Посмотрим с нескольких точек зрения на предвыборную ситуацию в США
I. Взгляд из Лондона
После супервторника кажется очевидным, что президентские выборы 2024 года станут матчем-реваншем — впервые с 1912 года бывший президент бросил вызов действующему президенту.
...
Если Байден будет отставать в опросах общественного мнения в разных штатах до того, как кандидат от партии будет коронован на съезде в августе, главный аргумент в его пользу — что он является лучшей защитой от второго срока Трампа — будет трудно поддержать.
...
Одним из способов решения этой проблемы для демократов было бы проведение конкурса талантов на съезде. Риск заключается в том, что кандидатов потянут влево, чтобы угодить аудитории активистов. Альтернативой для партийных грандов было бы остановить свой выбор на молодом губернаторе, таком как Гретхен Уитмер из Мичигана, или на харизматичном ораторе, таком как сенатор Рафаэль Уорнок из Джорджии. Затем у них будет два месяца на предвыборную кампанию в условиях бурного внимания средств массовой информации, пока г-н Трамп находится под судом по делу о 6 января.
Может показаться неизбежным, что выборы 2024 года пройдут между мистером Байденом и мистером Трампом. Но, учитывая странности, характерные для этого конкурса, неопределенности больше, чем вы могли подумать.
***
II. Несколько уточнений (взгляд со стороны американских СМИ, прочитанных в России):
2.1. На промежуточных выборах в ноябре 2022 года Рафаэль Уорнок [афроамериканский баптистский пастор] одержал верх над своим оппонентом — республиканцем Гершелем Уокером во втором туре сенаторских выборов в американском штате Джорджия. Уокера поддерживал Трамп, но победа Уорнока обеспечила Демпартии перевес в сенате «51 против 49» даже без голоса вице-президента Камалы Харрис.
Уорнок уже встречался на проекте. Если кратко, то можно вспомнить вот такие моменты:
В последнее время мексиканские наркокартели превратили Атланту, столицу штата Джорджия, в крупный центр распространения метамфетамина, марихуаны, кокаина и героина. Торговля наркотиками является основным источником денег для членов банд, что привело к тому, что некоторые банды заключили нетрадиционные союзы друг с другом.
...
Можно заметить, что «любимые кандидаты Трампа» проиграли в штатах, значительно вовлеченных в поставки и распространение мексиканских и азиатских наркотиков. Возможно, Трамп хотел перекрыть некоторые каналы наполнения «теневых фондов» Демпартии, но ему это не позволили.
2.2. Национальный комитет демократической партии (DNC) организует Национальный съезд Демократической партии, проводимый каждые четыре года для выдвижения кандидатов на пост президента и вице-президента, а также формулирования партийной платформы.
В этом году съезд планируется провести с 19 по 22 августа в Чикаго, штат Иллинойс.
2.3. Председателем съезда будет Миньон Мур, афроамериканская дама из ближайшего окружения Хиллари Клинтон. Кроме того, Мур входит в совет директоров Black Lives Matter Global Network Foundation.
2.4. Председатель DNC Джейми Харрисон, темнокожий баптист из Южной Каролины, работавший в Podesta Group.
2.5. Губернатор Мичигана Гретхен Уитмер с 21 января 2021 года (сразу после инаугурации Байдена) занимает пост вице-председателя DNC.
2.6. Губернатор штата Иллинойс Джей Притцкер, представитель чикагской элитной семьи Притцкер.
14.09.2023 Байден назначил сестру Джея Пенни Притцкер спецпредставителем Вашингтона по экономическому восстановлению Украины. К вопросу о BlackRock и еще одной корпорации, с мы давно знакомы.
2.7. Пенни Притцкер близка к Элизабет Шервуд-Рэндалл, советнику Байдена по внутренней безопасности, старшему помощнику Джейка Салливана в СНБ.
По линии подчиненности к рекомендациям Элизабет прислушивается и генпрокурор Аризоны Кристин Майес и ее предшественница Джанет Наполитано, назначенная Байденом в Президентский совет по разведке (PIAB).
2.8. Основным транзитным узлом в поставках фентанила из Мексики стал участок границы с Аризоной.
2.9. Ранее таким узлом был калифорнийский Сан-Диего, расположенный рядом с мексиканским городом-побратимом Тихуана.
2.10. Через схемы с фентанилом в Сан-Диего оказывались деньги и китайских акторов, не вполне лояльных центральной власти или же по согласованию с ней выводящие часть средств в США.
2.11. Теперь эти деньги окажутся в Тусоне (штат Аризона)?
Мэр города Регина Ромеро, занимает пост председателя Латиноамериканского альянса Конференции мэров США.
