Найти тему

И гиганты, и боги определяют мир

Центральное место конфликта

Викинги, как и другие древнегерманские народы, были и остаются известны своим рвением к битвам. Поэтому неудивительно, что конфликт является центральной темой их мифа о сотворении мира и что конфликт сам по себе является порождающей силой.

Имир рождается в борьбе между огнем и льдом – и мы можем предположить, что это конкретное противостояние имело бы особую остроту для людей, ведущих более или менее натуральный образ жизни в холодных землях Скандинавии и Северной Атлантики.

Чтобы боги могли создать мир, они должны сначала убить Имира. Это первое преднамеренное лишение жизни во Вселенной, и оно совершено самими богами. Это не представлено как преступление или грех, как в библейском мифе о Каине и Авеле. Скорее, это хорошая и даже священная задача. Это не значит, что норвежцы ценили убийство как таковое; ясно, что они проводят различие между законным и уместным убийством и незаконным и неуместным убийством. Но они приняли то, что считали необходимостью воинственного подхода к жизни ради совершения великих дел, которые принесли честь и славу их имени.

Конечно, боги, образующие мир из трупа существа хаоса, — довольно распространенный элемент в мифе. Но точный набор значений, содержащихся в таком акте, варьируется от культуры к культуре. Несомненно, это прославление благородной агрессии и ее статус определяющего действия, делающего мир таким, какой он есть, были центральными компонентами смысла, который викинги нашли в своем конкретном мифе.

Скандинавцы видели в своих богах «столпы» и «жизненные силы», которые скрепляют космос. Когда боги создавали мир, они придали ему порядок и святость. А поскольку скандинавские боги часто изображаются вмешивающимися в мировые дела, считалось, что их дары миру не заканчиваются с творением. Считалось, что их определяющая роль в космосе будет продолжаться до тех пор, пока существует сам космос, то есть до Рагнарока.

И все же, поскольку мир образовался из трупа великана, то, казалось бы, мир такой, какой он есть, во многом обусловлен в том числе и влиянием великанов. Аспекты Имира – его мощь, его неотесанность, его склонность к энтропии, двойственность его характера – остались присутствовать в мире даже после того, как боги сформировали его в соответствии с другим набором черт и целей. Считалось, что гиганты также вмешиваются в мир; убийство их предка ни в коем случае не победило их.

С точки зрения скандинавов, мир — это поле битвы между богами и гигантами, силы которых более или менее равны. Человечество находится посередине, разрываясь между противоположными требованиями святости, порядка и добра, с одной стороны, и нечестия, хаоса и зла - с другой. Это напряжение непрестанно, потому что оно было особенностью самого мира с самого его зарождения. Раздор смягчит только Рагнарёк, когда мир будет полностью разрушен, и не останется ничего, кроме тишины и тьмы нового Гиннунгагапа.