны, они помогают посетителям определить стороны света: «Да будет летняя тень!» — начертано на фризе галереи с северо-западной стороны. С юго-восточной этот же фриз украшают слова из детской песенки: «Солнышко, маленькое солнышко, приди и посмотри на меня, потому что мне холодно», а с юго-западной: «Домашний очаг, да здравствует очаг любви!» Все надписи сделаны на каталонском языке.

Эль Каприччо
Эль Каприччо

В доме Эль Каприччо архитектор оформил вход четырьмя колоннами, капители которых выполнены в виде пальмовых листьев с сидящими на них голубями.

Эль Каприччо
Эль Каприччо

Голубь — символ любви и постоянства, а здесь также пожелание молодому мужу счастливой семейной жизни. Фасады этого дома, как обычно у Гауди, украшают изразцовые плитки. На них изображены подсолнухи, на языке цветов означающие постоянство. В конце XIX века, когда здание строилось, подсолнух воспевали поэты-символисты и изображения этого цветка были очень популярны. Создавая семейное гнездо, Гауди предложил посадить вокруг него кусты белых роз, олицетворяющих Непорочное зачатие и Деву Марию. Розы и сегодня украшают парк дома Эль Каприччо.

-7
-8

Дворец епископа в Асторге планировкой и внешним видом напоминает средневековый замок, самая важная функция которого — оборона от врагов. Массивные стены с зубчатыми завершениями, смотровые башни по углам и ров, окружающий замок по периметру, — все это очень похоже на средневековые готические строения. Немного смягчают впечатление скульптуры ангелов, расположенные перед входом в замок, и красочные изображения герба епископа на стенах башен.

Дворец епископа
Дворец епископа

Другая неоготическая постройка Гауди, школа Святой Терезы. Когда зритель видит здание школы Святой Терезы целиком, неоготические черты в его архитектуре особенно хорошо заметны. Трехэтажный призматический объем, за которым скрываются два внутренних двора, зубчатые завершения фасадов и высокие стройные башенки, фланкирующие углы дома, стены из неоштукатуренного красного кирпича — все это отсылает к средневековой готике. Интерьеры школы выполнены в более сдержанной манере, их основным украшением являются параболические арки, поддерживающие переходы перекрытий вокруг внутренних дворов.

Школа Святой Терезы
Школа Святой Терезы

Еще один образец неоготической архитектуры — замок Бельесгуард. Иногда его называют по имени заказчиков — семьи Фигерас — Каса Фигерас. Замок Бельесгуард (в переводе — красивое место) расположен на середине пути между Барселоной и горой Серра-де-Коллсерола. В названии дворца содержится указание на красивый вид, который открывается с этого места на город. Стилистически здание находится «на полпути» между готикой и модерном. Черты обоих стилей в его архитектуре присутствуют в равных долях, тем интереснее следить за мыслями и ассоциациями автора, представляя, как он соединяет разные стили, преображая их в новые формы.

Замок Бельесгуард
Замок Бельесгуард

Самые известные произведения

Саграда Фамилия

-12

Антонио Гауди с особенным вниманием подошел к выбору несущих конструкций. Собор в соответствии с замыслом должен был вмещать много верующих, вызывая у всех ощущение одухотворенности. Поэтому зданию необходимо было иметь высокие стены и — желательно — большой купол. При таких установках вопрос обеспечения устойчивости здания, не увеличивая сечения опор, является наиважнейшим.

-13
-14

Как и в других постройках, Гауди изобретает собственную конструкцию, соединяя параболические арки и наклонные столбы. За растительный аналог конструкции взято эвкалиптовое дерево. Оно было увековечено в главном нефе в виде каменных столбов — опор. Наклонные колонны связывают между собой «ветви», разделяя несущую нагрузку на большое количество элементов.

Понимая, что воплощение грандиозного замысла потребует больше времени, чем одна человеческая жизнь, Гауди стремился доделать полностью хотя бы один фасад для того, чтобы у собора был завершенный образ, который будет поддерживать последователей, пытающихся закончить работу. Так и произошло. Собор Саграда Фамилия стал символом Барселоны, гордостью Каталонии и одним из интереснейших памятников архитектуры Испании.

-15

Дворец Гуэль

Дворец Гуэль
Дворец Гуэль

Дворец Гуэля вобрал в себя черты нескольких стилистических направлений: неоготики с ее тонкими шпилями, узкими окнами и коническими обрамлениями проемов; Ренессанса с такой планировкой помещений, при которой центром композиции является внутренний двор; модерна с криволинейными очертаниями деталей, сочетанием «несочетающихся» линий и форм; эклектики, при которой в одном объекте объединяются разные стили.

-17
-18

Парк Гуэль

-19

В конце XIX — начале XX века в Европе распространилась идея создания городов-садов, пропагандируемая английским архитектором-философом Эбинезером Говардом. Желание построить рядом с Барселоной город-сад, предложить новую модель жизни общества, в которой люди живут в гармонии с природой, захватило и Эусеби Гуэля.

Гауди решил, что его город-сад должен быть в совершенно новом — каталонском — стиле, отличающемся от стиля европейских городов и парков. Помимо парка на участке предполагалось расположить несколько десятков загородных домов.

