Почему ребёнок не какает?

Почему ребёнок не какает? О психологическом запоре рассказывает руководитель Центра психологии и нейропсихологии PsyMed, клинический психолог DocDeti Наталья Медведева.
Почему ребёнок не какает? О психологическом запоре рассказывает руководитель Центра психологии и нейропсихологии PsyMed, клинический психолог DocDeti Наталья Медведева.

Когда и почему возникает психологический запор?

Обычно не раньше 2-3 лет (только с этого возраста ребёнок может сознательно сдерживать позывы к дефекации), из-за внутренних тревог и переживаний, а также воспоминаний о болезненной дефекации

Какие ситуации могли привести к сдерживанию?

  • болезненный запор (болевые ощущения)
  • негативный опыт дефекации в общественном месте (детский сад, торговый центр, поезд, самолёт)
  • резкая смена места (переезд, поездка на отдых, к бабушке, в гостях)
  • раннее приучение к горшку, когда ребёнок ещё не дозрел до контроля над своим кишечником и просто не понимает, что и как от него хотят, но ожидание родителей и их недовольство, провоцируют внутреннее напряжение и тревогу
  • наказание за испачканные штанишки
  • диарея: у малыша остаются воспоминания о боли в животе, частом стуле, запахе

Ситуации, которые могут повлиять на дефекацию, если процесс лечения запора уже сдвинулся в положительную сторону, но успех ещё недостаточно закреплён:

  • ссора родителей, свидетелем которой он стал
  • адаптация к детскому саду (или какой-то конфликт в детском саду)
  • испуг от страшной сказки/мультика
  • любая другая появившаяся тревога
  • смена места жительства
  • госпитализация
  • страх унитаза

Как это работает?

  1. ребёнок испытывает тревогу, страх или сильное эмоциональное напряжение, но не умеет самостоятельно справляться с этими ощущениями
  2. внутри у ребёнка возникает напряжение на физиологическом уровне: он не может расслабиться (а это нужно, чтобы покакать в том числе)
  3. малыш удерживает кал, так как по его ощущениям именно дефекация приносит отрицательные эмоции и физическую боль
  4. образуется замкнутый круг: ребёнок не какает => кал твердеет  => дефекация снова становится болезненной
Вот почему на этапе лечения даже психологического запора очень важно иметь контакт с гастроэнтерологом для своевременной консультации и корректировки дозы лекарства, чтобы сделать (и поддерживать) стул мягким

Ещё одна причина сдерживания дефекации (чаще с 4-х лет, но могут быть исключения) — это высокая чувствительность и повышенная брезгливость малыша к запаху, телесным ощущениям от контакта с горшком, унитазом или непосредственно каловой массой.

Дети начинают бояться, что какашка их испачкает, или что она слишком сильно будет пахнуть, или просто-напросто увидеть её.

Таких деток мы узнаем по определённым признакам высокой чувствительности:

  • не любят долгий телесный контакт
  • боятся испачкаться на улице или дома во время еды или игры
  • не любят громкие звуки
  • имеют пищевую избирательность
  • сложно моют голову или умываются и чистят зубы (не любят)
  • некоторые не любят купаться вообще

⠀Высокочувствительные малыши сдерживают дефекацию, чтобы избежать встречи с таким неприятным, на их взгляд, событием.

У старших дошкольников и школьников спровоцировать психологический запор может также травма отверженности или униженности, когда родители:

  • требуют соответствовать каким-то их ожиданиям, какому-то уровню (например, хорошо учиться)
  • часто ведут себя строго
  • используют модели сравнения с другими детьми

⠀Ребенок начинает тревожиться, что он какой-то не такой: не радующий родителей, не принятый ими безусловно. На этом фоне у него возникает внутреннее напряжение — и дальше всё стандартно приводит к запору.

Важно помнить, что запорам в принципе подвержены:

  • тревожные и эмоциональные дети
  • дети с задержкой формирования функций регуляции и контроля
  • дети с повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы

Помнить - и не давить, не ругать, не пугать, а поддерживать и, в случае необходимости, обращаться за помощью к специалистам — гастроэнтерологу и психологу