Найти тему
Музклассы.рф

5 фактов об опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

Оглавление

В этой статье вы найдете 5 интересных фактов о самом любимом произведении композитора: сказочной опере «Снегурочка».

Ноты оперы «Снегурочка». Экспонат мемориальной квартиры Н.А. Римского — Корсакова, город Санкт-Петербург. Фото: Вячеслав Палес / Фотобанк Лори
Ноты оперы «Снегурочка». Экспонат мемориальной квартиры Н.А. Римского — Корсакова, город Санкт-Петербург. Фото: Вячеслав Палес / Фотобанк Лори

1. Снегурочка — любимая опера Римского-Корсакова

Именно это произведение можно считать в полной мере зрелым. «Снегурочка» — результат слияния двух этапов становления композитора: общения с членами кружка «Могучая кучка» и образования, полученного в консерватории. Опера написана в 1881 году, к этому времени Римский-Корсаков понял самого себя и писал оперу, используя совершенную технику письма.

Римский-Корсаков считал это произведение самым лучшим, даже после написания своей последней оперы он говорил: «Кто не любит „Снегурочки“, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня». Снегурочка — сказочная опера, а этот жанр получался у композитора лучше всего!

Николай Андреевич Римский-Корсаков в своем кабинете. Иллюстрированное приложение к газете «Новое Время» за июнь 1908 года, № 11585. Фото: Е. Мрозовская
Николай Андреевич Римский-Корсаков в своем кабинете. Иллюстрированное приложение к газете «Новое Время» за июнь 1908 года, № 11585. Фото: Е. Мрозовская

2. Оппозиция двух миров: сказочного и реального

В опере «Снегурочка» четко выражено двоемирие: персонажи разделены на реальных и выдуманных. Такой прием в принципе типичен для произведений Римского-Корсакова.

Два разных мира представлены разным музыкальным материалом. Реальный мир охарактеризован песенными, романсовыми интонациями, преобладает диатоника, нет ничего резкого и неожиданного. Для фантастического мира композитор выбрал хроматические мотивы, часто применяет звукоподражание, например, Римский-Корсаков написал хор птиц и мерцание светлячков.

Михаил Клодт. Эскизы костюмов Весны и Снегурочки. Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
Михаил Клодт. Эскизы костюмов Весны и Снегурочки. Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека

3. Опера наполнена аллегориями

Основные персонажи оперы — Снегурочка, Лель и Берендей. Образ Снегурочки развивается в течение всего произведения: от холодной, зажатой души к теплому, человеческому чувству. Главнее всех солнце, бог Ярило, однако в опере этот персонаж сам никак не фигурирует. Лель и Берендей — выразители его воли. Лель выражает лирическую сферу через свои песни любви, а Берендей — эпическую. У каждого персонажа есть свой, часто возникающий, лейтмотив.

Н. Римский-Корсаков. СНЕГУРОЧКА. 1 акт. Белорусский Государственный академический Большой театр оперы и балета. 28.01.2011г. Премьерный спектакль. Режиссёр-постановщик Сусанна Цирюк

4. Слушатели не сразу поняли авторский замысел

Премьеру нельзя назвать удачной, мнения публики разделились. Впервые опера прозвучала 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра. Не вся публика была готова к такому произведению: интересные образы и аллегории многие слушатели не смогли распознать. Им было непривычно видеть столько фольклорных сцен, слышать народные напевы в опере.

Но уже на втором представлении понравившихся публике номеров стало больше, артистов вызывали на бис, а самого Римского-Корсакова — на поклоны. Постепенно в спектакль вводились другие артисты, благодаря которым авторитет оперы возрастал.

«Снегурочка» Римского-Корсакова в постановке Государственного академического Большого театра СССР, 1951 год. Сцена из первого акта, деревня царя Берендея. Фото: Архив РИА Новости, изображение #855728 / В. Малышев
«Снегурочка» Римского-Корсакова в постановке Государственного академического Большого театра СССР, 1951 год. Сцена из первого акта, деревня царя Берендея. Фото: Архив РИА Новости, изображение #855728 / В. Малышев

5. Цитат в опере почти нет, но есть качественная стилизация

Важно понимать, что опера «Снегурочка» — это национальное достояние.

В опере большое внимание уделяется народным сценам, очень правдоподобно показываются проводы Масленицы, свадебный обряд, сцена гуляний в лесу. Все эти обрядовые сцены способствуют раскрытию сюжета. Римский-Корсаков почти не цитирует подлинные народные песни — он сочиняет свои, которые полностью соответствуют традиции!

Предлагаем вам насладиться звучанием сцены «Свадебного обряда» из первого действия оперы:

Таким образом, оперу «Снегурочка» можно назвать по-настоящему русской. Это гениальное произведение Римского-Корсакова заслуживает внимания.