Святитель Тихон Задонский много страдал. Причем, страдал не от безбожников, а от христиан (или, точнее, тех, кто выдавал себя за христиан), и это придавало особую остроту его страданиям.
Но именно к нему мы и можем прислушиваться с особым вниманием как к человеку, хорошо знающему то, о чем он говорит.
Итак, свое поучение о страдании святитель начинает следующим напоминанием:
«Скажет кто: «Христианам многие бывают скорби, как говорит пророк: Много скорбей у праведных» (Пс. 33.20)».
Эта истина хорошо была известна еще во времена Ветхого Завета, и она приобретает особый вес и значимость в эпоху Нового.
Да – настоящим христианам предстоит много страданий. Это незыблемая аксиома, которую нужно принять без возражений и смущений. Ибо в противоположном случае, это не христиане.
Но прислушаемся дальше:
«Правда, но эти скорби извне им бывают, и потому душевной их радости не отнимают. Тело и плоть их оскорбляется, но душа в них веселится, ибо эти скорби бывают не как злодеям, но как христианам (см. 1. Пет. 4. 15-16).
Удивительно, что это говорит святитель, который испытывал не только физические скорби в виду своего слабого здоровья, но и гонения от своих духовных собратий.
И здесь мы получаем первую подсказку – при «оскорблении» плоти душа может и должны веселиться, если эти скорби нам выпадают именно как христианам, разделяющим крестный путь Христа.
Стоит присмотреться и к отрывку из послания апостола Петра, на который ссылается святитель Тихон:
«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
А если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». 1 Пет. 4. 15-16.
Итак, если как христианин, то – не стыдись, но прославляй Бога…
Так, хорошо. Однако даже скорби за христианство не меняют своей мучительной сути. Стыдиться, ладно, не будем, но где взять силы не только на то, чтобы их мужественно терпеть, но еще и на то, чтобы прославлять Бога?
Ведь это какой тяжкий груз нужно поднять?!..
Но здесь и находится чудесный «рычаг», который помогает поднять тяжесть любой скорби за христианство – прославление Бога.
Не возмущение, не ропот – но именно прославление. И тогда эти скорби перестают быть неподъемным грузом…
«И потому этими скорбями не погружаются, но более возносятся и хвалятся скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5. 3-5)».
Вот и апостол Павел нам на помощь.
Помогать нам будет и сознание плода, который нам принесут восхваляемые перед Богом скорби.
И все-таки, все-таки… Чего-то не хватает.
Не хватает этого волшебного «что-то», которое сделает живой всю эту умозрительную картину.
В теории все хорошо и понятно: если скорби за Христа, если «оскорбляется» болезнями тело, то пусть радуется душа…
Но откуда взять в душе живительный огонь, что согреет всю эту благостную картину.
И святитель Тихон словно бы мимоходом, но бросает этот «огонек». Там, как бы случайно, но говорит фразу, которая все мгновенно преображает, и делает все описанное выше действительно реальным и выполнимым.
Вот эта фраза:
«К тому же и скорбь терпеть ради любимого радостно…»
Удивительно! Вот он этот, волшебный ключик, который открывается дверь превращения скорби в радость. Единственный надежный ключик!..
Да – надо просто любить того, ради которого страдаешь.
Разве мы это не испытали с людьми? Разве не радостно нам было пострадать за того, кого мы любили. Разделить с ними их долю, их беду, их поношения, их скорби…
А теперь перепишем еще раз:
Да – надо любить Того, ради кого страдаешь.
Уловили – кого «Того»? Все просто – надо любить Христа.
И тогда любые скорби ради Него превратятся в радости!
И не нужно больше никаких слов. Это – истина, это - аксиома.
Но – увы! - разве среди нас остались те, кто любят Его?!..