#Иегова, #Яхве, #Иалдабаоф, #иудаизм, #религиоведение, #христианство, #гностицизм, #Самаэль, #Саваоф
Иегова для гностиков эпохи раннего христианства – не Бог-Творец, а хитрый и подлый узурпатор-демиург. И весь «данный нам в ощущениях» мир – отнюдь не Божье Творение, а убогая и жалкая поделка ремесленника Демиурга. Своего рода предвосхищение, или же вдохновившее создателей «Матрицы» учение.
Христос гностиков – бессмертный Бог, посланный верховным Отцом спасти человечество. Демиург подстрекает евреев убить Христа, но умер на кресте только Иисус - человеческая ипостась Спасителя, а Бог-Христос остался жив.
Самое известное имя демиурга – Иалдабаоф. Вероятный перевод этого имени «Иалдабаоф» (Йалдабаот, Ялдабаоф) - «Сын Хаоса», с иврита (yalda bahut, ילדא בהות).
Об Иалдабаофе мы знаем из Апокрифа Иоанна, дошедшего в коптском переводе с греческого в собрании текстов из Наг-Хаммади.
Для сравнения можно упомянуть египетского демиурга Хнума или индуистского Вишвакармана, однако никто из них не претендовал на положение Верховного Бога-Творца, как демиург Иалдабаоф или ветхозаветный Яхве-Иегова.
Согласно гностическому мифу о творении, от «Монады», «монархии, что стоит на вершине всего», от [невидимого] Единого, живущего выше, нежели [всё, в] нетлении, который сам есть чистый свет, невидимый для людского [ока], исходили пары архонтов. До этого архонты творились парой ранее созданных существ, количество архонтов росло, так как на протяжении поколений они объединялись в пары, и каждая пара рождала новое звено непрерывной цепи. А Иалдабаоф – неудачное творение Софии, решившейся в нарушение правил творения (вернее, пока ещё эманирования) самостоятельно, не советуясь с Монадой или партнером, произродить следующего архонта. Так появился Иалдабаоф - ее неполноценный и ужасающий сын.
Иалдабаоф получился отвратительным настолько, что был отвергнут собственной матерью:
«Ее творение, столь желаемое ею, принимало форму львиноликого змея, когда она смотрела на него. Глаза змея были словно вспыхивающими огненными молниями. Она отбросила его от себя, прочь из своего обиталища, туда, где никто из бессмертных не мог увидеть, что сотворила она в своем невежестве. И окружила она его световым облаком, в центре которого поместила трон, который никто не мог видеть, кроме Духа Святого, именуемого матерью всего живущего. И дала ему имя Иалдабаоф. Это был главный архонт, который взял великую силу от своей матери».
Иалдабаоф пытается творить сам, в чём уже проявляет свою характерную черту - желание власти и доминирования. С помощью украденной у матери силы он создает множеств меньших существ, чьей изначальной обязанностью было служить ему в его темных делах.
" …И поставил он семь королей соответственно небесным сводам – на семи небесах, а пятерых – в глубинах Бездны, которой они призваны повелевать. И разделил он меж ними свой огонь; но не дал им тот огонь, что вобрал от своей матери, ибо он суть тьма невежественная".
Завершив сотворение 365 архонтов, Иалдабаоф с удовлетворением озирается и провозглашает себя единым богом. То есть превозносит себя над своими же творениями, а также по невежеству, а возможно и ради открытого неповиновения отвергает предшествовавшие ему сущности: свою мать Софию и источник ее существования Монаду или Плерому, о котором Иалдабаоф ничего не знает. Говоря по-простому, архонту «с ограниченными возможностями» при рождении напрочь «отбило память».
В тексте, озаглавленном "О происхождении Мира", читаем: Пистис (Вера) (в данном контексте – Эон или эманация Истинного Бога) обвиняет «Верховного Правителя», то есть Иалдабаофа или Самаэля в провозглашении им себя Богом или верховной силой во вселенной, и говорит: «В завершении твоих деяний весь порок, ставший видимым на фоне нерушимой правды, будет уничтожен и прекратит своё существование, будто этого изъяна никогда и не было». «Существует бессмертный человек, созданный светом до твоего появления, который появится среди твоих фальшивых форм; в презрении растопчет он тебя, разобьет вдребезги, словно глину гончара».
Иалдабаофу гностики приписывают еще несколько важных функций. О нем говорится как о творце «ложного мира форм». «И великий демон начал творить эоны наподобие истинных Эонов, и творил он их собственной силой», то есть своей мыслью. Эоны - продукт эманации божества - Сущности. У гностиков был термин «Эпинойа» - управляемая мыслительная операция заданной величины, синтез воображения и восприятия. В данном случае речь идет о процессе воплощающем вымысел в реальность, разделяющем целое на части, дифференциации, и затем комбинирующем эти отдельные части произвольным образом, образуя новое целое в виде жизнеспособных химер, обладающих заданными ТТХ – например: грифонов, кентавров, сирен, василисков и т.д.
Поскольку существующий мир и его обитатели сотворены Иалдабаофом из материи (ср. метафорическое «вылеплен из глины»), по самой своей природе он несовершенен. Различные секты, в зависимости от их отношения к иудаизму, приписывали Иалдабаофу то более высокое, то более низкое положение в иерархии богов, но ни один гностик не считал этого демиурга высшим божеством, сотворившим духовный мир, небеса и ангелов. Офиты были настроены против иудейского бога и наделяли Иалдабаофа чертами характера, недостойными божества. Он был невежественен, мстителен и горд.
