10,1K подписчиков

Дербент весной

582 прочитали

Мозг ищет антидоты, пускается в воспоминания, шарит с фонарем по дну в поисках вспышек радости и надежды, подтверждений, что «бывает все на свете хорошо», что бывает и радостно.

Солнечной вспышкой остался в памяти Дербент, Дербент как бы выбитый в желтом камне моих воспоминаний, Дербент, превратившийся в личный миф.

Я приехала в Дербент немного оглушенной сразу несколькими семейными событиями. Вышла на работу в феврале и неделю за неделей последовательно возвращаясь к цветам и вкусам. Дербент помогал.

Например, рынок. Весной я покупала там в основном сыр и зелень. И это был отличный плотный овечий сыр ресторанного качества и пучки зелени толщиной в мою руку: какая кинза! Какой шпинат, руккола! В мае пошла местная клубника, и я съедала каждый день маленькое ведрышко - меньше даже странно было покупать. Ну, а летом рынок разбух, разросся за счет всего свежего - черешни, вишни, абрикосов, персиков, болгарских перцев и баклажан - все только что с дерева и только что с куста.

Мозг ищет антидоты, пускается в воспоминания, шарит с фонарем по дну в поисках вспышек радости и надежды, подтверждений, что «бывает все на свете хорошо», что бывает и радостно.

И я вам скажу, что в Дербенте надо попробовать гастрономического, кроме шашлыка. И даже увезти с собой. Сезме (cezme) называется. Еще не сыр, жиже, чем творог, гуще, чем сметана. Очень советую и не понимаю, почему никто еще не выпускает сезме в промышленных объемах. Урбеч продают в супермаркетах, а сезме нет.

Это что-то вроде альметты, тоже намазывается на хлеб, только свежее. Можно зелень в нее покрошить. В инете масса рецептов приготовления, с чем сочетать, чем приправлять. Идеальная закуска. На рынке рядом с площадью направо от входа в павильон «Куры» есть Сакинат и Зумрият с ассортиментом брынзы, и у них есть сезме. В некоторых ресторанах тоже подают.

В Дербенте я открыла, что лучшая пахлава - свежая-горячая, а не сухая-твердая. Попробовала пахлавы домашней, где тесто тонкое-ломкое, а ореховая начинка густая, будто расплавленный орех.

Однажды посреди солнечного дня пошел дождь. Я в него не поверила и все шла пешком, прикрываясь косынкой от солнца и дождя одновременно. Рядом остановился таксист, предложил подвезти, а из салона его жигулей пахло сладко, как из райской пекарни - орехами с медом. Сказал, что ему нужно сначала заказ отвезти «в богатый дом» - несколько подносов с только что испеченной пахлавой - одна женщина на магалах печет только для частных клиентов. (Если что, у меня есть ее номер).

Пахлава еще не остыла, она дышала под полотенцем на заднем сидении, а снаружи шел слепой солнечный дождь крупными каплями. И моя косынка пахла дождем, и земля пахла дождем, и ветерок в окно пах дождем и морем. Так все и замешалось в одно впечатление «весна в Дербенте».

Это про запах, теперь про цвет.

Фото Имама Гусейнова
Фото Имама Гусейнова

В апреле в Дербенте я увидела, как много маков может расти в городе. Маки ассоциировались у меня с диким полем - где они вперемешку с ромашками. А тут после сухой серо-желтой дербентской зимы нежные красные вспышки появились вдоль железнодорожных путей внезапно для меня. Выросли с солнечной стороны крепостной стены - невероятной, протяженной достопримечательности города.

Когда ходишь мимо стены по пять раз в день, привыкаешь и не думаешь о ее дважды тысячелетнем возрасте. Но всегда хотелось тереться поближе к этим надежным, желтым стенам цитадели, так было будто спокойней.

А когда расцвели маки, каждый погонный метр стены превратился в натюрморт. Вскоре в город прилетели толпы стрижей и поселились между камнями стены. Они добавили в мою картину мира самые оптимистичные звуки в мире.