2.12. Бывший мэр Лос-Анджелеса и бывший председатель Латиноамериканского альянса Эрик Гарсетти с 11.05.2023 года занял пост посла США в Индии.
По совпадению, по данным The Economist, Индия становится все более крупным поставщиком прекурсоров фентанила в Мексику.
При такой роли калифорнийской группы, примечательно, что The Economist, советуя Демпартии подумать о замене Байдена, принципиально не называет кандидатуру Гэвина Ньюсома.
2.13. В Тусоне расположены Разведывательный центр армии США, база ВВС США и производственные мощности Raytheon.
2.14. По результатам дополнительных ассигнований на вооружение Украины в 2022-23 финансовом году, Аризона получила $2,259 млрд. инвестиций, заняв второе место, уступив только Пенсильвании с $2,364 млрд инвестиций на производство боеприпасов и тактической техники для Украины.
Губернатор штата (с 02.01.2023) Кэтлин Хоббс представляет Демпартию.
[Еще раз к роли промежуточных выборов, в данном случае 2022 года, а в перспективе – к ставке некоторых мегадоноров не на кандидатов в президенты, а на кандидатов в мэры, губернаторы, местные сенаты и палаты представителей].
2.15. При Трампе и республиканском губернаторе Даге Дьюси Аризона к 2019 году стала одним из семи штатов, потребовавших от врачей, выписывающих пациентам опиоидные рецепты, одновременно выдавать рецепт на наркан (или хотя бы предлагать его).
Компания, производящая наркан в США, связана с калифорнийской леди Камалой Харрис и Минобороны США.
2.16. Усилиями Майкла Помпео и Кита Крача TSMC согласилась строить в Аризоне завод по производству 5-нм чипов (об этом было объявлено 14.05.2020 года). И демократы благодарят за это администрацию Трампа.
2.17. Однако, в 2023 году и сам штат перешел к Демпартии.
Еще раз вернемся к теневой стороне выборов в США.
Аризона
(Мексиканские сети распространения метамфетамина, кокаина и марихуаны).
Сенатор-демократ Марк Келли переизбрался в Аризоне.
Марк Келли – бывший астронавт и капитан ВМС США.
В 2011 году перед полетом в космос на его жену Габриэль Гиффордс было совершено покушение.
Инцидент произошел во время встречи члена Конгресса США от штата Аризона Габби Гиффордс с избирателями, когда напавший с пистолетом преступник убил 6 и ранил 14 человек. Гиффордс была ранена в голову (пуля прошла навылет) и в критическом состоянии доставлена в больницу, где ей была проведена экстренная операция.
Общественность США часть ответственности за произошедшее возложила на бывшего кандидата в вице-президенты США Сару Пейлин, призывавшую устранить из политики Гиффордс и 19 других парламентариев-демократов. Сару Пейлин упрекали в плакате, на котором было изображено стилизованное перекрестие на избирательной карте, на которой была изображена Гиффордс.
Сенатором-республиканцем от штата Аризона в то время был Джон Маккейн. Министром национальной безопасности США была Джанет Наполитано, губернатор Аризоны (06.01.2003 - 21.01.2009), с которой взаимодействовала Гиффордс, представляя Аризонский региональный совет Антидиффамационной лиги (ADL), отделившейся от B'nai B'rith.
...
28 марта 2012 года SpaceX объявила, что Келли войдет в состав независимой консультативной группы по безопасности полетов в космос, состоящей из ведущих экспертов.
В феврале 2021 года Келли проголосовал за осуждение Трампа за подстрекательство к мятежу в ходе его второго процесса по импичменту и был откровенен в своем презрении к нему.
7 июля 2022 года президент Джо Байден наградил Габби Гиффордс президентской медалью Свободы.
***
Упомянутая Джанет Наполитано с мая 2022 года входит в Консультативный совет при президенте по разведке (PIAB), «предоставляющий президенту США рекомендации относительно качества и адекватности сбора разведданных, анализа и оценок, контрразведки и другой разведывательной деятельности».
Председателем PIAB Джо Байден назначил адмирала ВМС в отставке Сэнди Виннефельда, который был заместителем председателя ОКНШ в администрации Обамы, а потом перешел в совет директоров Raytheon Technologies.
(опять Raytheon)
В состав PIAB входят:
Гилман Луи – американский венчурный инвестор в области технологий, который начинал как разработчик видеоигр, а затем стал соучредителем и руководителем венчурного фонда ЦРУ In-Q-Tel (предназначенного для содействия укреплению национальной безопасности путем объединения разведывательного сообщества Соединенных Штатов с венчурными предпринимательскими компаниями и осуществления венчурных инвестиций в новые технологии).