В парке природа и архитектурные элементы находятся в постоянном взаимодействии. Каменные опоры в виде древесных стволов окружены живой зеленью,

-20

пешеходные дорожки с наклонными витыми опорами по нижнему уровню служат гранью между живыми и рукотворными растениями. У колоннады нижнего уровня хорошо просматриваются капители колонн, арки имеют четкие очертания и гармонируют с соснами и араукариями, растущими неподалеку. Облицовка колонн в виде коры усиливает их сходство со стволами деревьев.

При проектировании Гауди старался сохранить оливковые и рожковые деревья, росшие на склонах холма до начала строительства парка. Кроме них в парке было высажено множество растений других видов. Архитектор выбирал растения, которые наиболее подходят к этой местности и не требуют много воды. Для полива он разработал системы орошения и хранения воды, которые позволяли предотвратить пересыхание почвы во время сильной жары. Сразу же после завершения строительства парк был признан произведением искусства и стал местом палом[1]ничества туристов со всего света.

-21

Дом Батльо

-22

По мнению знаменитого каталонского художника Сальвадора Дали, дом Батльо — «настоящее скульптурное отражение сумеречных облаков в воде, ставшее возможным благодаря обширной, диковинно сияющей разноцветной мозаике, отливающей всеми цветами радуги, откуда проступают водные стихии... Его творение сочетает максимум сурового натурализма с иллюзией реальности. Я громко заявляю — вот гигантский проект по простому погружению в глубь озера». Этот и другие эпитеты в адрес дома Батльо становятся понятными, если взглянуть на его фасад: «зевающий дом», «дом из костей», «особняк эльфов».

Дом Батльо построен в стиле модерн, с характерными сложными изгибающимися линиями, сочетанием разных фактур — керамики, металла, стекла, и декорирован изваяниями необычных форм. Печные трубы, выходящие на крышу, оформлены в виде скульптур, имеющих спиралевидную форму и облицованных кусками битого стекла и битой керамикой.

-23

Как и другие постройки великого мастера, дом Батльо наполнен символами. В соответствии с популярной версией, Антонио Гауди, отдавая дань уважения покровителю Барселоны святому Георгию, строил здание как «архитектурное напоминание» о битве святого с драконом. Изображения дракона присутствуют на фасаде дома (кости поверженного чудища) и на крыше (чешуя). Башня, венчающая крышу, завершается крестом.

-24

Дом Мила

-25

По своему образу дом напоминает скалу, выросшую в центре города, или вулкан, с которого стекает лава. Жители Барселоны называют его La Pedrera — Каменоломня.

Фантастический образ здания согласуется с рациональным подходом к конструкциям и оборудованию. Передвижение в нем осуществляется с помощью лифтов, а лестницы употребляются для служебных и пожарных целей. Дом оборудован системой водяного обогрева.

-26

Значение

Барселона сегодня пользуется большой популярностью среди туристов и является гордостью каталонцев во многом благодаря постройкам Антонио Гауди. На вопрос, был ли он настолько знаменит при жизни, как сегодня, однозначного ответа нет. История знает немало художников, скончавшихся в нищете и неизвестности, но ни одного прославленного архитектора, не получившего признания при жизни. Не будучи известным, архитектор не может получить заказов на строительство. В этом смысле Антонио Гауди, несомненно, повезло. Встреча с Эусиби Гуэлем обеспечила его поддержкой состоятельного мецената и его знакомых до конца дней.

Завершение жизненного пути великого мастера было трагично. Закончив рабочий день и выходя из собора Саграда Фамилия, он попал под трамвай. После чего, неузнанный, был отвезен в больницу для бедняков и там вскоре скончался. Признательность города столь много сделавшему для его величия архитектору выразилась в пышных похоронах. На прощании с Антонио Гауди присутствовали политические и религиозные деятели Барселоны, члены общественных и культурных организаций, много простых горожан. Архитектор похоронен в крипте собора Саграда Фамилия.

Интерес к творчеству Гауди с новой силой проявился почти через два с половиной десятилетия после его кончины, в начале 60-х годов XX века. Кризис авторитарной политической системы Франко, подъем национального самосознания каталонцев и популярность стиля постмодернизм принесли Гауди мировую славу и известность. Он использовал в своих работах параболические арки, спирали, наклонные колонны, конструктивные формы, проявив себя новатором не только в архитекторе, но и в инженерии.

Личность Антонио Гауди столь масштабна, что множество его последователей наполнили Барселону яркими и новыми образами. Столица Каталонии по-прежнему строится и развивается, привлекая талантливых архитекторов. Их постройки расположены преимущественно в новых районах и эффектно обрамляют центр города, где сосредоточены творения великого Антонио Гауди...

P. S. Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на наш канал в телеграмм. Там Вас ждет много разнообразного контента об искусстве в прошлом и настоящем:

ИЛИ | искусство люди история

Если же Вы сами хотите начать творить красоту (в дизайне, фотографии или любой другой области), то смело заходите на наш сайт, где мы подберем Вам специальную программу обучения:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