Найти тему
Lukian4iki

Могут ли субъекты России начать выходить из её состава?

Масштабы России не только впечатляют людей, ещё они пугают некоторые страны, в том числе ранее входившие в её состав. Может быть и правда некомфортно иметь такого огромного соседа у себя под боком?..

Представьте. Площадь более 17 миллионов квадратных километров, почти девять десятков регионов, 277 языков и диалектов (https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/29672/). И всё это одна страна.

Но я не собираюсь только восхищаться перечисленными достоинствами и отличительными чертами страны, цель статьи - пояснить может ли вся эта система рухнуть. Иными словами: могут ли субъекты России начать из неё выходить, и, если да, то на каком основании.

Конечно, теоретически возможно всё. Даже союз нерушимых республик, однажды, тоже рухнул. Так что утверждать наверняка нельзя ничего. Но проанализировать возможность выхода из состава России ее субъектов на законном основании можно.

В Конституции есть вопросы, которые находятся в ведении Российской Федерации, то есть в ведении федеральных властей, и есть вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вопросы не относящиеся к ведению Российской Федерации так и называются вопросами находящимися вне пределов её ведения.

Иными словами, например, принятие и изменение Конституции Российской Федерации осуществляется самой Российской Федерацией, так как данный вопрос находится в её ведении. Субъекты изменить самостоятельно Конституцию не могут. Но могут внести предложения об её изменении. Также это может сделать Президент, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство России. Все они имеют право внести предложения об изменении Конституции в виде законопроектов. Решать судьбу таких предложений впоследствии должны в Государственной Думе и Совете Федерации. Если вышеуказанные органы власти примут положительное решение о законопроекте, он направляется и в региональные парламенты, которые могут оспорить его в суде. Правда, что-то мне подсказывает, такое оспаривание дорого обойдется главам регионов... Если же все процедуры принятия пройдены, то закон направляется на подпись Президенту.

Внесение изменений в Конституцию зависит, в том числе, от статьи, в которую они вносятся. Например, в случае изменения наименования субъекта, достаточно лишь указа Призедента.

При этом полная свобода действий регионов может касаться только вопросов не отнесенных ни к совместному ведению с Российской Федерацией, ни, тем более, к ведению самой Российской Федерации.

Законы субъектов не могут противоречить федеральным. В случаях противоречия действуют федеральные.

Однако важно также отметить, что улучшение субъектами федерального законодательства противоречием не является. Субъекты могут улучшать федеральные законы сколько угодно. А вот ухудшать и противоречить - нет.

Теперь самое главное: субъекты не могут самостоятельно выходить из состава России и даже не могут проводить референдумы на эту тему, так как вопрос федеративного устройства и территории Российской Федерации относится к исключительному ведению самой Российской Федерации.

Тем ни менее, вопрос выхода из состава России имеет место быть, но на основании соответствующего обращения субъекта о выходе. Будет ли такое обращение одобрено или нет - вопрос уже совершенно другой. Любая страна защищает свою территорию так, как считает необходимым, и законодательный вариант защиты, наверное, является основным. Согласны?

Если статья вам понравилась, то оцените её лайком, подпишитесь на канал и оставайтесь на стороне здравого смысла.