В 2018 году Луи был назначен членом Комиссии национальной безопасности США по искусственному интеллекту.
Ричард Рахул Верма – индийско-американский дипломат-юрист, который был послом США в Индии с 2014 по 2017 год (был первым человеком индийского происхождения, занявшим эту должность). Верма руководил одной из крупнейших дипломатических миссий США в мире, организовал несколько встреч между президентом Обамой и премьер-министром Нарендрой Моди, разработал более 100 новых инициатив и более 40 межправительственных диалогов. Он также был первым послом США, посетившим все индийские штаты.
С октября 2020 года работает главным юристом и главой отдела глобальной общественной политики Mastercard.
С 2002 по 2007 год Верма служил старшим советником по национальной безопасности Гарри Рида, лидера большинства в Сенате.
Рид занимал пост председателя Комиссии по азартным играм штата Невада с 1977 по 1981 год, а потом 30 лет был сенатором от штата Невада и способствовал карьере Кэтрин Мари Кортес Масто, которая сменила его в 2017 году и переизбралась 8 января 2022 года.
После инаугурации президента Барака Обамы в 2009 году Верма перешел на работу в Госдепартамент в качестве помощника госсекретаря Хиллари Клинтон по законодательным вопросам.
В июне 2022 года Байден добавил в PIAB пятого человека – Эвана Бэя, бывшего губернатора и сенатора от штата Индиана, начавшего после ухода из Сената карьеру в лоббистских фирмах и корпоративных советах директоров, включая работу старшим советником в Apollo Global Management, владеющей Constellis Group, в составе которой есть и ACADEMI Эрика Принса и британская Olive Group.
В октябре 2022 года Джо Байден добавил шестого человека в PIAB – Энн Финукейн, вице-председателя Bank of America (BofA) и председатель правления BofA Europe.
Энн с детства интегрировалась в элиту штата Массачусетс, работала в Fleet Financial, которая потом объединилась с BankBoston, затем BofA.
Банк Бостона ведет свое происхождение от Массачусетского банка, основанного в 1784 году. В 1786 году Массачусетский банк профинансировал первую торговую миссию США в Китай, а в 1791 году он профинансировал первый рейс американского корабля в Аргентину, установив то, что впоследствии стало давним присутствием в Латинской Америке. Позднее Банк Бостона стал крупнейшим иностранным банком в нескольких крупных городах Латинской Америки.
...
Следует отметить наглядность системного подхода, характерного для администрации Байдена – многоуровневые кадровые комбинации (ансамбли).
***
Можно заметить, что и перед съездом Демпартии администрация Белого дома сбалансирована между представителями Барака Обамы, Хиллари Клинтон и самого Байдена. Невозможно утверждать, что Байдена обязательно снимут с президентской гонки. У его команды есть масса возможностей оставить босса и самих себя в игре.
Сюжет с Аризоной, Мексикой и Индией предлагается вынести в раздел «дальнейших исследований», а сейчас приступить к внимательному изучению одной крайне интересной статьи Сеймура Херша, которая попалась в ходе поисков на тему Стратегической оборонной инициативы (SDI) Рональда Рейгана. А сами поиски возникли 27 февраля по двум причинам – разговоры о противоспутниковом оружии и некоторые диалоги из сериала «ГДР».
III. Сеймур Херш, SDI и спецкоманда Буша-старшего
London Review of Books (24 January 2019)
Seymour Hersh The Vice President’s Men
[Вице-президента] Буша неизменно списывали со счетов как осторожного политика, который следовал примеру своего гламурного босса [Рейгана] – возможно, потому что он предполагал, что его наградой будет прямой шанс стать президентом в 1988 году. Он был бы первым бывшим директором ЦРУ, добравшимся до вершины.
…
У Буша было другое мнение, которого придерживались военные и гражданские специалисты, которые работали на него по вопросам национальной безопасности. В отличие от президента, он знал, что происходит и как добиться успеха. Для них Рейган был «тупицей», который этого не понимал или даже пытался понять. Бывший высокопоставленный чиновник Административно-бюджетного управления охарактеризовал президента как «ленивого, просто ленивого».
…
Рейгану также наскучили сложные оценки разведданных. Всегда вежливый и обходительный, он рисовал каракули во время брифингов по национальной безопасности или просто не слушал. Было бы естественно обратиться вместо этого к директору ЦРУ, но это был Уильям Кейси, бывший бизнесмен и помощник Никсона, который был спорно назначен Рейганом в качестве награды за руководство его избирательной кампанией 1980 года. По мнению профессионалов разведки, работающих с исполнительной властью, Кейси был безрассуден, неосведомлен и слишком много говорил прессе.
