Ленин в Смольном. Художник: Исаак Бродский

  Портрет Ленина Бродского, одно из самых знаковых произведений искусства социалистического реализма, изображает Ленина в Смольном институте, штаб-квартире революционного правительства в месяцы,...

Портрет Ленина Бродского, одно из самых знаковых произведений искусства социалистического реализма, изображает Ленина в Смольном институте, штаб-квартире революционного правительства в месяцы, последовавшие сразу за Октябрьской революцией. Все детали сцены призваны контрастировать с чрезмерной роскошью царской России, от простыней, наброшенных на стулья во временном кабинете, до скромного наряда Ленина и выражения спокойной сосредоточенности. На холсте высотой почти три метра вождь изображен почти в натуральную величину, что повышает качество натуралистической точности, пронизывающей работу. Передача полированного дерева мебели, текстуры тканей и блестящего пола демонстрирует технический талант Бродского - произведение почти фотографическое по своей точности.

Родившийся в 1884 году на территории современной Украины, Исаак Бродский был одним из самых талантливых русских художников своего поколения, и в юности его обучал Илья Репин, номинальный руководитель группы "Передвижники", который отвечал за такие знаковые работы, как "
Бурлаки на Волге" (1870-73). Хотя Бродский был в том возрасте, когда можно было участвовать в революционных эстетических экспериментах 1900-10-х годов, политические убеждения нашли выражение в точном, но эмоциональном стиле живописи, на который повлияли русский реализм конца девятнадцатого века и европейский натурализм. Действительно, он, возможно, был последним великим художником эпохи передвижников; благодаря пристальному вниманию к неформальной позе эта работа соответствует великой традиции русского реалистического портрета, заложенной в прошлом веке такими художниками, как Иван Крамской.

"Ленин в Смольном" была одной из нескольких работ, которые Бродский создал после смерти Ленина в 1924 году, чтобы канонизировать вождя. Как и многие произведения социалистического реализма, оно отсылает к безмятежному периоду или событию в ранней истории Советского Союза - в данном случае к первым нескольким месяцам революционного правления - вместо того, чтобы касаться сложностей современной реальности. Тем не менее, это дает представление о пылкости и оптимизме тех первых дней и о вере, которая была возложена на лидерство Ленина, и в то же время предсказывает менее совершенную версию реалистического стиля Бродского, которая будет навязана сверху после 1932 года.

Холст, масло - Третьяковская галерея, Москва