Вопрос заглавия может показаться крамольным, ведь церковь сегодня говорит обратное.
Но давайте посмотрим поближе и увидим.
Что происходит сейчас?
Строятся церкви, пошла мода на церковную жизнь, с экранов российского ТВ и интернета много вещают православные священники и богословы. Пошла гастрономическая мода на «Великий пост» и в магазинах в этот период продается много «постных продуктов» для скоромной диеты.
То есть церковный тренд сейчас популярен.
Почему?
Государство дает церкви «зеленый свет» и заручается ее поддержкой. Пиар и маркетинг работают и дают плоды – вовлечение людей в церковную жизнь, интерес к церкви. Кто сомневается в силе маркетинга и пиара? И в том, что любое явление за счет двух этих инструментов можно сделать популярным?
Если есть, кто сомневается – пишите в комментариях.
При этом советское прошлое нынешние государство и церковь называют безбожным, богоборческим. И часть людей некритично повторяют такое мнение, демонизируя тот строй. И, как бы исподволь, сакрализируя нынешний.
Но...Все не совсем так.
Как было в советское время?
В советское время формировали нового человека. Был кодекс строителя коммунизма, который в себе повторял многие евангельские истины. Более того, за исполнением кодекса следили. То есть в тренде того, советского общества, была не церковная жизнь и пиар церкви, не монашеская жизнь во главе угла, а тренд нового человека, более светлого и созидательного. И такие люди, реальные, живые, наши родные и близкие, были. Прекрасные люди. Помним и любим их.
Хорошо, сейчас – церковная жизнь, в советское время – новый человек во главе угла. А как правильно относительно Христа и Евангелия?
Относительно Христа.
Так ведь и Христос говорит о новом человеке, как главном. Не о ритуалах, не об архитектурных строениях (это лишь средства и условия), а о новом человеке (это цель). Не дикаре, варваре, живущим по принципу все только себе любой ценой, а других загрызть и опорочить, а о человеке новой культуры – любви, взаимопомощи, созидания. Помните, лозунг тех лет: человек человеку – друг, товарищ и брат.
А теперь сравните это с притчей о ближнем, о милосердном самарянине (Лк.10:25-37). Идентично?
Экспресс сравнение.
Сейчас много формы и проформы, блеска и слов, а суть и дела евангельские умалены. В советские – напротив.
Говорят, что советские строили рай на земле без Бога и таки построили здравое общество и справедливое государство.
Сейчас рай не строят, в нем уже живут «избранные» (только не понятно кем), а остальные, которым не хватило крох из рая – утешаются в церкви. Ведь не от их действий и молитв что-то зависит, а от прихоти тех, кто «в раю».
Заключение.
Исходя из сказанного выше, на мой взгляд (я не претендую на истинность в последней инстанции, пишите, если хотите опровергнуть или добавить), православные ценности больше раскрывались в советском строе и обществе, нежели сейчас. Не цитируя тогда Евангелия, о людях заботились больше на делах. А там, где выше забота о людях – и Бога больше. Ибо Бог про людей, а не против.
А монашествующие молитвенники, постники и подвижники и в том строе, и в этом всегда были иноками, то есть жили иной – не политической, не индустриально-сервисной жизнью. Они всегда были и будут, и не зависят от политического строя, а от настоя их сердец на Бога и желания послужить Ему и людям особо. Хвала им.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Подписывайтесь на канал.
Делитесь с друзьями и приглашайте на канал.
Добра всем.