…
Когда Джордж Буш прибыл в Вашингтон в качестве вице-президента в январе 1981 года, он казался не более чем второстепенным персонажем для Рональда Рейгана, бывшего ведущего, который был подавляющим большинством голосов избран на величайшую сцену мира. Биография за неокончательной биографией будут писаться о двух сроках правления Рейгана, поскольку их авторы пытались восполнить многочисленные пробелы в его знаниях, казалось бы, острым политическим чутьем и легкостью, с которой он, казалось, справлялся с президентством.
…
Буш был другим: он все понял. По его указанию была создана группа военных оперативников, которая действовала в обход органов национальной безопасности, включая ЦРУ, и не подчинялась надзору конгресса. Ее возглавлял вице-адмирал Артур Моро, блестящий офицер военно-морского флота, который был известен тем, кто находился внутри, как «М». Совсем недавно он в качестве заместителя начальника военно-морских операций участвовал в разработке новой морской стратегии США, направленной на ограничение свободы передвижения советских войск. В мае 1983 года его повысили до помощника председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Джона Весси, и в течение следующих двух лет он руководил секретной группой, частично действующей из офиса Дэниела Мерфи, главы администрации Буша, которая незаметно провела по меньшей мере 35 тайных операций против незаконного оборота наркотиков, терроризма и, что наиболее важно, предполагаемого советского экспансионизма в более чем двадцати странах, включая Перу, Гондурас, Гватемалу, Бразилию, Аргентину, Ливию, Сенегал, Чад, Алжир, Тунис, Конго, Кению, Египет, Йемен, Сирию, Венгрию, Восточную Германию, Чехословакию, Болгарию, Румынию, Грузию и Вьетнам.
Небольшой неофициальной команде Моро, состоящей в основном из офицеров военно-морского флота, было поручено проводить зарубежные операции, которые вице-президент считал необходимыми. Связь группы с Бушем была косвенной. Были два посредника, известных своей близостью к вице-президенту и умением хранить секреты: Мерфи, адмирал в отставке, который служил при Буше заместителем директора ЦРУ; и, в меньшей степени, Дональд Грегг, советник Буша по национальной безопасности и еще один ветеран секретных операций ЦРУ. Команда Моро в основном работала в комнате рядом с Национальным военным командным центром на первом этаже Пентагона. При необходимости они также могли ненавязчиво занимать один-два стола в углу кабинета Мерфи, который находился рядом с кабинетом Буша, в Старом административном здании рядом с Белым домом.
Администрация Рейгана была потрясена волной советского экспансионизма и международной агрессии, начавшейся еще до вступления президента в должность. В 1979 году, еще до своего вторжения в Афганистан, Советы захватили старую авиабазу в заливе Камрань в бывшем Южном Вьетнаме, которая была тщательно перестроена и обновлена США во время проигранной войны. Эта база была полна символики для американского и британского военно-морских сил – в декабре 1941 года, через три дня после Перл-Харбора, японские пикирующие бомбардировщики, действовавшие из Камрани, потопили два ведущих британских линкора, – и советское решение о расширении там присутствия было воспринято некоторыми высокопоставленными адмиралами как тревожное оскорбление. Революционное увеличение возможностей Америки по перехвату и декодированию советского сигнального трафика за год до прихода Рейгана к власти привело к обнаружению аналитиками Агентства национальной безопасности кольца советских спящих агентов внутри Соединенных Штатов, многие из которых работали на федеральных должностях, имея – как опасался Белый дом Картера – доступ к данным национальной безопасности.
Бывший военный офицер, тесно работавший с Моро, вспоминал о ранней напряженности, которая побудила Буша усилить целенаправленность советских операций. Действия Моро были направлены на ограничение советского влияния, не провоцируя конфронтацию. «Мы видели, как русские разбирались в своей внутренней политике и расширялись экономически», – вспоминал офицер. «Их вооруженные силы стали намного более компетентными благодаря достижениям в области технологий, ядерной инженерии и космоса. Они были довольны своей плановой экономикой и верили, что государственный контроль над образованием от колыбели до могилы работает, и казалось, что русские расширяются повсюду. Мы были в упадке; наша послевьетнамская армия была в руинах; моральный дух был на самом дне, а американский народ придерживался антимилитаристских взглядов. Было ощущение общей слабости, и русские воспользовались этим. Они разработали MIRV – многоцелевую автономно нацеливаемую ракету, несущую несколько ядерных боеголовок, – и ставили МБР на колеса и укрепляли ядерные шахты. Это было в то время, когда стало ясно, что президент плывет по течению и не является эффективным лидером».
