Когда и почему возникает психологический запор?
Обычно не раньше 2-3 лет (только с этого возраста ребёнок может сознательно сдерживать позывы к дефекации), из-за внутренних тревог и переживаний, а также воспоминаний о болезненной дефекации
Какие ситуации могли привести к сдерживанию?
- болезненный запор (болевые ощущения)
- негативный опыт дефекации в общественном месте (детский сад, торговый центр, поезд, самолёт)
- резкая смена места (переезд, поездка на отдых, к бабушке, в гостях)
- раннее приучение к горшку, когда ребёнок ещё не дозрел до контроля над своим кишечником и просто не понимает, что и как от него хотят, но ожидание родителей и их недовольство, провоцируют внутреннее напряжение и тревогу
- наказание за испачканные штанишки
- диарея: у малыша остаются воспоминания о боли в животе, частом стуле, запахе
Ситуации, которые могут повлиять на дефекацию, если процесс лечения запора уже сдвинулся в положительную сторону, но успех ещё недостаточно закреплён:
- ссора родителей, свидетелем которой он стал
- адаптация к детскому саду (или какой-то конфликт в детском саду)
- испуг от страшной сказки/мультика
- любая другая появившаяся тревога
- смена места жительства
- госпитализация
- страх унитаза
Как это работает?
- ребёнок испытывает тревогу, страх или сильное эмоциональное напряжение, но не умеет самостоятельно справляться с этими ощущениями
- внутри у ребёнка возникает напряжение на физиологическом уровне: он не может расслабиться (а это нужно, чтобы покакать в том числе)
- малыш удерживает кал, так как по его ощущениям именно дефекация приносит отрицательные эмоции и физическую боль
- образуется замкнутый круг: ребёнок не какает => кал твердеет => дефекация снова становится болезненной
Вот почему на этапе лечения даже психологического запора очень важно иметь контакт с гастроэнтерологом для своевременной консультации и корректировки дозы лекарства, чтобы сделать (и поддерживать) стул мягким
Ещё одна причина сдерживания дефекации (чаще с 4-х лет, но могут быть исключения) — это высокая чувствительность и повышенная брезгливость малыша к запаху, телесным ощущениям от контакта с горшком, унитазом или непосредственно каловой массой.
Дети начинают бояться, что какашка их испачкает, или что она слишком сильно будет пахнуть, или просто-напросто увидеть её.
Таких деток мы узнаем по определённым признакам высокой чувствительности:
- не любят долгий телесный контакт
- боятся испачкаться на улице или дома во время еды или игры
- не любят громкие звуки
- имеют пищевую избирательность
- сложно моют голову или умываются и чистят зубы (не любят)
- некоторые не любят купаться вообще
⠀Высокочувствительные малыши сдерживают дефекацию, чтобы избежать встречи с таким неприятным, на их взгляд, событием.
У старших дошкольников и школьников спровоцировать психологический запор может также травма отверженности или униженности, когда родители:
- требуют соответствовать каким-то их ожиданиям, какому-то уровню (например, хорошо учиться)
- часто ведут себя строго
- используют модели сравнения с другими детьми
⠀Ребенок начинает тревожиться, что он какой-то не такой: не радующий родителей, не принятый ими безусловно. На этом фоне у него возникает внутреннее напряжение — и дальше всё стандартно приводит к запору.
Важно помнить, что запорам в принципе подвержены:
- тревожные и эмоциональные дети
- дети с задержкой формирования функций регуляции и контроля
- дети с повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы
Помнить - и не давить, не ругать, не пугать, а поддерживать и, в случае необходимости, обращаться за помощью к специалистам — гастроэнтерологу и психологу