Фото Имама Гусейнова
Фото Имама Гусейнова

Пора было перезапускать свою обновленную версию. Я приходила домой и вместо того, чтобы ужинать, стояла у окна и слушала, как пищат стрижи и смотрела, как за край горы садится солнце и включается подсветка на крепости. Но потом, конечно, ужинала каким-то нибудь салатом с большим количеством свежей кинзы и гранатовыми зернышками.

Тут и фруктовые деревья в садах по всему городу зацвели - будто так и надо. События во внешнем мире заставляли оторваться от мира внутреннего и мыслей типа "пережить эту зиму". Вот пошли тюльпаны в палисадниках, потом розы на газонах. Потом в садик под окном прилетел соловей, и переход весны в лето совершился под его аккомпанемент.

Мозг ищет антидоты, пускается в воспоминания, шарит с фонарем по дну в поисках вспышек радости и надежды, подтверждений, что «бывает все на свете хорошо», что бывает и радостно.-4

И еще про соловьев. Самых крутых соловьев я слышала где-то возле железнодорожных путей Дербентского вокзала, их было трое-четверо, и они пели почти хором. Записала на видео на фоне закатного неба, иногда открываю его на старом телефоне, слушаю и думаю, что Дербент расслабляет даже по видео и через время.

К зубному я ходила через новостройки на юге. В Дербенте среди них можно обнаружить сад с плодоносящими деревьями хурмы, чуть выше заброшенный виноградник, а еще выше гранатовый сад.

Бывший сад и бывший виноградник. Лозы старые, черные, покрыты маленькими улитками. Когда-то они плодоносили, за ними ухаживали, подвязывали веревочками. Между ними летали пчелы и бабочки. Теперь они стоят тут сухие, будто разводят руки. Скоро на месте виноградника выстроят новый дом, лозы отступят в историю. Но с холма все так же будет видно море и туи.

Гранатовый сад я жалела больше. Вы знали, что гранаты - это кусты? И что из них можно составить поле? Когда я там шла, всегда представляла, каково было быть сборщицей гранатов и перекрикиваться с другими сборщицами. Как хорошо было тут работать, ходить между рядами кустов, собирать плоды, складывать в корзины, садиться обедать под деревом, видеть перед собой виноградник и весь простор за ним, и дальше - море. И смеяться от полноты жизни.

Лучшие стрит-художники оставили свои арт-следы по всему Дербенту. И вписались в его облик и в мои впечатления органично, как камни стены. Помню, шла по пляжу, обнаружила рисунок на фрагменте забора, уставилась, потом подняла голову, а там на проводах ласточки сидят с раздвоенными хвостами и разговаривают между собой. Мы в тот день еще фотографировали роскошные мозаики на фасадах старого консервного заводе. Было тепло, но не жарко. И я впервые за долгое время подумала, что мне хорошо.

Видимо, прекрасная была мозаика на стене одного из цехов знаменитого Дербентского консервного завода
Видимо, прекрасная была мозаика на стене одного из цехов знаменитого Дербентского консервного завода

И знаю, уличные собаки - это проблема. Горожане жалуются на них в муниципалитет. Но я люблю слушать лай собак по ночам. И в Дербенте я его наслушалась на годы веред - с удовольствием, с чувством, что я иду через какую-то бесконечную ночь, утро после которой наступит нескоро. Наутро после которой встаешь другим человеком. Но это потом, а пока я просто сидела и слушала лай собак в ночи и смотрела на полумесяц... Цикл был пройден.

Благодарю своих сотрудников по Информационному центру «Дербентские новости», которые помогли мне освоиться в новом городе и на новом жизненном этапе. И благодарю Ирину Семеновну, которая мне в первый день на работе сказала: вам понравится! У нас в Дербенте хорошооо!

*Зумрият ничего не знает о моей публикации. Написала добровольно, а не на правах рекламы))

Еще про Дербент, который сохраняет все

И про Дербент первой весной

И про прощание с Дербентом

Мозг ищет антидоты, пускается в воспоминания, шарит с фонарем по дну в поисках вспышек радости и надежды, подтверждений, что «бывает все на свете хорошо», что бывает и радостно.-6