К 1983 году тем, кто работал в Белом доме над вопросами национальной безопасности, стало ясно, что Рейган не хотел или не мог заниматься вопросами разведки или контрразведки. Буш проявил себя, по умолчанию и в основном в частном порядке, как самый важный человек, принимающий решения в разведывательном мире Америки. «Он контролировал нити», – сказал офицер. «Мы проводили небольшие, ограниченные операции, которые были скрытными, с военной цепочкой командования. Это не были долгосрочные программы. Мы думали, что сможем удвоить наши усилия против Советов, и никто не будет вмешиваться. И делаем это таким образом, чтобы никто не мог увидеть – что мы делаем, или понять, что существует генеральный план. Например, опубликованные статьи о нашей программе «Звездные войны» были полны дезинформации и вынудили русских разоблачить своих спящих агентов внутри американского правительства, приказав им предпринять отчаянную попытку выяснить, что делают США. Но мы не могли рисковать разоблачением роли администрации и рисковать началом нового периода маккартизма. Так что судебных преследований не было. Мы уничтожили их доступ и оставили шпионов «увядать на корню». После выявления советских шпионов, работавших в федеральной бюрократии, их постепенно увольняли или переводили на менее важные должности в надежде, что сдержанная контрразведывательная операция скроет улучшения в способности США считывать секретные советские сообщения.
«Никто в Объединенном комитете начальников штабов никогда не верил, что мы собираемся создавать «Звездные войны»» – сказал офицер, – но если мы сможем убедить русских, что сможем пережить первый удар, мы выиграем игру». Цель игры состояла в том, чтобы найти способ изменить ядерный статус-кво взаимного гарантированного уничтожения или сделать вид, что это возможно. «Мы хотели, чтобы русские поверили, что мы убрали букву "М" из "MAD"».
Вначале офицер сказал мне: «Были большие опасения, что русские были десяти футов ростом. То, что мы обнаружили, было полной некомпетентностью». Команда Моро была поражена, обнаружив, как легко было обратить вспять советское влияние – часто всего лишь с помощью щедрых предложений американских долларов и американского оружия. По всему Третьему миру – в таких странах, как Чад, Сенегал и Кот-д'Ивуар – предложение передовой американской электроники и средств связи также было неоценимым. «Русских просто не любили за границей», – сказал офицер. «Это были грубияны в дрянной одежде и обуви, сделанных из бумаги. Их оружие было неработоспособным. Это была потемкинская деревня. Но каждый раз, когда мы обнаруживали полную некомпетентность советской миссии, американское разведывательное сообщество предполагало, что это советский обман. Единственная проблема заключалась в том, что это был не обман. Мы пришли к пониманию, что американскому разведывательному сообществу нужна была угроза со стороны России, чтобы получить свои деньги. Те из нас, кто руководил операциями, также были поражены тем, что американская пресса была настолько некомпетентна. Вы могли бы заниматься подобными вещами по всему миру, и никто бы не задавал никаких вопросов».
Конгресс и конституция поначалу были не большим препятствием для тайных операций Буша и Моро, чем пресса. Единственным членом Конгресса, который знал, что происходит, был Дик Чейни, близкий друг и доверенное лицо Буша со времен их совместной работы в администрации Форда.
В 1976 году, после расследования Комитетом Черча злоупотреблений ЦРУ, как в Сенате, так и в Палате представителей были созданы постоянные комитеты по разведке, которым было поручено привлечь к ответственности ЦРУ и другие разведывательные агентства. Но все, кто был вовлечен в секретную команду вице-президента, понимали, что эти комитеты можно обойти, даже несмотря на то, что законы, регулирующие тайную разведывательную деятельность, были ужесточены: теперь существовало юридическое требование, согласно которому все тайные операции ЦРУ и военной разведки должны были доводиться до сведения комитетов посредством официального письменного документа, известного как «заключение». Но, по мнению людей вице-президента, в законодательстве была большая лазейка. «Для получения заключения не требовалось просто задавать вопросы, – сказал офицер, – и поэтому мы делали обычные запросы на оценку разведданных от ЦРУ через Объединенный комитет начальников штабов и Совет национальной безопасности. Наша основная философия заключалась в том, что мы проводили военные, а не разведывательные операции, и поэтому нам не нужно было информировать Конгресс. Таким образом, мы могли бы легально действовать без каких-либо находок».
Он описывал хитроумную процедуру обхода закона: ту, которая будет снова использована после 11 сентября, когда Чейни, в то время вице-президент, развязал бесконечную войну с терроризмом. «Вопрос для Моро заключался в том, как нам воспользоваться преимуществами того, что может предложить ЦРУ – своих людей с их языковыми навыками, а также свои сети и активы за рубежом», – сказал офицер. «Недостатком было то, что если мы использовали ЦРУ в контексте разведки, мы должны были получить результаты. Мы решили обойти закон, используя людей из агентства в качестве, как мы утверждали, “связующего звена”».
