«Общие стратегические интересы» с Индией и Пакистаном побуждают Саудовскую Аравию поддерживать дипломатические отношения с обеими странами.
На этой неделе начальник штаба армии Пакистана Сайед Асим Мунир с официальным визитом посетил Саудовскую Аравию и встретился в Джидде с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом и высшим военным руководством.
Высоко оценив прочные отношения Саудовской Аравии с Пакистаном, кронпринц выразил желание укрепить связи с Пакистаном и заверил начальника армии в неизменной поддержке Исламабада со стороны королевства.
Согласно заявлению, распространенному медиа-крылом пакистанских военных, Inter-Services Public Relations (ISPR), «Его Королевское Высочество принц Мухаммед бин Салман подчеркнул, что КСА и Пакистан связывают исторические братские и крепкие отношения, и обе страны всегда поддерживали друг друга».
Среди присутствующих были министр обороны Саудовской Аравии принц Халид бин Салман, начальник Генерального штаба вооруженных сил Саудовской Аравии генерал Файяд бин Хамед аль-Рувайли и другие официальные лица, а основными вопросами повестки дня стали расширение военного сотрудничества между королевством и Пакистаном и региональная безопасность.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
В последние несколько десятилетий Эр-Рияд и Исламабад объединяла уникальная синергия. Принц Турки аль-Фейсал, бывший глава саудовской разведки, однажды назвал саудовско-пакистанские связи «вероятно, одними из самых тесных отношений в мире между двумя странами без какого-либо официального договора».
Определяя стратегическое направление, в мае 2021 года был создан Высший координационный совет Саудовской Аравии и Пакистана для расширения сотрудничества в различных секторах.
В основном, однако, саудовско-пакистанское уравнение выделяется высоко выверенным военным сотрудничеством, совместными учениями и оборонными соглашениями, направленными на борьбу с терроризмом и поддержание региональной безопасности.
Пакистанская армия напрямую сотрудничает со своими саудовскими коллегами, обучая многих саудовских офицеров и солдат в рамках программ военной подготовки, а значительное число военнослужащих пакистанской армии всегда остается в королевстве.
Примечательно, что Эр-Рияд часто помогает Исламабаду в решении финансовых проблем, в том числе в виде денежных вкладов в центральный банк Пакистана или отсрочки платежей за импорт нефти.
На самом деле энергетическая безопасность Пакистана зависит от импорта саудовской нефти, а экономика страны поддерживается денежными переводами от многочисленной пакистанской диаспоры, живущей и работающей в королевстве.
По сути, Эр-Рияд обеспечивает фискальную стабильность в критические для Исламабада экономические периоды, а Пакистан, как единственная мусульманская ядерная держава, предоставляет королевству особую гарантию безопасности святых мест.
Как соотносятся связи Эр-Рияда с Нью-Дели и Исламабадом и как королевству удается поддерживать баланс?
Тесное взаимодействие Эр-Рияда с Нью-Дели началось примерно в то же время, когда саудовско-пакистанские отношения достигли дна в 2015 году. В то время парламент Пакистана принял решение против военного участия в возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, сражающейся с повстанцами-хуситами в Йемене. Это привело к тому, что Эр-Рияд перестал проявлять интерес к кашмирскому спору между Пакистаном и Индией, что сблизило его с Нью-Дели.
Тем временем Исламабад оказался вовлечен в саммит в Куала-Лумпуре (альтернативный мусульманский блок) в 2019 году, — саммит, на который Саудовская Аравия даже не была приглашена. И хотя Исламабад впоследствии отказался от участия в форуме, саудовско-пакистанские отношения вернулись в нормальное русло только в мае 2021 года.
Именно во время этой несчастливой фазы Эр-Рияд начал поддерживать твердый баланс между Исламабадом и Нью-Дели. После 2014 года взаимодействие Саудовской Аравии с Индией достигло новых высот. Затем, после заключения соглашения о Совете стратегического партнерства в 2019 году, саудовско-индийские связи получили серьезный стратегический и экономический импульс.
Ашок Суэйн, профессор по изучению конфликтов и мира в Уппсальском университете в Швеции, сказал в интервью изданию Al-Monitor, что Саудовская Аравия «разделяет стратегические интересы как с Индией, так и с Пакистаном, особенно в области региональной безопасности и борьбы с терроризмом».
Суэйн указал на «значительные экономические отношения» Эр-Рияда с Индией и Пакистаном, отметив, что королевство является крупным инвестором в обеих странах. В то же время, отметил он, Эр-Рияд «исторически был близким союзником Пакистана, военное сотрудничество с которым насчитывает несколько десятилетий».