Не слишком довольный своим творением, он решил уничтожить его при помощи первой женщины. Но София (Премудрость) послала змея, соблазнившего людей вкусить плод от древа познания, которое Иалдабаоф табуировал, пытаясь удержать людей во мраке невежества. Прозрев и обретя мудрость, человек смог объявить войну Иалдабаофу. Именно так понимали офиты ветхозаветное предание о «грехопадении». Затем Иалдабаоф делает ещё несколько попыток уничтожить людей, например - наслав потоп. Но, по счастью, все они у косолапого демиурга с Божьей помощью провалились.
Есть у него и другие имена: "И когда свет смешался с тьмой, тьма стала сиять. И когда тьма смешалась со светом, свет был омрачен и стал ни светлым, ни темным, а тусклым. Затем повелитель ослаб и обрёл три имени. Первое имя Иалдабаоф, второе Саклас, а третье Самаэль. Он неблагочестив в своей надменности, потому что сказал: "Я Бог, и нет иного Бога кроме меня", так как он невежественен по отношению к своей силе, силе места, от которого он произошёл».
Эти имена демиурга не менее «говорящие»: «Samael» буквально означает «Слепой бог» или «бог слепых» в переводе с арамейского. В другом значении «Самаэль» означает «яд Бога», поскольку он считается ангелом смерти и убивает людей при помощи яда. Символика яда такова, что поражает он всегда изнутри, даже если попадает снаружи.
В иудаизме роль Самаэля неоднозначна: он главный правитель пятого неба, один из регентов семи миров, которому подчиняется два миллиона ангелов. В Талмуде говорится о нем, как об ангеле-хранителе Исава (того самого мифического прародителя арабов) и начальнике стражи Эдема. Самаэля иногда определяют как персонажа, боровшегося с Иаковом, а также ангелом, который сдерживал руку Авраама, когда он собирался принести в жертву своего сына. Согласно каббале, Самаэль связан с Eisheth Zenunim (Ишет Зенуним), Na'amah (Ноема), и Agrat Bat Mahlat (Аграт Бат Махлат)– суккубами, ангелами священной проституции.
В офитском тексте «Сущности архонтов» о Самаэле говорится:
"Их правитель слеп; по причине своей силы, невежества и надменности он сказал: «Это Я – Бог; нет иного кроме меня". Сказав это, он согрешил против полноты. И речь его была вознесена к нетленности; затем из нетленности последовал голос: "Ты ошибаешься, Самаэль, ты, кто есть бог слепых".
А если взглянуть на этого персонажа не буквально-мифологически, а через психологическую призму, понимаем, что Иалдабаоф не является неким «злом» по своей природе, но заблуждается, веря в собственную выдумку, что является верховной силой во вселенной, что, по сути, является незнанием и невежеством (из-за этого его называют слепым).
А вот Саваоф, как обычно именуют Бога-Отца в православии, и вовсе пробудившийся благодаря «бабушке» Софии сын Иалдабаофа. «Когда Саваоф, сын Иалдабаофа, услышал голос Пистис, то восхвалил он её, и осудил отца своего, поверив на слово Пистис; и восхвалил он её, потому что поведала она о бессмертном человеке и его свете. Тогда Пистис София протянула палец и одарила его своим светом в знак осуждения его отца. Теперь, когда Саваоф был освещён, обрёл он величайшее превосходство над силами хаоса. И с того дня его именуют Повелителем Сил».
В иудейской традиции Савао́ф (ивр. צבאות, Цеваот, буквально («Господь Воинств») — один из имён-эпитетов Бога, имя которого не произносимо и на письме выражается тетраграмматоном, который обозначают словом Яхве или Иегова.
Автор психологической интерпретации гностического мифа продолжает:
«Миф отвечает на вопрос, как и почему Иалдабаоф пришел к тому, чтобы выделиться из всего этого дарвинского эволюционно-биологического мира, в котором нам приходится жить. Иалдабаоф представляет собой не столько пример неудачной адаптации к окружающей среде, сколько случай, небрежность, неожиданный результат эксперимента, грубую ошибку. Иалдабаоф – не типичный продукт эволюционного процесса, а скорее феномен. Будто в некоем эксперименте что-то пошло не так, произошла аномалия, и теперь все оборудование сломано.
Критика гностицизма представляла собой кардинальный пересмотр религиозных учений, которые приобрели распространение в античном библейском мире. Точно так же, как обычный человек нашего времени мог бы, не задумываясь, сказать, что люди сами отвечают за свою жизнь, что они должны рационально контролировать свои действия, и что они ответственны за свое поведение, древние библейские конформисты могли бы нисколько не сомневаясь сказать, что создатель благ и только благ, и что все ведущие к страданиям ошибки являются сугубо человеческими. При этом все иных богов или богинь они считали иллюзией или, что еще хуже, идолопоклонничеством, наказуемым всевозможными бедствиями. Плюрализм, целостность, завершенность, полнота бытия, Бог, Отец-Мать были отвержены. Целостность бытия была разделена на сегменты и скомпонована в строгую иерархию ценностей, а все остальное было изгнано в ад с проклятиями. То, что мы сегодня называем граничным расщеплением и разрастанием самовлюбленного эго – это и есть наследие Иалдабаофа.
Через Иалдбаофа гностики идентифицировали модель склонностей сознания, свойственных их культуре. Сегодня мы видим идентичную ситуацию и похожий паттерн в нас самих и в людях вокруг нас. Иалдабаоф представляет собой основу для индивидуалистического, контролирующего и самовлюбленного эго, столь знакомого западной культуре. То, что гностики называли Иалдабаофом до сих пор живо и пребывает с нами, возможно еще в большей мере, чем в древние времена». (Источник: https://lektsii.com/3-40268.html)