Следующим шагом было «прикрепить операторов ЦРУ к военным подразделениям в качестве связных, которые работали на Моро. Кейси знал, что его ЦРУ сокращают, и поэтому он стал более активным там, где мог – в Латинской Америке». В качестве меры предосторожности команда подготовила письменные выводы, когда использовались люди или информация ЦРУ, но они были спрятаны «в сейф», и их можно было предъявить только в том случае, если кто-нибудь в Конгрессе узнает, что происходит.
Моро презирал Кейси и, по словам офицера, «считал ЦРУ сумасшедшей организацией, которая не беспокоится о последствиях своих тайных действий». Он вспомнил, как Моро говорил своим подчиненным в секретном штабе: «Я подотчетен вице-президенту, а вы, ублюдки, подотчетны мне. Агентство не подотчетно никому – ни президенту, ни Конгрессу, ни американскому народу. Они сделают все, что захотят, чтобы поддержать свою миссию, которую они сами определяют».
Устранение руководства ЦРУ, хотя и используя их ресурсы там, где это было необходимо, частично благодаря добрым услугам Дэна Мерфи, у которого было много связей внутри агентства, было ключом к операциям Моро.
«С самого начала нашей философией было отсутствие публичности», – сказал офицер. – «Официальное привлечение агентства потребовало бы результатов расследования и опоры на «военизированные подразделения ЦРУ», которые считались слишком тупыми и некомпетентными. Но, используя только военных, мы непреднамеренно заложили основу для того, что у нас есть сейчас – Объединенного командования специальных операций, по сути вышедшего из-под гражданского контроля».
...
Операции Моро были косвенно описаны в The Reagan Imprint (2006) Джоном Аркиллой, который преподает программу специальных операций в Высшей школе военно-морских сил США. Аркилла написал о секретном меморандуме Белого дома 1984 года – NSDD 138 – который санкционировал «саботаж, убийства ... упреждающие и карательные рейды, обман и значительно расширенную программу сбора [разведданных], нацеленную на подозреваемых радикалов и людей, которых считают их сторонниками». Аркилла сообщил, что меморандум (который не был рассекречен до 2009 года) вызвал острые споры внутри правительства, и директива так и не была выполнена в полном объеме. Он добавил, что Буш «поначалу тоже прохладно отнесся к этой идее, хотя со временем она ему понравилась».
...
Офицер сказал, что Кейси был еще одним источником напряженности. Он «ходил вокруг да около, создавая впечатление, что он супер-ведьмак, но никого внутри это не волновало, потому что у него не было соку. Мы знали, что он был за бортом и жил за счет своей былой славы в УСС – Управлении стратегических служб, предшественнике ЦРУ военного времени. Возможно, он руководил избирательной кампанией Рейгана, возможно, он контролировал операцию США в Афганистане, но военные, работавшие с Моро, считали его «странным, непредсказуемым, неуправляемым и нечестным». Мерфи следил за тем, чтобы его держали в курсе того, чем занимается Кейси.
Директор ЦРУ получил свой шанс прославиться в Никарагуа, сандинистское правительство которой Рейган и Кейси чрезмерно боялись как серьезной угрозы Соединенным Штатам. Кейси смог добиться своего благодаря редкой ошибке Моро, который привел лейтенанта морской пехоты Оливера Норта в секретную команду. История «Иран-Контрас», если смотреть изнутри операции Моро, имеет мало общего с публичными отчетами. Буш, известный своим друзьям и помощникам как «Poppy» [мак, опий?], также беспокоился о Никарагуа и Даниэле Ортеге, лидере сандинистов, и сыграл важную роль в принятии решения о тайной американской поддержке никарагуанской оппозиционной силы, известной как Контрас. Команда Моро неизбежно оказалась вовлеченной: предложение с высоким риском для группы, поскольку Конгресс принял поправку, запрещающую использование американских средств для поддержки никарагуанской оппозиции. Не было никаких сомнений относительно роли Буша в том, что впоследствии стало скандалом «Иран-Контрас».
...
Но было важно убрать Кейси с дороги, сказал офицер, чтобы «защитить наши реальные операции». К сожалению, человеком, которому было поручено защищать внутреннюю команду вице-президента, был Олли Норт, который в то время работал в Совете национальной безопасности. «Мы были в разных частях Белого дома», где конспирация была постоянной, и работа Норта заключалась в том, чтобы держать Моро в курсе всех операций СНБ. Норт был подставой.
