Найти тему
МуZей Победы

Его самолеты летчики ценили за феноменальную надежность и простоту. Легендарный конструктор Сергей Ильюшин

Оглавление

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения великого конструктора Сергея Ильюшина, разработавшего множество известных машин. Так, штурмовик Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации, их было выпущено свыше 36 тысяч штук. Сергей Владимирович создал несколько типов удачных дальних бомбардировщиков, атаковавших Берлин в 1941 году, и первый турбореактивный пассажирский самолет Ил-62. Ильюшин был трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда, рекордные семь раз награжден Сталинской премией. В сегодняшнем материале расскажем, как выдающийся конструктор повлиял на развитие советской авиации и за что летчики ценили его машины.

-2

Становление конструктора

Сергей родился в бедной крестьянской семье в деревне Дилялево Вологодского уезда 31 марта 1894 года. Вот что он вспоминал о своем детстве:

«В школе я очень старался и учился хорошо, поэтому на меня обратил внимание наш законоучитель Николай Беляев — образованный человек, красавец. Голос у него был чудесный. Пришел он к нам на пасху, когда я уже окончил школу в 1906 году, и говорит отцу: "Дядя Владимир, надо бы дальше учить Сергея". А на что, на какие деньги учить? Родители у меня были бедные. В хозяйстве была одна корова да полторы десятины земли. Лошадь к тому времени пришлось продать… Как и мои старшие браться, в пятнадцать лет я ушел из деревни на заработки…»
Сергей Ильюшин в 1910-е годы
Сергей Ильюшин в 1910-е годы

Ильюшин трудился на различных фабриках и предприятиях разнорабочим. В 1910-м он жил в Санкт-Петербурге, работал чистильщиком сточных канав на красильной фабрике. В тот год в столице впервые проводилась Международная авиационная неделя. Мероприятие проходило на ипподроме, который был приспособлен под аэродром. Ильюшин устроился на него землекопом и помогал готовить праздник воздухоплавания. Именно во время демонстрации полетов Сергей загорелся любовью к авиации и решил связать с ней свою жизнь.

Фотография с Первой международной недели в Санкт-Петербурге, 1910 год
Фотография с Первой международной недели в Санкт-Петербурге, 1910 год

Но до становления конструктором было еще далеко, после авиационной недели Ильюшин вынужден был продолжить тяжелый физический труд разнорабочего, чтобы помочь своей семье. Сергей работал возчиком молока, смазчиком букс, табельщиком, помощником машиниста экскаватора. В 1914 году началась Первая мировая, Ильюшина призвали в армию и зачислили в пехотную учебную команду. Во время службы он смог перевестись в состав аэродромной команды, готовившей самолеты к вылету. В 1917-м Ильюшин окончил школу пилотов, а на следующий год из-за резкого сокращения выпусков самолетов аэродромная команда была расформирована.

-5

Однако уже в 1919 году Ильюшин вернулся в авиацию и был зачислен авиамехаником ВВС Красной Армии. В 1921 году Сергей успешно сдал экзамены и был зачислен в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. Получив высшее профильное образование, Ильюшин стал заниматься проектированием самолетов. В 1933 году Сергей Владимирович уже возглавил собственное конструкторское бюро.

-6

Создатель легендарных самолетов

Через три года работы Ильюшин создал дальний бомбардировщик ДБ-3. Самолет оказался надежным и технологичным, а главное, он мог совершить полеты на расстояние 3100 километров с тонной бомб. ДБ-3 установил пять мировых рекордов, и в годы Великой Отечественной стал основным дальним бомбардировщиком Красной Армии. С 1937 по 1945 годы было выпущено семь тысяч ДБ-3 разных модификаций, причем последние из них получили обозначение Ил-4. В 1941 году именно эти самолеты участвовали в успешных налетах на Берлин, продемонстрировав решимость Советского Союза сражаться до победного конца.

ДБ-3 поздней модификации, получивший обозначение Ил-4
ДБ-3 поздней модификации, получивший обозначение Ил-4

Самым же известным детищем Ильюшина стал штурмовик Ил-2. Это был прорывной самолет для своего времени. Он совмещал в себе высокие ударные возможности и отличное бронирование. Такие характеристики как нельзя лучше подходили для тактики штурмовиков: они атаковали цели с малой высоты и были уязвимы для огня зениток. Защита самолета позволяла сократить потери и увеличить эффективность поражения целей. Советские летчики ценили Ил-2 и прозвали его «летающим танком». Вот что вспоминал полковник Яков Борейко:

Ил-2
Ил-2
«Я скажу насчет "Ил-2": и в разведывательной авиации и в штурмовом варианте, я ни разу ни в одном вылете не ощутил какого-то недостатка. Ни разу двигатель не чихнул, ни разу не сдал, ни в одном полете. Самолет сделан был идеально. Отвечал условиям ведения боевых действий, другого лучшего самолета нет».
Яков Ильич Борейко
Яков Ильич Борейко

Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации, всего было выпущено порядка 36 тысяч машин разных модификаций. Эти штурмовики поддерживали действия Красной Армии во всех крупных операциях Великой Отечественной. В мирное время Сергей Владимирович продолжил создавать самолеты. Наиболее известной моделью стал дальнемагистральный пассажирский лайнер Ил-62. Как и остальные модели советского конструктора, он отличался высокой надежностью и технологичностью, выпускался на протяжении 29 лет.

-10

Сергей Владимирович Ильюшин создал 70 эскизных проектов, 11 его самолетов выпускались серийно. За свои заслуги он был награжден множеством орденов и медалей, трижды был удостоен звания Героя Социалистического Труда, семь раз ему вручалась Сталинская премия. Узнать больше о деятельности конструкторов в годы Великой Отечественной вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #ПодвигНарода