Эксперт добавил, что «Индия понимает тесные военные связи между Пакистаном и Саудовской Аравией. Однако это не мешает Индии стремиться к прочным отношениям с Саудовской Аравией, поскольку у них много общих платформ для сотрудничества. Поэтому укрепление военных связей в результате встречи главы пакистанской армии с саудовским кронпринцем не станет фактором, препятствующим укреплению отношений между Индией и Саудовской Аравией».
ЭНЕРГЕТИКА И ТОРГОВЛЯ С ИНДИЕЙ
В настоящее время Индия является вторым по величине торговым партнером Саудовской Аравии, а объем двусторонней торговли в 2023 году составит 52,75 миллиарда долларов. В то время как королевство вносит свой вклад в энергетическую безопасность Индии, Индия помогает Саудовской Аравии в обеспечении продовольственной безопасности.
По прогнозам, Индия станет крупнейшим нефтяным рынком для Саудовской Аравии, поскольку, уступив место Китаю в качестве основного импортера, она, как ожидается, станет крупнейшим фактором мирового спроса на нефть к 2030 году.
Суэйн добавил, что Саудовская Аравия участвует в различных многосторонних форумах, членами которых являются Индия и Пакистан, и в целом «Саудовская Аравия тщательно регулирует свои отношения с Индией и Пакистаном, балансируя свои экономические, стратегические и дипломатические интересы с обеими странами и способствуя региональной стабильности».
Например, планируется создание экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа, и Саудовская Аравия подписала меморандум о взаимопонимании для продвижения этого проекта. Но и с этой точки зрения Эр-Рияд остается важной частью китайской инициативы «Пояс и путь» (ППД), в которую входит и Пакистан. (Китай вышел на первое место по объему двусторонней торговли с Саудовской Аравией, их товарооборот составлял в 2022 г. 81 млрд долларов — прим.)
Однако временами растущая дискриминация мусульман в Индии создавала для Саудовской Аравии серьезные дипломатические проблемы в поддержании ровных отношений с Дели, а теперь еще и война в Газе. (Торговый коридор Индия — Саудовская Аравия — Европа, который лоббировали эти страны и США, должен пройти через Иорданию и Израиль и связать эти экономические системы в одной целое. В настоящее время это невозможно из-за войны между Израилем и ХАМАС в секторе Газа, не говоря о столкновениях между Израилем и Хезболлой на ливано-израильской границе и неспокойной обстановке в Иордании — прим.).
Но, по мнению Свейна, в настоящее время между Индией и Саудовской Аравией нет никаких разногласий по вопросу Газы. «Хотя и те, и другие хотят, чтобы насилие и гуманитарный кризис поскорее закончились. Они оба считают ХАМАС террористической группировкой, и оба — принц Мухаммед и [премьер-министр Индии Нарендра] Моди работают в тесном сотрудничестве с Израилем и [премьер-министром Биньямином] Нетаньяху».
Проверенные временем и основанные на редком доверии, саудовско-пакистанские связи должны пережить растущие связи королевства с Индией. И к тому же недавнее нападение Ирана на Пакистан только еще больше сблизит Исламабад и Эр-Рияд.
Зубайр Фейсал Аббаси, специалист по политике и управлению развитием из Исламабада, сказал Al-Monitor, что «Эр-Рияд смотрит на Индию как на большой рынок с большим потенциалом и обещанием получить значительную прибыль от инвестиций. Однако традиционно Саудовская Аравия пытается решить свои исторические сложности в отношениях на государственном уровне с Персидским заливом и прилегающими странами. Эр-Рияд внимательно следит за поведением Пакистана на своих западных границах и предпринимает стратегические действия и дипломатическое позиционирование в зависимости от ситуации в отношении Индии и Пакистана».
На региональном уровне Эр-Рияд, Исламабад и Анкара также договорились увеличить объем трехстороннего оборонного сотрудничества в области технологий, исследований и разработок оборудования.
Наконец, еще одним преимуществом саудовско-пакистанских отношений является Специальный совет по содействию инвестициям (SIFC), созданный гражданским и военным истеблишментом Пакистана. Предоставляя широкие инвестиционные возможности в различных секторах, SIFC символизирует многоплановое двустороннее сотрудничество как в государственном, так и в частном секторе.
Аббаси отметил: «Саудовская Аравия находится в процессе изучения деловых и инвестиционных возможностей, выходящих за рамки нефтяных доходов, особенно в странах с развивающейся экономикой. Запуск такого механизма быстрого содействия инвестициям, как SIFC, был своевременным решением, и он играет центральную роль в направлении инвестиционной экспансии Саудовской Аравии в Пакистан».