Команде Моро стало ясно, что операции ЦРУ, проводимые Кейси в поддержку Контрас, выходят из-под контроля. Кейси был занят незаконным сбором миллионов долларов для «контрас» у «обеспокоенных» американских граждан и зарубежных стран, включая Саудовскую Аравию и Бруней, лидеры которых искали расположения Белого дома».
«Моро считал, что действия Кейси в поддержку контрас были глупостью и бомбой замедленного действия», – сказал офицер. «То, что начиналось как тихая операция, задуманная Моро для влияния на общественное мнение внутри Никарагуа, превращалось в политический футбол. Итак, Моро звонит своему сыну Олли и говорит ему заняться проблемой Контрас и не дать ей выйти из-под контроля. Он выбрал не того парня. Норт был предан и полон энтузиазма, но он был чертовски туп».
Норт видел карьерный путь в том, чтобы поддерживать отношения с Кейси, но затем операция приняла нелепый оборот после похищения Бакли в Бейруте в марте 1984 года членами группировки, которая вскоре назовет себя «Хизбаллой».
Был разработан план продажи Ирану противотанковых ракет и ракет класса «земля-воздух» через Израиль в обмен на иранскую помощь в освобождении Бакли и других заключенных (правительство аятоллы Хомейни, свергнувшего шаха в 1979 году, было воспринято администрацией Рейгана с большой враждебностью). Прибыль от продажи оружия затем будет использована для финансирования никарагуанской оппозиции – в прямое нарушение запрета конгресса.
«Олли вовлекает в схему Дика Секорда, иранских диссидентов и финансовых воротил в Техасе, и ситуация полностью вышла из-под контроля», – сказал офицер. – «Мы сходим с ума. Если мы не будем действовать осторожно, вся наша структура развалится. И поэтому мы, бывшие члены команды Моро, которые все еще работали на Буша, "слили" эту историю в журнал в Ливане».
Он имел в виду статью, опубликованную 3 ноября 1986 года журналом «Аш-Шираа» в Бейруте, в которой описывалось соглашение об оружии в обмен на заложников. Он не сказал, каким образом информация была передана в журнал, и не признал, что с этой утечкой группа Моро действовала с такой же корыстью и так же мало заботилась о последствиях, в чем Моро обвинял ЦРУ. Офицер объяснил, что все понимают, что скандал очень быстро разразится публично, и в него будет вовлечен Конгресс. «Нашими целями были защита операции Моро, ограничение возможного разоблачения вице-президента и убеждение администрации Рейгана ограничить руководство тайными операциями Биллом Кейси. Потребовалась всего лишь спичка, чтобы разжечь огонь. Это было: «О боже. Мы платили выкуп за заложников – Ирану».
Моро ушел в отставку к концу 1985 года: по рекомендации Буша он получил свою четвертую звезду и был вознагражден за свою напряженную двойную службу в Белом доме назначением командующим военно-морскими силами США в Европе и силами НАТО в Южной Европе.
Был и еще один фактор: 1 октября 1985 года адмирал Уильям Кроу сменил Джона Весси на посту председателя Объединенного комитета начальников штабов. Грозный Кроу был до определенного момента посвящен в тайные операции внутри офиса вице-президента. «Он пронюхал, что происходит», – сказал офицер. Кроу быстро распустил секретную команду Моро и вернул ее офицеров на службу во флот. В его смену не будет никаких необъявленных операций. Крыша могла рухнуть в ноябре следующего года, когда скандал «Иран-контрас» стал достоянием общественности. Последовавшее расследование конгресса было сосредоточено на Рейгане и на том, что он делал и чего не знал. Буш в основном находился вне линии огня, как и Моро. Тем временем у Кейси в декабре 1986 года диагностировали опухоль головного мозга, и он покинул свой пост через несколько дней. Он умер пять месяцев спустя.
Если бы Кейси не заболел, заверил меня офицер, «он был бы козлом отпущения и заменил бы Босса» – президента. Буш, которому, казалось бы, гарантированное выдвижение на пост президента в 1988 году оказалось под угрозой, впал в панику из-за разгорающегося скандала. Он сыграл важную роль в заведомой на провал схеме; всестороннее расследование вполне могло бы выявить 35 или около того ранее проведенных тайных операций – многие из них успешные, – которые он и группа Моро провели. Тщательно подготовленные выводы команды, ни одно из которых не было передано Конгрессу, были уничтожены, как и любые другие записи подразделения чрезвычайных операций. Моро перенес серьезный сердечный приступ в декабре 1986 года во время дежурства и вскоре скончался в военном госпитале в Неаполе.
Секретность, внутреннее соперничество и незаконность обрекли проект Моро на провал, но, несмотря на все его недостатки, в оборонном ведомстве были люди, которые, как и Моро, считали, что для борьбы с международным терроризмом необходимы экстраординарные усилия.
«Какая ирония, – сказал мне высокопоставленный представитель министерства обороны, – учитывая весь нынешний интерес к ведению тайной войны, что вполне реальная возможность упредить "Аль-Каиду" и начать войну за десятилетия до 11 сентября была упущена чрезмерно усердными, иногда вводящими в заблуждение операторами и препирающимися чиновниками администрации».
***
В ответ на эти расследования Сеймура Херша (напоминающие его более поздние статьи о подрыве СП-1,2) ему возразил Эдвард Люттвак, бывший советник Рейгана:
Том 41 № 4 • 21 февраля 2019
Я был удивлен рассказом Сеймура Херша о Рональде Рейгане, в котором доказывается, что главным в действительности был Джордж Буш.
...
Причина, по которой я удивлен, заключается в том, что были опубликованы дневники Рейгана, и в них он часто комментирует то, как люди вроде Херша, чиновники Госдепартамента и многие в Конгрессе считали его невежественным и неэффективным, и насколько это было очень полезно для прикрытия его чрезвычайно амбициозной программы.
...
Все, кроме Рейгана и горстки других, включая меня, принимали сосуществование как основную аксиому мировой политики, основанную на уверенности в том, что в ядерной войне невозможно победить и что СССР был другой сверхдержавой, которая сохранится в будущем.
...
Кейси, который во время Второй мировой войны отвечал за операции УСС за пределами Лондона, знал разницу между молодчиками в форме в Пентагоне и отдельными людьми, которые отправлялись туда (на самолетах авиакомпании TACA) и добивались своего.
…
Херш умудряется не упоминать о том, что привело в ужас Буша, Объединенный комитет начальников штабов и, без сомнения, Моро: Рейган не верил во взаимное гарантированное уничтожение. Он не нажал бы на кнопку, и точка, даже если бы они разбомбили Вашингтон, округ Колумбия («Какой в этом смысл?»). Когда его впервые проинформировали о планах НАТО, согласно которым ядерное оружие должно быть применено, когда закончатся боеприпасы, он сказал: «Покупайте больше боеприпасов». Он пообещал – и выполнил – огромное увеличение оборонного бюджета, но дал понять, что не будет нажимать на кнопку. Вместо этого он поддержал противоракетную оборону с использованием новых технологий: Стратегическую оборонную инициативу. Такие, как Херш и Моро, назвали это «Звездными войнами». Это отвлекло средства Пентагона от дальнейшего совершенствования обычных танков, истребителей и авианосцев, и большая часть новых технологий потерпела неудачу. Но он во многом и преуспел и это сейчас используется. Что ужаснуло Буша и Объединенный комитет начальников штабов, так это перспектива того, что Советы узнают, что президент США отказался даже от варианта второго удара, тем самым разрушив принцип ядерного сдерживания. Я не могу их винить: кто, к тому же, мог вообразить, что КГБ зашел так далеко, что принял точку зрения Washington Post, согласно которой Рейган был фанатиком Общества Джона Берча, придерживающимся политики нанесения первого удара? В течение более чем двух лет офицерам КГБ было поручено наблюдать за аэродромами ВВС США повсюду днем и ночью, готовые сообщить о массовом взлете бомбардировщиков с ядерными боеголовками.
***
В дальнейшей переписке Люттвак добавил:
Похоже, что даже по прошествии всех этих лет некоторым по-прежнему трудно поверить в то, что Рейган был не ядерным воином Общества Джона Берча, а его полной противоположностью – так же, как упорное давление Трампа вывести американские войска из бесполезных войн в безнадежных странах старательно игнорируется его критиками, которые полны решимости придраться абсолютно ко всему, что он делает.
Позиция Эдварда Люттвака вполне объяснима его работой консультантом Рейгана.
И Рейган по определению не мог быть настолько прост, как его описывает Херш. Тем не менее, спецкоманда Буша провела несколько десятков успешных операций. Может ли быть хоть малейший шанс, что таким же вице-президентом сейчас выступает Камала Харрис? Не очень похоже, но это не значит, что шансы такого сценария нулевые. А вот то, что рядом с Байденом уже не первый десяток лет есть несколько грамотных и способных к игровым комбинациям акторов, сомнений не вызывает.
Как минимум, так интереснее наблюдать за нашими противниками и именно так можно понять, что и как может сложиться к ноябрю 2024 года (если выйти за рамки «всем понятного варианта Байден/Трамп» и понаблюдать за возможностями альтернативных сценариев).
Можно вспомнить и о поездке юного Такера Карлсона в Никарагуа, и о том, как с Олли Нортом в дальнейшем стал взаимодействовать Эрик Принс, и многие другие кейсы.
До новых встреч!